Эльдар Рязанов по какой-то причине плохо относился к своей «Девушке без адреса» (1957), хотя, реально неудачный его фильм из ранних — это «Человек ниоткуда» (1961). Комедию тогда быстренько сняли с проката (не запрещали, а именно сняли после провала), и она лежала на полке до 1988 года.
В Перестройку вообще всё снимали с той пресловутой полки, и за редчайшим исключением, опальные ленты оказывались ерундой. Почему же из кинотеатров убрали рязановского «Человека…»? Нет, никакой крамолы!
Постеры к фильму «Человек ниоткуда» (1961). Кинопоиск.ру.
Эксцентрическая комедия была откровенно слабой. Но я разбираю и неудачные фильмы, находя в них что-нибудь интересное. Допустим, тут есть прекрасные виды старой Москвы, которая была тогда новой.
В эру Оттепели вообще любили этот приём – как бы невзначай, по ходу дела показывать, какой стала Москва за послевоенные годы. А «Человек ниоткуда», как, собственно, и «Девушка без адреса» — бесконечные приключения на фоне столичных красот.
Кадры из фильма «Человек ниоткуда» (1961). Скриншот.
Эксцентрика у Рязанова всегда получалась плохо. Он – комедиограф диалогов и ситуаций, а не прыжков и гэгов. Если бы всё то же снял Леонид Гайдай с его любовью к Чарли Чаплину и Гарольду Ллойду, вышло бы куда как лучше.
Правда, у сценария был и ещё один заметный минус – патетика, с которой все там вещают. Это не потянул бы и Гайдай! И вот ещё что – актёры …плохо играют. Точнее, вообще не играют. Произносят текст, иногда — очень громко.
Кадры из фильма «Человек ниоткуда» (1961). Скриншот.
Несмотря на то, что перед нами Юрий Яковлев, Людмила Гурченко, Анатолий Папанов, Сергей Юрский, ощущение, что смотришь не самый лучший спектакль провинциальной самодеятельности. Но вернёмся к сюжету.
В те времена была популярна тема «весёлой науки» — бесконечные «Физики шутят» и «Понедельник начинается в субботу» — говорить о серьёзном с юмором. Об открытиях и мыслительных процессах – в КВН-овском стиле.
Кадры из фильма «Человек ниоткуда» (1961). Скриншот.
«Человек из ниоткуда» замышлялся, как повествование о смешных коллизиях в судьбе антрополога Поражаева (Юрий Яковлев). Занимательная деталь – всё начинается с чёрно-белого пролога, где учёный уверяет своего оппонента – Крохалёва (Анатолий Папанов), что племя тапи существует.
Поражаев, упорно не желая слушать ничьи доводы, уходит из исследовательского лагеря и, заблудившись летит в пропасть. Теряет сознание. Дальше начинается …цветная реальность, оказывающаяся обморочным сном Поражаева.
Кадры из фильма «Человек ниоткуда» (1961). Кинопоиск.ру.
Ничего не напоминает? Разумеется, потом это использует Леонид Гайдай, но уже в случае с машиной времени. Итак, все приключения с участием хомо-сапиенса из племени тапи (Сергей Юрский) – это фантасмагория, мечта.
Человек-тапи чудит, нападает на машины, радуется всяким штукам, попадает в милицию, сбегает, снова оказывается в дурацкой ситуации. Поражаев выдаёт его за чемпиона-бегуна, который прибыл издалека, а потому – неистов и странен. Впрочем, спортивная форма дикаря действительно – великолепна.
Кадры из фильма «Человек ниоткуда» (1961). Скриншот.
Параллельно Поражаев и Крохалёв борются за сердце девушки Лены (ужасная игра Людмилы Гурченко, и ей, видимо, было скучно это изображать).В финале дикарь уходит к сородичам, обещав сделать из них людей, а Поражаев просыпается и снова наблюдает чёрно-белую действительность.
Этот фильм можно посмотреть один раз и то ради московских сцен, где просто показывают город. А так… В Википедии дан стишок, спетый куплетистами той поры: «На «Мосфильме» вышло чудо — / «Человек из ниоткуда». / Посмотрел я это чудо — Год в кино ходить не буду!»