У меня весьма неоднозначное отношение к фильму Эльдара Александровича под названием «Дорогая Елена Сергеевна» 88 года. Стоит обозначить, он был снят по сценарию Людмилы Разумовской, который она написала на основе её пьесы, вышедшей в 81 году.
И знаете, дело совсем не в том, что это самая настоящая драма, чего совсем не ожидаешь увидеть от Рязанова. Собственно говоря, идея картины выглядит весьма любопытно. К тому же, это было бы прекрасной возможностью для Эльдара Александровича заявить о себе не только как о режиссёре комедий, но настоящего разностороннего творца, способного снять не только весёлый фильм, но и трогательную драму. Однако, по моему мнению, определённо что-то пошло не так.
Начнём с общего разбора сюжета. Итак, в центре повествования у нас ученики 10 Б класса, которые пришли навестить свою учительницу Елену Сергеевну (Марина Неёлова) в День её рождения. Но это лишь повод, скрывающий истинные мотивы ребят – исправить оценки за свои экзаменационные работы.
В основном ребята это аргументируют тем, что того «счастливого советского будущего», которое обещали поколению Елены Сергеевны, у них уже не будет: страна изменилась, былые устои рухнули, а в университетах процветает коррупция.
В таких условиях только исправление оценок столь нечестным образом является для ребят из 10 Б единственным способом обеспечить себе достойное будущее. Однако Елена Сергеевна в этом вопросе проявляет стойкую принципиальность, пытаясь напомнить им о принципах честности, прививаемых им с ранних лет.
Согласитесь, звучит весьма интригующе, не так ли? Перед нами сложная моральная дилемма: с одной стороны, можно понять стремление молодых людей не дать какому-то экзамену определить всё их дальнейшее будущее, при этом и позиция Елены Сергеевны, очевидно, тоже правильная. Только вот, если копнуть чуть глубже, то у всей этой истории есть огромное количество проблем.
Начнём с главной – сама Елена Сергеевна. Видите ли, она только по началу может показаться заложницей обстоятельств. Взрослая учительница, над которой смеются её собственные ученики – хотелось бы посочувствовать героине, вот только, совершенно ей не веришь. Во-первых, она будто и не пытается понять ребят и донести до них свою мысль, а просто отвечает какими-то заготовленными пафосными фразами.
Хотя даже не это главная проблема Елены Сергеевны. Дело в том, что она сама не следует своим же заповедям. Начнём с того, что она пускает к себе домой несовершеннолетних детей и спокойно выпивает с ними – потрясающий образец высокой морали и нравственности, не так ли? Во-вторых, во время экзамена она сама подсказывала одному из двоечников правильные ответы, правда, парень ничего не понял, тем не менее, важен сам факт противоречия со стороны «принципиальной» учительницы.
И совсем одно дело, если бы героиня Елены Сергеевны не была такой ярой сторонницей провозглашаемых ей идеалов. Почему не показать её внутренние сомнения? Как она прислушивается к ученикам, проявляет понимание. Не делит мир на «чёрное и белое», при этом всё ещё старается направить ребят на правильный путь. Но нет, она просто говорит одно, в то время, как поступки совершенно противоречат её собственным убеждениям, отчего все эти громкие речи от учительницы звучат неестественно.
Кстати, насчёт фальшивых диалогов – со школьниками ситуация совсем не лучше. Эти высокопарные речи от подростков звучат очень наигранно. И ведь это явно не контингент кааих-то интеллигентов. Учеников 10 Б преподносят, как самых обычных ребят того поколения, в основном, обеспокоенных своими личными проблемами.
При всём этом, они говорят совершенно не как дети, а словно умудрённые жизнью взрослые люди, многое повидавшее на своём веку. Рассуждения в духе: «Мы – это ваше творение, вы и наши родители сделали нас такими», – не ожидаешь услышать от наивных ребятишек лет 16-ти, коими они преподносятся в самой картине.
Очевидно, в уста этих молодых ребят автор Людмила Разумовская вкладывала собственные мысли, но стоит ведь понимать, что подростки так не говорят, да и мыслят тоже совершенно по-другому. Школьники в фильме стали не отражением молодёжи перестроечной эпохи, а скорее отражением идей самой Разумовской, что с одной стороны логично, так как она и автор произведения, а с другой — все их речи будто говорят совсем другие люди.
Итого, фильм действительно пытается раскрывать какие-то глубокие неоднозначные темы, вместе с этим донося мысль, что того Советского Союза, который пыталось построить поколение Елены Сергеевны, уже не будет. Ленивые двоечники поступали в университеты просто потому, что были детьми высокопоставленных людей, занимая места тех, кто хоть и не были круглыми отличниками, но искреннее старались учиться.
Впрочем, несмотря на хорошую идею, реализация вышла слабоватой. Со сценарной точки зрения, фильм «Дорогая Елена Сергеевна» не дотягивает, так как он элементарно не справляется с раскрытием центральной темы. Совершенно не понимаю, что именно сподвигло Рязанова взяться за экранизацию этой весьма сомнительной и, на самом то деле, местами поверхностной истории, претендующей на звание «глубокой социальной драмы».