«Бортко сокрушался, что не снял меня в роли Шарикова». Большие и малые победы Виктора Сухорукова

10 ноября народному артисту России Виктору Сухорукову – 72.

Виктор Сухоруков. Фото из открытых источников

Виктор Сухоруков. Фото из открытых источников

Сегодня в это трудно поверить, но факт: дебютировав в большом кино в 38 лет, Виктор Иванович стал чуть ли не самой харизматичной личностью нашего кинематографа — с диапазоном ролей от бритоголовых отморозков («Брат» и «Брат-2», «Антикиллер», «Жмурки») до всероссийского императора («Бедный, бедный Павел»). Сыграл двух генсеков ЦК КПСС и настоятеля монастыря Отца Филарета («Остров»).

В этой связи мне очень нравится его фраза, сказанная о самом себе в порыве своих откровений: «Я за эти мои прожитые годы мог умереть раз восемь, сгинуть раз пятьдесят, сгореть раз шесть, спиться раз восемьдесят, развалиться как труха, как гнилой пенек раз двести, а я сижу перед вами молодой, здоровый, красивый, талантливый Сухоруков как цветущий букет для Софи Лорен».

В течение нескольких лет у нас с Виктором Ивановичем была добрая традиция: я звонил ему 10 ноября с поздравлениями и мы разговаривали на самые разные темы. Предлагаю самые яркие фрагменты этих наших импровизированных интервью.

В исторической драме "Бедный, бедный Павел", 2003 год

В исторической драме «Бедный, бедный Павел», 2003 год

ОДЕРЖИМЫЙ МАЛЬЧИШКА ИЗ ОРЕХОВО-ЗУЕВО

— Виктор Иванович, почему Виктор Сухоруков на экране – рекордсмен по числу сыгранных негодяев и убийц, а люди при упоминании вашего имени улыбаются?

— Значит, я не серьезный злодей. Значит, я ироничный и глупый. А глупость – это всегда смешно. У моих персонажей больше не социального злодейства, а гротескного. Другого объяснения я не нахожу. Возможно, причина еще в том, что у меня подход немножко свой в «игре» нехороших людей. Я все равно иронизирую над ними, пародирую – вот в чем дело. Плюс, я надеюсь, на мой имидж накладывает добрый отпечаток моя параллельная миссия – всякие интервью, теле- и радиовыступления, где я, конечно, устраиваю клоунаду и пытаюсь публику веселить изо всех сил.

Недавно я вдруг понял: когда меня приглашают в «Доброе утро» на Первом канале, им не нужны темы моей жизни или моего творчества — для них самое главное пригласить Сухорукова, чтобы я разбудил утреннее человечество.

— Удается?

— Конечно. Причем, я никогда не пользуюсь никакими заготовками, их быть не может и не должно быть, Боже упаси! Только импровизация, только кураж, азарт и понимание темы разговора. А тема одна: просыпайся, страна! Вот и все.

— Достаточно традиционный вопрос, но тем не менее… Если бы не стали актером, куда бы могли направить свою неистощимую энергию?

— Сперва мечтал быть киномехаником, чтобы бесплатно смотреть кино. Еще поваром, потому что детство было не очень сытое, — думал, вот уж наемся, да еще и домой принесу. Потом хотел быть дамским парикмахером. Именно дамским, потому что у девчонок есть над чем «поколдовать», а фантазер я жуткий! Но когда решил стать актером, все остальные мечты мгновенно «умерли»…

В. Сухоруков. Фото из открытых источников

В. Сухоруков. Фото из открытых источников

Уж не знаю, откуда во мне были такая одержимость, такой напор. Я излазил все кружки, где не нужно было тратить деньги. Ведь жили мы бедно, в одной комнате впятером, в казарме, мама с папой на фабрике работали. Например, я мечтал рисовать, но для этого нужны были краски и бумага. Хотел записаться в хореографический, но пришлось бы покупать тапочки, лосины, майки. Спортом я тоже не мог заниматься — лыж, коньков и мячей у меня никогда не было. Поэтому пошел в танцевальный кружок, где специального обмундирования не требовалось, и три года оттанцевал в семейных трусах и сандалиях. Вот там как раз меня и подсмотрел главный режиссер Орехово-Зуевского народного театра Юрий Леонидович Гринев.

Еще открою маленький секрет — это к разговору о моем безумном желании быть актером буквально с шорточного, чубочно-сандального возраста. Я ведь в три года заболел скарлатиной, получил осложнение на уши и стал почти глухим. И решил разбиться в лепешку, но победить глухоту. Познакомился с уникальным врачом — Валентиной Александровной Терещенко, шел на все эксперименты, операции, с корнем вырывал гланды, аденоиды, полипы, вычищал уши и носоглотку, пока не начал слышать. На это ушли годы — только к призыву в армию я почувствовал себя полноценным.

Но мало того, я же в 12 лет без слуха ездил на «Мосфильм» на пробы. Прочел объявление в «Пионерской правде», погладил трусы и с украденными у мамы сорока копейками в кармане отправился в Москву. Помню, меня показывали режиссеру, я, конечно, могу ошибаться, но мне сейчас кажется, что это был молодой Андрон Кончаловский. Сижу, он со мной разговаривает, и я по губам (!) стараюсь понять, что он говорит. Тут он меня, видимо, «раскалывает» и вдруг как вскрикнет: «Да ты глухой, что ли?» Я весь вздрогнул до пяток и говорю: «Нет!!! Просто волнуюсь…» Я никогда эту историю никому не рассказывал.

В молодости. Фото из открытых источников

В молодости. Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

С «ВОЛЧЬИМ» БИЛЕТОМ

— Говорят, на вступительных экзаменах в театральный кто-то из педагогов, прослушав вас, воскликнул: «Он либо сумасшедший, либо гений!»

— Уточняю: эту фразу произнес не «кто-то», а конкретно мой художественный руководитель и учитель Всеволод Порфирьевич Остальский. Когда я читал «Василия Теркина», у меня в глазах такие чертики плясали… После этого он вытащил из кармана пиджака черную кожаную записную книжечку и занес туда мою фамилию. Думаю, в итоге я оправдал надежды мастера и закончил вуз на одни «пятерки».

— Педагоги вам прочили великое будущее?

— Прочили-прочили. (Смеется.) Евгения Николаевна Козырева после дипломного спектакля поцеловала и шепнула на ухо: «Горе ты мое… А люблю и верю!»

Вообще-то у нас был очень мощный курс — Таня Догилева, Юра Стоянов, Аля Мартьянова (ныне ведущая актриса академического театра в Твери), Валя Виноградова (театр «Балтийский Дом»). Когда мы выпускались, кое-кого даже приглашал к себе в театр сам Товстоногов. В том числе и меня.

Виктор Сухоруков в спектакле "Добро, ладно, хорошо" на сцене театра комедии имени Акимова, 1980 год

Виктор Сухоруков в спектакле «Добро, ладно, хорошо» на сцене театра комедии имени Акимова, 1980 год

— А вы уехали тоже в Питер, но к мало тогда известному Петру Фоменко. Почему?

— Фоменко, которого уже знали в театральных кругах как талантливого режиссера, бунтаря и диссидента, сразу мне предложил главную роль в своем новом спектакле в Театре комедии. Поэтому, ни минуты не раздумывая, я выкрал диплом в отделе кадров и уехал в Ленинград.

— Не пожалели потом об этом как об опрометчивом поступке?

— Я никогда ни о чем не жалею по одной причине — я из всего извлек уроки. У меня однажды возникло сожаление о том, что сегодняшний мой успех оказался такой поздний — мне бы все это пораньше. И тут же сам себя осудил: «Не гневи Бога, Сухоруков! По крайней мере, у тебя все состоялось. А то, что все пришло так поздно, так это только по собственной вине — по причине дурацкого характера и праздного, взбалмошного мироощущения».

Меня ведь, когда уже не было в театре Фоменко, с треском уволили из Театра комедии, да еще с «волчьей» формулировкой «без права устройства в другие театры в течение полугода». Официально уволили за пьянство, хотя в то время в театре выпивали многие. А я в жизни ни одного спектакля не сорвал.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

— Тогда за что конкретно вас уволили?

— Я не ходил по кабинетам, не «дружил» с руководством, может, это мне и не простилось. А потом они злились – ведь я не говорил «чего изволите?» и мог ляпнуть правду-матку и трезвый, и пьяный. А раз есть слабая сторона, вот ею и воспользовались. Пошел по другим театрам, не взяли: «У вас репутация пьющего человека». Я подался в грузчики, таскал мешки с сахаром, мыл стаканы в кафетерии… И так два года.

Жил я «интересно». Вышел на улицу, поглядел направо — оказался в булочной и стал хлеборезом. Потом переехал на Васильевский остров, вышел, посмотрел налево, написано: «Требуется грузчик». Так я и «жил», потому что все равно жил не этим, а тем, кем сегодня стал артист Сухоруков. Таская мешки, все равно говорил: «Я вернусь!» Разрезая хлеб и булки, бегая к пивному ларьку, все равно твердил себе: «Я остановлюсь, закончу — у меня все будет нормально!» Почему-то верил, хотя долгое время ничего для этого не делал. Гулял, пьянствовал, куролесил…

Ведь, например, пара лет — 1986-й и 1987-й — для меня были просто никакими, пустыми, я их потерял и забыл. Я тогда работал в театре на Литейном. Что-то репетировал, но спектакли до премьеры не доживали, то есть я даже на сцене не появлялся. Плыл, как льдинка по весне, понятия не имея, куда течение занесет. И в этот момент в моей жизни неожиданно появился Юрий Мамин и главная роль в «Бакенбардах».

В комедии "Бакенбарды", 1990 год

В комедии «Бакенбарды», 1990 год

«ЕСТЬ ОДИН ТАЛАНТЛИВЫЙ СУМАСШЕДШИЙ»

— Интересно, где он вас нашел?

— Случай! Юрий Мамин сначала хотел Дмитрия Певцова в этой роли снимать, но тот работал у Глеба Панфилова и отказался. Потом пригласили Сергея Колтакова, но они не нашли общего языка. В результате второй режиссер Володя Студенников сказал Мамину: «Есть еще один талантливый сумасшедший, но его никто не знает». «Веди». И он меня привел.

Самое удивительное, что это был период, когда с тем же самым напором и упрямством, с которым я стремился попасть в кинематограф, я «навсегда» сказал себе: «Не хочет он меня любить, и не надо — буду заниматься театром. Честь имею!» И как только я без скрипа закрыл дверь желаниям сниматься, тут же эта дверь подала звук: «Витька! Витька! Иди сюда!»

И мне понравилось сниматься, я понял, что у меня это получается. «Бакенбарды» подогрели мои амбиции, подкормили мое самолюбие. Я сказал себе: «Ты пригодился! У тебя может еще все получиться — давай! Но для этого ты должен быть трезвым, собранным, здоровым и — главное — интересным!» Это первое. А во-вторых, если бы не «Бакенбарды», я бы не оказался однажды на «Ленфильме», не познакомился с молодым Алексеем Балабановым и не попал на главную роль в его дебютной картине «Счастливые дни», пройдя тяжелейший отбор.

— Вы никогда не рассказываете о своих первых ролях в кино. Я имею в виду ленту «С тобой и без тебя»…

— Рассказываю. Я назвал этот фильм первым в своей фильмографии по одной причине – потому что я участвовал. Другое дело, что режиссер Нахапетов вырезал меня. Но я же был двое суток в этом павильоне, наблюдал, как начинала сниматься Печерникова, а потом ее заменила Неелова, как все уходили обедать, а молодой Родион Нахапетов в черном пиджачке и красной рубашечке бродил по павильону и, видимо, обдумывал свои дальнейшие шаги. Я не называю другие фильмы, где я пробовался, но участвовать не повезло. Такие, как «Звонят, откройте дверь!» Александра Митты или «Молодые».

Кстати, совсем недавно, на одном из фестивалей, Митта вспомнил во мне мальчишку в штанишках с заплатками и признался: «Мы ведь хотели тебя снимать. Но директор меня отговорил: мол, на хера нам этот мальчишка из Орехова-Зуева?! Придется же машину гонять – два часа туда, два обратно. Нужна тебе эта головная боль?» И добавил: «Я счастлив, я горд, что тогда в тебе не ошибся!»

А самый первый фильм, где мое лицо показали на экране, был фильм «Ювелирное дело» (1983 год), в котором я сыграл бандита. Но все равно свой отсчет я веду с «Бакенбардов».

«ЗНАЧИТ, ВТОРОГО ТАКОГО НЕТУ»

— Байка или нет, будто бы Владимир Бортко, снимая вас в одной из серий «Бандитского Петербурга», сокрушался, что не знал Сухорукова, когда искал по всей стране Шарикова в картину «Собачье сердце».

— Он мне об этом сказал на озвучании. А я ответил, что был в это время совсем рядом — играл в театре массовку и числился в картотеке «Ленфильма».

— Шариков — ваша роль?

— Я бы сыграл, и сыграл бы не лучше, не хуже, но по-другому. Толоконников сделал Шарикова «барбосом», а я сыграл бы его полубарбосом-полушавкой. Этакую гниду в ботах, человека подленького и любящего танцевальный кружок, но в семейных трусах. (Смеется.)

В. Сухоруков в фильме "Комедия строгого режима", 1992 год

В. Сухоруков в фильме «Комедия строгого режима», 1992 год

В фильме "Брат", 1997 год

В фильме «Брат», 1997 год

— Вы согласны с тем, что «слава пришла» после культовой дилогии «Брат» и «Брат-2»?

— А мне казалось, что я мог проснуться знаменитым и после «Комедии строгого режима». Я ждал признания после фильма Михаила Каца «Хромые идут первыми» по рассказам Фланнери О`Коннор, но он прошел в 1990-е годы незаметно, а ведь это — шедевр! И дальше у меня был ряд картин, после которых мне казалось, что я заявил о себе в кинематографе. Вот ведь в чем дело. Поэтому я отношусь к фильмам «Брат» и «Брат-2» как к удаче, но неожиданной. Скажу честно: для меня это рядовые, очередные, проходящие фильмы. Просто я в них существовал очень органично. Я вообще вот что хочу вам сказать: популярность, известность, славу не запланируешь, не купишь и не закажешь. Это либо случится, либо нет.

— Какие из своих лент вы занесли бы в свой «золотой фонд»?

— «Комедия строгого режима», «Про уродов и людей», «Счастливые дни», «Бедный, бедный Павел», «Антикиллер», «Агитбригада «Бей врага!». И, безусловно, «Остров».

А вот если буду переписывать свою фильмографию, то там не найдется места таким фильмам как «С тобой и без тебя», «Презумпция невиновности», «Магия черная и белая».

— Если без ложной скромности, в чем, по-вашему, харизма Виктора Сухорукова, которого в свое время называли «театральным отбросом», а он буквально за несколько лет стал одним из популярнейших актеров нашего кино?

— В таланте. Значит, второго такого нету. Только так могу объяснить. А ведь этого могло и не случиться – я готовил себя к более скромной жизни. Но значит, так где-то в секретариате Господа Бога распорядились, видя, как я этого хотел…

То, что я сегодня из себя представляю, конечно, не куплено и не украдено. Это все мое и всего этого я добился – поверьте – сам. Через потери, через жертвы, может, именно поэтому что-то где-то в личной жизни и не сложилось, не построилось. Я сегодня, может, только потому и одинок, что всегда шел своим путем, сочинял и строил себя сам. А это непросто.

С Петром Мамоновым в фильме "Остров", 2008 год

С Петром Мамоновым в фильме «Остров», 2008 год

В драме "Агитбригада "Бей врага", 2007 год

В драме «Агитбригада «Бей врага», 2007 год

«ЛЮБВИ В МОЕЙ ЖИЗНИ БЫЛО МНОГО»

— В своих интервью вы умело избегаете тему личной жизни. Известно только, что женаты вы не были, бездетны, в служебных романах не замечены. И при этом…

— И при этом во многих «писаниях» обо мне вы наверняка прочтете такое, от чего волосы встают дыбом. Мне приписывают многие пороки, грехи и связи. Отвечаю: не то чтобы я чего-то избегаю. Когда юноша приходит со свидания с девушкой, он порой и матери не говорит, что целовался. А вы хотите, чтобы я публично рассказывал о самом сокровенном, потому что любовь — это, извините, жуткая животная привязанность, это гипертрофированное внимание, оголенные нервы, это чувства, ошибки, страдания.

Почему я об этом должен разговаривать с обществом? Зачем я буду называть ее имя, фамилию, рост, цвет волос и место работы?! Это неправильно, есть вещи интимные, которые должны принадлежать только тебе и никому больше. Мне на это говорят: «Такова публичная жизнь! Людям интересно знать». Но, друзья мои! Я же не залезаю к вам в кладовку, не подсматриваю, как вы экспериментируете над собой и близкими.

— А не нужно о самом сокровенном. Любопытен, например, ваш идеал женщины…

— Все женщины идеальны по-своему. К семье отношусь замечательно. Но я не создал семью в понимании социальном и загсовом, с тещами, тестями, детьми и внуками, поэтому мне и сказать-то нечего, я в этой теме не профессор. Что касается любви, то любовь была, есть и, может, будет. Скажу откровенно: любви в моей жизни было так много, и так она меня мочалила, и так она меня предавала.

Хотите расскажу? Одной предложил руку и сердце. Обсмеяла! Другую замуж позвал – потребовала, чтобы с искусством и театром порвал. И такое было! Третью полюбил – так пьяницей оказалась. Что же и об этом надо рассказывать? А были ли у меня самого грехи? Были. Все мы грешные.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

10 ноября народному артисту России Виктору Сухорукову – 72.-14