Когда режиссер Виталий Мельников взялся за этот сценарий, он захотел снять очень светлый и добрый фильм, в котором отношения между героями были бы нежными и даже утонченными на фоне их грубоватой окружающей обыденности. И ему это удалось. Непритязательные жизнь и быт обычной ленинградской семьи, в которой очень много любви. И она проявляется во всём, даже в мельчайших деталях.
Актриса Люсьена Овчинникова поначалу побаивалась сниматься в этом фильме. И всё из-за Олега Ефремова. В те годы он уже был легендой в актёрской среде и кумиром миллионов зрителей. А она хоть и была известной, но далеко не такой знаменитой.
Так вышло, что робость и неуверенность актрисы сыграли ей в плюс и лишний раз убедили Виталия Мельникова, что именно она воплотит в жизнь его замысел о нежном и даже возвышенном отношении её героини с главным героем. До Овчинниковой на эту роль пробовались Нонна Мордюкова и Инна Макарова. Но у них он не почувствовал нужной ему трепетности, которая была у Овчинниковой.
Перед поездкой на съёмки в Ленинград Ефремов и Овчинникова встретились в Москве. Олег Николаевич заверил её, что все будет хорошо и что он не сомневается в её таланте и способностях. Так он по просьбе режиссёра хотел успокоить актрису. Но вышло наоборот. Она ещё больше стала волноваться.
А вот сам Ефремов поначалу сомневался в своём герое Викторе. Дескать, он, как актёр, везде играет в основном положительных социальных героев, а тут бульдозерист-алкоголик. Возможно, зрителям помешают ненужные ассоциации. Но Мельников его успокоил: «Ваш Виктор тоже социальный герой. Но он чисто русский». И Олег Николаевич согласился с такой трактовкой.
Мельников добивался точности во всех мелочах. Например, пивная в фильме была настоящая. С её настоящими посетителями. В пивной всё старались снимать скрытно, на переносную камеру. Не привлекая к себе внимания.
Перед самым началом съёмок Ефремов в образе и гриме бульдозериста попытался без очереди купить пиво, чтобы поставить его на стол в кадре своей сцены. Возмущенные мужики не позволили это сделать и просто вытолкнули его в конец очереди. Не признали они основателя «Современника». К слову, Мельников и Ефремов были этому только рады. Значит, образ Виктора был найден точно.
Спустя годы Тамара Тур, близкая подруга Овчинниковой, рассказала журналистам, что на съёмках фильма между Ефремовым и Овчинниковой возник роман. Об этом узнал муж Люсьены и тут же ночным поездом рванул из Москвы в Ленинград, чтобы « набить морду наглецу Ефремову». Но после мужского разговора с Олегом Николаевичем он получил отпор и уехал ни с чем. А Ефремов даже не стал рассказывать Овчинниковой об этой встрече.
По словам Тамары Тур, их отношения прекратились вместе с завершением съёмок фильма. Овчинникова даже немного поплакала в жилетку подруги, так как Ефремов всегда был для неё кумиром. И хотя он был старше всего на 4 года, она считала его своим наставником.
«Когда Зина говорит своему сыну (Николаю Бурляеву) «А мы тебе пальто купили. Исключительное, с пояском.» Вот в этом «с пояском» просто мегатонны материнской любви!», – восторгался позже Мельников.
Критики признали, что особую атмосферу в фильме создали именно эти три исполнителя: Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова и Николай Бурляев.
А ещё необыкновенный лиризм картине добавила волшебная музыка композитора Олега Каравайчука, который за свою карьеру написал мелодии для более сотни фильмов. Короче, фильм получился необыкновенный!
Но чиновникам картина не понравилась. Они не обратили внимания на лирику, зато сильно ругали показанный быт наших обычных людей и критиковали фильм за «очернение советской действительности». И если бы не связи Ефремова в «Госкино», фильм бы точно попал на полку.
Но и его стараний хватило только на то, что бы картине дали третью категорию и пустили в ограниченный прокат. Без положенной премьеры в Доме кино. Но фильм от этого не стал хуже и всё равно нашёл своих благодарных зрителей.
Кинорежиссёр Виталий Вячеславович Мельников в работе имел свой неповторимый почерк. «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба», «Выйти замуж за капитана», «Первая встреча, последняя встреча» и ещё более чем три десятка снятых картин объединяло необыкновенное чувство любви к людям, трепетное отношение к их переживаниям.
Виталий Мельников (в центре) на съёмках фильма «Мама вышла замуж» (1969).
А по поводу успеха тех или иных картин он говорил:
«Я не очень задумываюсь над тем, будет ли какой мой фильм на фестивале, что он там получит, что не получит, что напишут, что не напишут. Я не знаю, что такое «народное кино», и как оно делается. На мой взгляд, кино бывает: хорошее, среднее, удачное и неудачное».