«Даже не объяснился. Для меня его больше не существует»: Алексей Баталов и его любимые женщины

-18

— Маме позвонили и сообщили, что на съемках в Киеве ты закрутил роман с актрисой, — плакала Ира.

— Это просто смешно! Я практически жил в студии, в кабинете режиссера Донского. Мы репетировали каждый день до глубокой ночи…,- оправдывался Алексей.

Но делать это не имело смысла, она ему не верила…

Детство и юность актера

Алексей Баталов родился в творческой семье. Его мать, Нина Ольшевская, артистка Театра Красной Армии, принадлежала к дворянскому роду Нарбековых и Понятовских. Отец, Владимир Баталов, всю жизнь посвятил МХАТу.

Вообще все родственники Баталовых так или иначе были связаны с московским Художественным театром. А проложил туда дорогу брат отца Николай Баталов, который в 1916 году был принят в труппу к Станиславскому. Через три года там уже выступал и сам Владимир, а также супруга Николая Ольга Андровская.

Алексей Баталов с братьями

Алексей Баталов с братьями

Родители недолго прожили в браке. Вскоре после развода Нина вновь вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова, и семейство сменило место жительства, переехав в писательский дом.

Все жильцы этого дома прекрасно знали другу друга, поэтому в небольшой квартире Ардовых-Ольшевских постоянно кто-то бывал: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Юрий Олеша, Осип Мандельштам, а позже Александр Солженицын, Иосиф Бродский и Лидия Русланова.

Алексей с детским восхищением подражал творцам и даже сам начал писать стихи. Отчим поощрял любой творческий порыв пасынка. Ценителем же его произведений выступала сама Анна Ахматова, которая, будучи проездом в Москве, частенько оставалась погостить в гостеприимном доме Ардовых.

Нина Ольшевская и Виктор Ардов

Нина Ольшевская и Виктор Ардов

Во время войны Нина Антоновна была вынуждена вместе с сыновьями эвакуироваться в Бугульму. Отчим отправился на фронт корреспондентом. Чтобы как-то выжить в чужом городе и поднять дух раненых бойцов, артистка организовала концерты в местном госпитале.

С такими же эвакуированными актерами и музыкантами она читали стихи, пела и даже ставила сценки. Денег, конечно, за это не давали, но с кухни перепадали кое-какие продукты. Так они и жили.

Алексей Баталов в юности

Алексей Баталов в юности

Заметив организаторские способности Ольшевской, руководство города приняло решение назначить ее худруком местного Дома Культуры. А её старший сын Алексей официально занял должность помощника рабочего сцены. Радости парнишки не было предела, ведь за эту работу ему полагалась хлебная карточка служащего.

Долгое время Алеша помогал с декорациями, а позже буквально выпросил у матери крохотную роль лакея Василия в ее постановке «Последняя жертва». Аплодисменты зрителей так поразили юного актера, что он твердо решил посвятить себя искусству. Единственное, чего не хватало подростку — это веры в себя.

А еще мальчику никак не давались иностранные языки и точные науки. Учителя жалели его, ведь все они частенько наведывались в Дом Культуры. Скорей всего, поэтому и дали ему возможность беспрепятственно переходить из класса в класс.

«Мать»

«Мать»

Начало пути

В 1944 году Баталов впервые снялся в кино. К тому времени семья уже вернулась в Москву, и молодой человек продолжил учиться в столичной школе. Однажды по коридорам заведения пронесся слух, что по классам ходят ассистенты и отбирают ребят для съемок в кино. Правда, берут только успевающих учеников.

Неделю Алексей корпел над учебниками и рвался отвечать. И не напрасно. Когда пришла пора отправлять детей на студию, он оказался в списке. Родителям мальчик ничего не сказал, решив, что мама будет против.

-6

В картине «Зоя» парнишке досталось всего пару реплик. Но и этого хватило, чтобы прославиться. Пару месяцев его называли в школе не иначе как «артист». А вот домашние триумф не оценили.

— Прежде чем соваться в кино, надо много учиться, — строго сказала мама.

С учебой дела и правда обстояли неважно. И тогда отчим решил определить сына в Кунцевскую школу рабочей молодежи, где преподавала его старинная знакомая. Она же обязалась подтянуть Алешу по всем предметам. Почти год парень жил в общежитии, вдали от родных. И, наконец, получил аттестат о среднем образовании, который открыл ему путь в большую жизнь.

Подготовкой Алексея в Школу-студию МХАТ занималась не только мама, но и родной отец, ставший к тому времени режиссером и правой рукой самого Станиславского. Владимир Петрович выжимал из сына все соки. Неудивительно, что все экзамены были сданы им блестяще.

На курсе Станицына и Блинникова, куда и попал наш герой, училась также Лилия Толмачева в будущем народная артистка, и Николай Добронравов, известный после поэт-песенник.

-7

Актерское мастерство давалось Баталову легко. Он чаще других принимал участие в студенческих постановках. А после выпуска был призван на срочную службу. К тому времени руководство Театра Красной Армии объявило о создании команды, состоящей из военнослужащих, окончивших театральные заведения. В нее то и попал Алексей.

Начинающий актер писал сценарии, играл роли и исполнял обязанности рабочего за кулисами. За художественную самодеятельность был неоднократно отмечен начальством. И даже съездил на гастроли за рубеж со спектаклем «Замужняя невеста». А к окончанию службы снялся в картине по заказу Минобороны «Служу Советскому Союзу».

После армии Баталов поступил на службу в труппу МХАТа, но продержался там недолго, его манило кино…

-8

Ирочка

Еще учась в школе, Алексей объявил родителям, что женился. Его избранницей стала Ирина, дочь художника и карикатуриста журнала «Крокодил» Константина Ротова. Дачные дома двух семейств соседствовали в поселке, поэтому ребята были знакомы с детства.

Услышав о женитьбе, родители пришли в ужас:

— Как так, муж и жена?!- взмолилась Нина Антоновна — Ни работы, ни жилья… Вы ведь еще такие… маленькие…

Ирина Ротова

Ирина Ротова

Но комнату в доме им все же выделила. В квартире Ротовых тоже нашлась свободная. Отец Иры вернулся из лагеря только через несколько лет после их свадьбы и сразу признал зятя. Когда Ротов получил заказ проиллюстрировать михалковского «Дядю Степу», то наградил милиционера чертами Алексея.

А вот с тещей, драматургом и писательницей детских книг, отношения не складывались. Женщина наговаривала дочери на Алексея и каждый раз просила ту одуматься:

— Ну что это за мужчина? Ни денег, ни работы достойной…, — не уставала она повторять в начале их жизни.

— Он ведет распутную жизнь на съемках, — твердила она дочери уже позже.

Ирина Ротова с Надей

Ирина Ротова с Надей

В 1953 году Баталову пришло приглашение на кинопробу к Иосифу Хейфицу. В Ленинграде планировали запустить в производство картину «Большая семья». В театре молодого мхатовца поставили перед страшным выбором. За отъезд из Москвы ему грозило увольнение.

И если бы не родители, учившие его не бояться жизни и всегда пользоваться шансом, возможно, он никогда бы не решился на эти съемки, где оказался в кругу великолепных актеров. Следом была роль рабочего парня в киноленте «Дело Румянцева», и съемки вновь проходили в Ленинграде.

Еще до премьеры в семье актера родилась дочь Надя. Но в городе с влажным климатом малышка очень скоро начала задыхаться, и врачи посоветовали его сменить.

-11

Супруга, взяв Надю, вернулась в Москву. Алексей был готов работать круглосуточно, чтобы обеспечить семью. Но встречи с женой и дочерью становились все реже. Когда Нина Антоновна с грустью сообщила сыну, что Ирина подает на развод, он заплакал.

— Но Ира и Наденька всегда будут нашими любимыми девочками, ты слышишь, Алеша? -успокаивала его мать. — И что бы ни происходило, они останутся в этом доме.

Поначалу Баталов поддерживал тесные отношения с дочерью. А затем у девочки появился отчим, и общение происходило все реже, а позже и вовсе прекратилось. Надежда окончила институт иностранных языков, родила дочь Екатерину. Актер считает, что именно он виноват в разводе с первой супругой, которой уже нет в живых.

Кино

Баталов уже совсем прижился в Ленинграде, когда последовало ошеломляющее предложение от Марка Донского сыграть Павла Власова в фильме по роману Горького «Мать».

-12

Это был уже совсем иной уровень, совершенно другое амплуа. Здесь нужен был драматический герой, каких Баталов еще не играл. К тому же на роль матери режиссер утвердил легендарную Веру Марецкую. И Алексей очень боялся оплошать.

Задолго до съемок Баталов переехал в Киев, где Донской заставлял его проигрывать каждый кусочек роли. Работа кипела: Марк Семенович ругался, приходя в ужас от неуклюжих попыток актера. Потом долго сидел, обхватив голову руками. Вскакивал и начинал сам играть. Затем что-то быстро переписывал, снова ругался и носился по комнате…

Баталов переживал, что не может вжиться в образ. На репетициях все никак не мог заплакать в знаменитой сцене с мамой. Боясь опозориться, он даже хотел отказаться от съемок. Заплакать ему помогла великая Марецкая. Находясь спиной к камере, зная, что ее лицо никогда не увидит зритель она рыдала вместе со своим «сыном».

Играя только для партнера артистка разрушила стену страха, а вместе с тем дала Баталову надежду и желание трудиться дальше.

-13

Следующей его работой в кино стала драма «Летят журавли» по пьесе Розова «Вечно живые». Известно, что в спектакле, который в те годы с огромным успехом шел в «Современнике» не было ни одной сцены на фронте. Но в кино царили свои законы.

Зрителям навсегда запомнился кадр, где Борис падает, сраженный пулей, а над ним кружатся березы. Этому эпизоду мы прежде всего обязаны оператору картины Сергею Урусевскому, перенесшему на экран свой взгляд и свое мировоззрение.

На съемках фильма Баталов и сам чуть не погиб. В одной из сцен, где ему предстояло драться с героем Константина Кадочникова, актер упал с большой высоты в воду, из которой торчали палки кустов. Травмы лица оказались колоссальными. К счастью, в местной больнице его принял профессиональный врач, который аккуратно зашил все раны.

«Летят журавли»

«Летят журавли»

Мало того, фронтовой хирург позже взялся обучить Баталова всем тонкостям и премудростям своей профессии. Ведь именно находясь в больнице, Алексей читал и разучивал роль к своей новой картине «Дорогой мой человек», где ему предстояло сыграть военного хирурга.

Ради этого доктор разрешил Баталову присутствовать на своих операциях.

— Смешно думать о роли полевого хирурга, ни разу не побывав на полном вскрытии,- как-то сказал он.

Врач научил его мыть руки, как делали это только на фронте. Общаться с людьми, облачаться, отдавать распоряжения. Одним словом, когда Баталов прибыл на съемочную площадку и продемонстрировал свои новые навыки, Хейфиц был в полном восторге.

«Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит»

Предательство

Именно в этот период в жизни Баталова произошла история, за которую он испытывал глубокую вину даже в зрелом возрасте.

Страстный роман актера со звездой Мариинского театра Ольгой Заботкиной случился в Ленинграде на съемках фильма «Дорогой мой человек». Независимая, красивая, разбирающаяся в искусстве балерина к тому времени находилась на пике популярности после премьеры «Двух капитанов».

Ольга Заботкина

Ольга Заботкина

Очарованная актером девушка рассчитывала, что Баталов на ней женится. А он, поняв, что от него ждут серьезных шагов, предпочел расстаться. В первую очередь потому, что был совершенно не устроен в бытовом плане.

— Я не хочу портить тебе карьеру. И потом, тебе придется уехать со мной в Москву. Готова ли ты все бросить?- рассуждал Алексей.

Едва закончились съемки, артист собрал вещи и, не попрощавшись с «невестой», сбежал в Москву. Первое время Заботкина не могла понять, почему любимый не звонит и не приходит. А когда узнала правду, у нее случился нервный срыв, но разыскивать беглеца не стала:

— Даже не объяснился,- плакала она. — Для меня его больше не существует. Я вычеркиваю его из жизни и никогда не прощу…

-17

Больше, чем кино

Алексей Владимирович Баталов подарил нам еще около трех десятков незабываемых фильмов. И везде он не играл, а проживал свою роль. Так для образа Гурова в чеховской «Даме с собачкой» ему пришлось отпустить бороду и научиться сутулиться. А так же носить туфли на два размера больше, чтобы походка казалось потяжелей и посолидней.

В этот период у Баталова диагностировали туберкулез глаза, и Хейфиц был вынужден приостановить съемки на два года! Актеру пришлось проходить серьезное лечение. Все это время режиссер ждал, не имея гарантии, что он поправится.

-18

Во время работы над картиной «Девять дней одного года» Алексею посчастливилось долгое время находиться в кругу ученых, работающих в секретной области. Так как проходили съемки на реальных объектах ядерной физики под присмотром сотрудников и КГБ.

На съемках «Звезды пленительного счастья» Баталов получил тяжелую травму. По задумке авторов, над головой его князя Трубецкого должна была сломаться шпага. Но что-то пошло не так, и вместо этого она рухнула на него всей своей тяжестью. Кстати, в кадр вошла именно та часть, где по лицу героя стекает его настоящая кровь.

-19

Сниматься у Меньшова в «Москва слезам не верит» Баталов категорически отказывался. Поначалу Владимир Валентинович сам хотел исполнить роль Гоши, но в последний момент передумал и выбрал Алексея. Уговаривать пришлось долго. Но игра стоила свеч, даже несмотря на то, что картину в Советском Союзе большое начальство не оценило. Зато фильм обрел огромную популярность и всенародную любовь.

Правда, и здесь не обошлось без эксцесса. Баталов умудрился серьезно повредить гортань и вновь надолго угодил на больничную койку.

Помимо съемок, Алексей Владимирович успешно постигал азы режиссера на Высших режиссерских курсах. Материал для дипломной работы ему подсказала Анна Ахматова.

Так появился фильм «Шинель» с потрясающими артистами: Юрием Толубеевым и Роланом Быковым. Фильм и получился то во многом благодаря последнему. Талантливый артист закрыл своим мастерством все недостатки съемочного процесса: очень маленький бюджет и хилые декорации.

Далее Баталов снял еще две киноленты: «Три толстяка», сценарий к которому написал совместно с братом Михаилом, и «Игрок».

-20

Гитанна

Еще будучи в браке с Ириной, Алексей побывал в ленинградском цирке и на одном из представлений заприметил красавицу Гитанну Леонтенко. Наездница, акробатка и танцовщица покорила сердце актера, но Алексей был верен жене.

После развода он вновь и вновь приходил посмотреть на молоденькую цыганку. И однажды осмелился попросить Юрия Никулина познакомить его с нейНо еще долгое время не решался ей открыться.Это случилось лишь спустя 10 лет после их первого знакомства.

Алексей Баталов с Гитанной

Алексей Баталов с Гитанной

Они стали неразлучны, Алексей повез любимую знакомить с родственниками, которые поначалу были не в восторге от его выбора.

— Вразумите Лешу, он связался с цыганкой,- попросил кто-то из них Анну Ахматову.

— Простите, но я партии Гитанны!- ответила та.

Постепенно Гитанна влилась в семью Баталовых. А в 1963 влюбленные тихо расписались и прекрасно зажили. Не сломили их даже проблемы со здоровьем дочери, появившиеся сразу же после ее рождения. Сказалась родовая травма, которая лишила Машу возможности полноценно управлять движениями рук и ног.

Все в доме надеялись на чудо. Показывали ребенка светилам в Москве, Канаде и даже Израиле. Но приговор ДЦП так и остался с ней навсегда. К счастью, чудо все же свершилось, девушка отлично училась в школе, блестяще окончила сценарный факультет ВГИКа, выпустила книгу сказок, самостоятельно выучила французский язык.

Алексей Баталов с Гитанной

Алексей Баталов с Гитанной

Алексей Владимирович очень гордился дочерью. По ее сценарию был снят фильм «Дом на английской набережной». А ее книгу Баталов сам лично иллюстрировал прекрасными карандашными рисунками. Еще в детстве он брал уроки рисования у своего будущего тестя, художника Константина Ротова. И в последствии научился неплохо владеть кистью.

Пара прожила 50 лет вместе. Супруга оставила цирковую сцену и посвятила себя дому. По словам народного артиста, Гитанна никогда не устраивала ему ни сцен ревности, ни скандалов по поводу денег. Однажды ей позвонили и сказали, что в Италии у ее мужа подрастают два мальчика-близнеца. Но мудрая женщина поблагодарила и повесила трубку, ничего никому не сказав.

Алексей Баталов с дочерью Машей

Алексей Баталов с дочерью Машей

Мало кто знал, что Алексей Владимирович последние пятьдесят лет своей жизни боролся с туберкулезом глаза. Рисунки к сказкам дочери он создавал уже практически незрячим. Надевал две пары очков, доставал лупу…

А за пять месяцев до смерти народный артист упал, сломав шейку бедра. Сломанная нога нестерпимо болела. Но он держался, не жаловался.

Когда близкие приходили навещать его в больницу, он нежно притягивал свою Гитанну к себе и шептал, шептал, шептал… Прощался…