Дала пощёчину, не пришёл на премьеру: за что советские актёры попадали в чёрный список «Мосфильма»

Их лица знала вся страна, но в коридорах «Мосфильма» этих народных артистов называли «неудобными». Одних – за гордость, других – за принципы, а кого-то – просто за отказ играть по чужим правилам. Кто из советских актёров оказывался в чёрном списке «Мосфильма» и как это отражалось на их карьере?

Сергей Шакуров

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», производство киностудии «Мосфильм», Первое творческое объединение, режиссёр Никита Михалков, 1974 г.

«На «Мосфильме» были сняты основные картины мои, лучшие фильмы», — рассказывал в одном из интервью народный артист РСФСР.

Однако не все съёмки на киностудии проходили гладко. Всё из-за того, что Шакуров был человеком прямолинейным и своенравным. Если что-то его не устраивало – говорил прямо, не выбирая слов. Или мог и вовсе отказаться играть в фильме, когда работа над ним шла полным ходом. Так произошло на съёмках «Земли Санникова».

Кадр из фильма «В Москве проездом…», производство Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, режиссёр Илья Гурин, 1970 г.

«Режиссёры там были очень слабые, не соображали, что делали. После месяца съёмок на Финском заливе, когда столько уже намучились, настрадались от холода, волков, собак, мы с Владом Дворжецким и Олегом Далем решили на худсовете поднять вопрос о том, чтобы их убрать. А это было легко сделать, там сняты общие планы, проездки, проходки. И вот тот самый решающий худсовет на «Мосфильме». И вдруг Даль и Дворжецкий идут на попятную и предают меня. И я встал и ушёл», — объяснил актёр.

Тогда начальник актёрского отдела киностудии Адольф Гуревич подписал указ об отстранении Шакурова от работы в кино на год. По словам артиста, эта ситуация только внутренне усилила его. Все последующие фильмы с участием актёра («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Сто дней после детства», «Момент истины») снимались на «Мосфильме».

Екатерина Савинова

Кадр из фильма «Кубанские казаки», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Иван Пырьев, 1950 г.

Екатерина Савинова обожала сниматься в кино, считала эту профессию своим призванием. И с этим никто не мог поспорить: актриса настолько мастерски перевоплощалась в своих героинь, что поражались даже профессионалы. Её звали в МХАТ и Большой театр, но Савинова была непреклонна – только кино.

Однажды после съёмок фильма «Кубанские казаки» режиссёр Иван Пырьев предложил Екатерине встретиться. Она думала, что ей предложат новую роль, но не за этим Пырьев позвал её. Самоуверенный режиссёр стал приставать к актрисе, за что получил от неё пощёчину. С этого момента профессиональная карьера Савиновой резко пошла на спад.

Кадр из фильма «Приходите завтра…», производство Одесской киностудии, режиссёр Евгений Ташков, 1963 г.

«С той поры в какой бы основательной, серьёзной картине она ни была утверждена, несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования, она не снималась. Постоянно поступал «высокий» запрет, и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях», — рассказывал Леонид Филатов.

13 лет длилось это «проклятье». Супруг Екатерины, режиссёр Евгений Ташков, решил сам снять фильм «Приходите завтра…» с женой в главной роли. Он специально выбрал для съёмок Одесскую киностудию, но и туда пришли критики и чиновник, заявившие, что продолжать работу нет смысла. Савинову они назвали «бездарностью». Но кинокартину всё же сняли – премьера состоялась 17 июня 1963 года.

Сергей Столяров

Кадр из фильма «Цирк», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Григорий Александров, Исидор Симков, 1936 г.

Фильм «Цирк» стал одной из знаковых работ в карьере Сергея Столярова. Эта комедия принесла ему популярность, но в то же время именно с неё начались проблемы актёра с «Мосфильмом». А точнее, с конкретным человеком – режиссёром Григорием Александровым.

Сначала режиссёр обиделся на Столярова за то, что тот не явился на премьеру фильма. Актёр поступил так в знак солидарности с Массальским и Комиссаровым, чьих имён не указали на афише фильма. Оттуда же исчезли имена директора картины Дарский и оператора Нильсена, которых объявили «врагами народа» и позже расстреляли.

Столяров обвинил Александрова в том, что он не защитил коллег, чем разозлил режиссёра. Он постарался сделать всё, чтобы артист не снимался больше на киностудии «Мосфильм». Добиться его замены в «Руслане и Людмиле» ему не удалось, но следующие несколько лет Столяров не показывался на «Мосфильме».

Кадр из фильма-сказки «Садко», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Александр Птушко, 1952 г.

Зато его охотно брали на главные роли в кинокомпании «Союздетфильм». В 1939 году с ним вышла киносказка «Василиса Прекрасная», а в 1944 – «Кащей Бессмертный».

Сергей Столяров настолько органично вписывался в роли сказочных и былинных персонажей, что в начале 50-х его вновь позвали на «Мосфильм», где она сыграл Садко и Алёшу Поповича.