Деревянная Алферова и шпага из паяльной лампы — 45 лет фильму «Д’Артаньян и три мушкетера»

Этот фильм в одночасье и на всю жизнь сделал звездой Михаила Боярского. В него были влюблены все женщин страны. И мало кто догадывался, какие интриги кипели на съемочной площадке...

Этот фильм в одночасье и на всю жизнь сделал звездой Михаила Боярского. В него были влюблены все женщин страны. И мало кто догадывался, какие интриги кипели на съемочной площадке…

Как и положено, все хорошее рождается в муках. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич, снимая этот фильм, прошел через 9 кругов ада. Сложности начались с самого первого дня работы — это был заказ Гостелерадио, соответственно, эта организация диктовала режиссеру каждый чих: от актерского состава до количества массовки. Одни пробы чего стоили. На роль Д’Артаньяна был утвержден Александр Абдулов, а Михаил Боярский должен был играть Рошфора.

Абдулов и Боярский в образе Д'Артаньяна. Пробы

Абдулов и Боярский в образе Д’Артаньяна. Пробы

Но Абдулов не справился с вокалом, к тому же про каким-то причинам Алиса Фрейндлих была категорично настроена против него. Уже хотели объявлять новый кастинг, как вдруг Боярский в один из дней, опоздав на съемки, влетел в павильон взлохмаченный, взбудораженный, с горящими глазами, и Юнгвальд-Хилькевич понял: это он, тот самый Д’Артаньян. В итоге Боярского утвердили на главную роль, а Абдулову пришлось довольствоваться двумя эпизодами в первой серии: ролью зеваки и одного из гвардейцев.

Александр Абдулов в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера"

Александр Абдулов в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»

На роль Атоса пробовался Юрий Соломин, но его кандидатуру отвергли. Всем понравился Василий Ливанов в этом образе, и его готовы были утвердить, но не срослось — как поговаривают, с Ливановым случилась известная русская неприятность за первую букву З и на последнюю Й. Так роль досталась Вениамину Смехову.

Юрий Соломин, Василий Ливанов и Вениамин Смехов в образе Атоса. Пробы

Юрий Соломин, Василий Ливанов и Вениамин Смехов в образе Атоса. Пробы

Роль Бекингема была отдана Игорю Костолевскому. Констанцию должна была играть Евгения Симонова, однако тут как раз таки вмешалось Госкино. Хилькевичу буквально навязали Ирину Алферову, поставив ультиматум: или она снимается, или убираешь Боярского. Режиссер не захотел расставаться с Боярским и согласился. Однако после этой замены ушел Костолевский в знак поддержки Симоновой.

На освободившуюся роль Рошфора Госкино велело взять Бориса Клюева. Хилькевич был не в восторге от этого решения, но возражать опять не стал. Александр Трофимов, блистательно сыгравший кардинала Ришелье, изначально должен был появиться на экране в образе фанатика Фельтона, а роль Ришелье была отдана Михаилу Козакову. Но и тут вмешался случай: Хилькевич случайно стал свидетелем, как Клюев и Трофимов репетируют эпизод, при этом Трофимов читал реплики Ришелье. Юнгвальд-Хилькевич тут же утвердил Трофимова на роль кардинала, которая стала одной из ярких в фильме, а Михаил Козаков озвучил эту роль, поскольку его голос подходил лучше.



Роль роковой женщины Миледи должна была сыграть Елена Соловей. Но тут внезапное обстоятельство: актриса ждала ребенка, а по роли ей надо было и верхом скакать, и из окна прыгать, и ногами махать.

Пробы Елены Соловей

Пробы Елены Соловей

Соловей очень хотела сыграть в фильме и даже задумала избавиться от беременности ради этого, но… В последний момент передумала, сказав, что ребенок уже шевелится, и она не сможет его убить. Хилькевич переписал роль, сделав Миледи более жесткой, и пригласил сниматься Маргариту Терехову. И тут опять Госкино. Хилькевичу было сообщено, что роль Миледи сыграет Светлана Пенкина. Взбешенный режиссер отказался наотрез и заявил, что и так взял достаточно актеров по указке сверху, и если Терехову не утвердят, то он ничего снимать не будет. И надо же — ему пошли навстречу. Но и тут все те же обстоятельства: Терехова тоже была в положении. Правда, она оказалась не столь щепетильна в вопросах морали и избавилась от беременности.

Бюджет на съемки выделили очень скромный. Поэтому в кадре в разных эпизодах появляются одни и те же вещи, эфесы шпагам делали из паяльных дамп, а «подвески королевы» Хилькевич мастерил собственноручно из купленной на местной барахолке бижутерии.

Этот фильм в одночасье и на всю жизнь сделал звездой Михаила Боярского. В него были влюблены все женщин страны. И мало кто догадывался, какие интриги кипели на съемочной площадке...-6

Съемочную группу поселили во львовской гостинице «Ульяновская». Как оказалось — в номерах были «жучки», и вскоре Хилькевича вызвали в местный отдел КГБ и дали прослушать, чем занимаются его актеры во внерабочее время. Услышав, как Лев Дуров назвал Ленина фашистом и лысым кретином, режиссер чуть не поседел. Больших трудов ему стоило убедить особистов, что это была репетиция какой-то другой роли…

Исполнители главных ролей во время съемок жизнь вели весьма не целомудренную. Женское внимание, всякие напитки рекой… Исполнитель главных ролей чувствовали себя звездами еще до выхода фильма. И однажды Боярский, Старыгин и Смирнитский затащили к себе трезвенника Трофимова и самым бессовестным образом напоили его. Утром актер не смог приди на съемки. Когда Хилькевич ворвался в его номер, то увидел поистине фееричную картину: Трофимов с безумным лицом сидел на полу туалета и, обхватив руками унитаз, призывал Ихтиандра.

Кардинал Ришелье на одесском пляже

Кардинал Ришелье на одесском пляже

Но и на этом горести режиссера не закончились. Два главных актера играли настолько плохо, что Хилькевич называл их деревянными. Это Боярский и Алферова. Хилькевич даже стал называть себя папой Карло, в Боярского — Буратино. Что касается Ирины Алферовой, то по словам Хилькевича, кроме красоты, у нее не было никакого таланта. Она не могла сделать ничего из того, о чем ей говорил режиссер — то ли не хотела, то ли не могла. Например, ей оказалось не под силу одновременно петь и танцевать, и ее совместный с Боярским номер в первой серии пришлось переделывать. Впрочем, и танцевать нормально она, по словам режиссера, тоже не могла! Хореограф группы, промучавшись с ней месяц, хотел уволиться. Когда ее просили незаметно помахать ручкой, она слегка шевелила пальчиками. Позднее режиссер говорил о ней, не стесняясь в выражениях. Но истинный шок он испытал, когда опытная и невероятно талантливая Алиса Фрейндлих, прибыв на площадку, заявила, что не знает, как играть королеву, ей непонятен этот персонаж. В общем, когда съемки закончились, все сто раз перекрестились. Потом будет еще год судебных разбирательств, из-за чего фильм выйдет только в 1979 году, но тогда, после премьеры, вся страна распевала «Пора-пора-порадуемся…» — никто из зрителей и не догадывался, какой кровью обошелся создателям этот фильм…

А вам он нравится?