Чем мне не нравится фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»

У меня весьма неоднозначное отношение к фильму Эльдара Александровича под названием «Дорогая Елена Сергеевна» 88 года. Стоит обозначить, он был снят по сценарию Людмилы Разумовской, который она написала на основе её пьесы, вышедшей в 81 году.

И знаете, дело совсем не в том, что это самая настоящая драма, чего совсем не ожидаешь увидеть от Рязанова. Собственно говоря, идея картины выглядит весьма любопытно. К тому же, это было бы прекрасной возможностью для Эльдара Александровича заявить о себе не только как о режиссёре комедий, но настоящего разностороннего творца, способного снять не только весёлый фильм, но и трогательную драму. Однако, по моему мнению, определённо что-то пошло не так.

Начнём с общего разбора сюжета. Итак, в центре повествования у нас ученики 10 Б класса, которые пришли навестить свою учительницу Елену Сергеевну (Марина Неёлова) в День её рождения. Но это лишь повод, скрывающий истинные мотивы ребят – исправить оценки за свои экзаменационные работы.

В основном ребята это аргументируют тем, что того «счастливого советского будущего», которое обещали поколению Елены Сергеевны, у них уже не будет: страна изменилась, былые устои рухнули, а в университетах процветает коррупция.

В таких условиях только исправление оценок столь нечестным образом является для ребят из 10 Б единственным способом обеспечить себе достойное будущее. Однако Елена Сергеевна в этом вопросе проявляет стойкую принципиальность, пытаясь напомнить им о принципах честности, прививаемых им с ранних лет.

-2

Согласитесь, звучит весьма интригующе, не так ли? Перед нами сложная моральная дилемма: с одной стороны, можно понять стремление молодых людей не дать какому-то экзамену определить всё их дальнейшее будущее, при этом и позиция Елены Сергеевны, очевидно, тоже правильная. Только вот, если копнуть чуть глубже, то у всей этой истории есть огромное количество проблем.

Начнём с главной – сама Елена Сергеевна. Видите ли, она только по началу может показаться заложницей обстоятельств. Взрослая учительница, над которой смеются её собственные ученики – хотелось бы посочувствовать героине, вот только, совершенно ей не веришь. Во-первых, она будто и не пытается понять ребят и донести до них свою мысль, а просто отвечает какими-то заготовленными пафосными фразами.

Хотя даже не это главная проблема Елены Сергеевны. Дело в том, что она сама не следует своим же заповедям. Начнём с того, что она пускает к себе домой несовершеннолетних детей и спокойно выпивает с ними – потрясающий образец высокой морали и нравственности, не так ли? Во-вторых, во время экзамена она сама подсказывала одному из двоечников правильные ответы, правда, парень ничего не понял, тем не менее, важен сам факт противоречия со стороны «принципиальной» учительницы.

-3

И совсем одно дело, если бы героиня Елены Сергеевны не была такой ярой сторонницей провозглашаемых ей идеалов. Почему не показать её внутренние сомнения? Как она прислушивается к ученикам, проявляет понимание. Не делит мир на «чёрное и белое», при этом всё ещё старается направить ребят на правильный путь. Но нет, она просто говорит одно, в то время, как поступки совершенно противоречат её собственным убеждениям, отчего все эти громкие речи от учительницы звучат неестественно.

Кстати, насчёт фальшивых диалогов – со школьниками ситуация совсем не лучше. Эти высокопарные речи от подростков звучат очень наигранно. И ведь это явно не контингент кааих-то интеллигентов. Учеников 10 Б преподносят, как самых обычных ребят того поколения, в основном, обеспокоенных своими личными проблемами.

При всём этом, они говорят совершенно не как дети, а словно умудрённые жизнью взрослые люди, многое повидавшее на своём веку. Рассуждения в духе: «Мы – это ваше творение, вы и наши родители сделали нас такими», – не ожидаешь услышать от наивных ребятишек лет 16-ти, коими они преподносятся в самой картине.

-4

Очевидно, в уста этих молодых ребят автор Людмила Разумовская вкладывала собственные мысли, но стоит ведь понимать, что подростки так не говорят, да и мыслят тоже совершенно по-другому. Школьники в фильме стали не отражением молодёжи перестроечной эпохи, а скорее отражением идей самой Разумовской, что с одной стороны логично, так как она и автор произведения, а с другой — все их речи будто говорят совсем другие люди.

Итого, фильм действительно пытается раскрывать какие-то глубокие неоднозначные темы, вместе с этим донося мысль, что того Советского Союза, который пыталось построить поколение Елены Сергеевны, уже не будет. Ленивые двоечники поступали в университеты просто потому, что были детьми высокопоставленных людей, занимая места тех, кто хоть и не были круглыми отличниками, но искреннее старались учиться.

-5

Впрочем, несмотря на хорошую идею, реализация вышла слабоватой. Со сценарной точки зрения, фильм «Дорогая Елена Сергеевна» не дотягивает, так как он элементарно не справляется с раскрытием центральной темы. Совершенно не понимаю, что именно сподвигло Рязанова взяться за экранизацию этой весьма сомнительной и, на самом то деле, местами поверхностной истории, претендующей на звание «глубокой социальной драмы».