Братство «Ленком»: как труппа Захарова запела, переиграла Тарковского и покорила Париж

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».-6

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс». Его постановки и вправду становятся театральными блокбастерами. Мы вспомним о двух из них оглушительно успешных и одной, ставшей испытанием для труппы.

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».

«Ленком» образовался в 1937-м году в ходе реорганизации театров. Тогда объединили Центральный театр рабочей молодежи (ТРАМ) со студией Рубена Симонова, одного из самых известных учеников Евгения Вахтангова. Новая труппа осталась в нарядном здании бывшего Купеческого клуба на Малой Дмитровке, которое занимал ТРАМ.

Почти за полвека «Ленком» сменил несколько главных режиссеров: то «гремел» при Иване Берсеневе и Анатолии Эфросе, то на десятилетия лишался внимания публики. В 1973-м труппу доверили Марку Захарову. За плечами у 39-летнего режиссера было 11 заметных постановок, включая нашумевшую «Убить дракона» в Студенческом театре МГУ. Зрители увидели в постановке политическую сатиру на Никиту Хрущева.

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».-2

Хотите сенсацию – добавьте музыку

Захаров стартовал спектаклем «с элементами сценического буйства», созданным в соавторстве с бардом Юрием Визбором, – «Автоград-XXI». Им удалось поднять дух труппы и привлечь молодую публику. Сюжет для второго спектакля взяли из романа «Легенда о Тиле Уленшпигеле».

Остроумные диалоги из-под пера Григория Горина дополнили гротескные джазовые баллады – «зонги». Музыку для шутовской комедии сочинил второй постоянный соавтор Захарова Геннадий Гладков, исполняла ее вживую рок-группа «Аракс». Успех был оглушительным, публика в прямом смысле сносила двери ради первого советского мюзикла и новых звезд.

Чутье на успех: как Марк Захаров выбирал актеров

Актеров Захаров выбирал по-своему: искал природный магнетизм. Сыгравший бунтаря Тиля Николай Караченцов после премьеры проснулся знаменитым. Захаров выделил его из массовки, «смуглого и подвижного», как только пришел в театр.

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».-3

Режиссерская ставка оказалась беспроигрышной и для Инны Чуриковой. Мастер доверил ей роли сразу всех трех возлюбленных Тиля. И с актрисой произошло преображение: на сцене она засияла женственностью, чего мало кто ожидал от нее. В «Ленкоме» она сыграла и свою первую королеву – Гертруду у Глеба Панфилова, и первую принцессу – шокирующую Офелию, но уже у Андрея Тарковского.

Воскресить принца датского

Захаров был настолько открыт к экспериментам, что дал карт-бланш для театрального дебюта Андрея Тарковского, искавшего сцену для своего «Гамлета». Его трактовка пьесы и персонажей оказалась неординарной: принц (Анатолий Солоницын) выглядел старше своей матери (Маргариты Тереховой), Офелия была развязной, а в финале Гамлет воскресал сам и воскрешал других.



От репетиций до первых показов работа шла через преодоление. Тарковский с трудом добивался искомой игры, чувствовал в театре «невыразимую враждебность», как он напишет в дневнике. На предложение Захарова ввести новых актеров он ответил отказом и снял спектакль.

Братство за круглым столом

В отличие от Тарковского, у Захарова с труппой конфликтов не возникало. На худсоветах в кабинете режиссера все были на равных: более 20 человек сидели за круглым столом, и каждый открыто высказывался.

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».-4

Кабинетом режиссера стала бывшая роскошная бильярдная Купеческого клуба, по заказу которого в 1909-м было построено здание на Малой Дмитровке (д. 6). После 1918 года и до начала своей театральной биографии в его стенах были и очаг движения анархистов, и Коммунистический университет им. Свердлова, и кинотеатр.

Захаров очень ценил здание своего театра, верил в метафизику и силу этого места, а чудеса и правда происходили. «Юнону и Авось» с демонстрацией иконы и обнаженного тела цензоры утвердили с первого раза, что было редчайшим случаем.

Парижский дождь из орхидей

Название рок-опере дали два парусника, на которых совершал экспедиции прототип главного героя граф Николай Резанов, влюбившийся в дочь коменданта Сан-Франциско Кончиту. Их историю описал в поэме Андрей Вознесенский, а Захаров и композитор Алексей Рыбников загорелись идеей сделать из нее современную рок-оперу.

Аншлаги не заканчивались: зрители приходили услышать всем полюбившийся романс «Я тебя никогда не забуду», увидеть лазерные спецэффекты, парящий над сценой корабль, необычную хореографию Владимира Васильева и объятого пламенем еретика — Александра Абдулова.

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».-6

Не упустил возможность посетить спектакль и бывший тогда в Москве Пьер Карден. Модельер настолько впечатлился, что устроил труппе гастроли в Париже. На репетиции приходила вся женская половина его дома моды – ради Абдулова, который был хорош собой, да еще и бесстрашно играл на сцене горящими факелами.

Русская рок-опера шла в театре Кардена на Елисейских Полях два месяца, а на поклонах в знак восхищения артистов осыпали орхидеями.

Новый режиссер, но эксперименты продолжаются

Захаров умело использовал и музыку, и актеров, и «монтаж аттракционов» – метод Эйзенштейна, когда воздействие на зрителя усиливается трюками и зрелищами. Сегодня театр продолжает традиции мастера и вновь идет на эксперимент. Главным режиссером «Ленкома» недавно стал Алексей Франдетти, известный постановщик мюзиклов.

Художественный руководитель «Ленкома» в течение 46 лет Марк Захаров говорил, что запрограммирован на работы, которые «будут вызывать мощный резонанс».-7

В июле 97-й театральный сезон «Ленкома» откроется его хип-хоп-оперой «Маяковский». Музыкальным продюсером выступает рэпер Баста, сценографию обещают по-захаровски захватывающую.