«Дочь дворянина, которая к середине жизни спилась»: почему актриса Вера Алтайская осталась без работы и не «дотянула» до 60

Все мы помним ее как исполнительницу роли мачехи в кино-сказке «Морозко». Вот так бывает: сами актеры уже давно ушли в мир иной, а плод их труда по сей день мы смотрим каждый Новый год, восхищаясь их работой.

«Морозко» – одна из любимых и самых лучших сказок, отличный фильм, без которого не представляешь себе Новый год.

Мачеха Настеньки (в исполнении актрисы Веры Алтайской) – один из самых раздражающих образов советского кинематографа. Сварливая злобная баба, завистливая и безжалостная. Говорят, что роли злодеев играть сложнее, чем роли положительных героев. Алтайская прекрасно справилась со своей задачей.

Маленькие зрители верили, что звезда сказок Александра Роу на самом деле злая и ворчливая старуха.

Маленькие зрители верили, что звезда сказок Александра Роу на самом деле злая и ворчливая старуха.

***

Парадокс заключается в том, что для Алтайской роли в фильмах Роу были малопочтенным финалом судьбы, которая в начале обещала быть куда ярче.

По матери Вера принадлежала к дворянскому роду Чаплыгиных, отца потеряла рано. Отца ей де-факто заменил писатель Константин Алтайский-Королев, которого она и стала называть папой. Именно Алтайский помог выжить дворянскому семейству. Выращенная и опекаемая им, Вера поступила в актерскую школу при «Мосфильме».

Алтайский был писателем, создавшим поэму «Ворошилов», от которой сам Ворошилов был в восторге. Также в его активе имелась поэма «Ленин», книга стихов «Буденновка», переводы акына Джамбула. В общем, «непростой» был человек, имеющий в плане быта все необходимое и даже больше. В послереволюционной стране оказаться в семье такого мужчины – это было равносильно тому, что вытащить туза из колоды. Только вот Вере это едва ли пошло на пользу; ее характер сформировался капризным, эгоцентричным, высокомерным.

Забегая вперед – в 1938 году Алтайского арестуют, в общей сложности он проведет 17 лет своей жизни в лагерях, откуда выйдет пожилым сломленным стариком.

Вера на момент его ареста уже была взрослой 20-летней девицей со своей личной жизнью, поэтому арест отчима ее особо не задел.

В 19 лет Вера впервые сыграла в кино; еще даже не получив диплом, она имела несколько приглашений от режиссеров.

В 19 лет Вера впервые сыграла в кино; еще даже не получив диплом, она имела несколько приглашений от режиссеров.

***

Еще во время учебы Алтайская начала сниматься в кино.

А также показывать свой характер. В предыдущих статьях мы писали, что почти век назад у женщины в нашей стране была определенная роль. Да, новая власть проложила путь эмансипации, но в реальности положение женщины было подвешенным даже в этих ваших столицах. Актрисы были вынуждены подстраиваться под режиссеров, выполнять все их капризы, иначе рисковали остаться без работы, даже более того – стать персонами нон-грата. Не угодишь одному, и больше никто тебя работать не позовет. Оно, в принципе, и сейчас также.

Но Вера Алтайская была из совершенно другого теста, она и не думала плясать под чью бы то ни было дудку.

В 1938 году режиссер Константин Юдин пригласил студентку на главную роль в фильме «Девушка с характером». Алтайская устроила на пробах такой трэш, что возмущенный Юдин накатал заметку в газету:

«На фотопробе ей «мешал» свет. Она капризно морила губки, не могла «собраться», «войти в круг». Не хотела сниматься в шляпе, так как это не соответствовало ее «внутреннему состоянию». Наговорив кучу «мхатовских» терминов, она, наконец, удостоила группу тем, что позволила снять пару фотографий»

А ведь сыграй Алтайская в этом фильме, ее судьба сложилась бы всяко-разно, но по-звездному. В итоге же «Девушка с характером» сделала звездой другую актрису, Валентину Серову.

«Мажу губы очень густо и выщипываю бровь — ох и хлопотное чувство эта самая любовь!» — пела героиня Веры в «Светлом пути»

«Мажу губы очень густо и выщипываю бровь — ох и хлопотное чувство эта самая любовь!» — пела героиня Веры в «Светлом пути»

***

Коллеги относились к ней с осторожностью, стараясь особо не сближаться. Оно и понятно: времена были суровые, особо никто ни с кем лишнее не болтал. Однако Алтайская действительно отвращала от себя людей своим взрывным высокомерием.

«Потом, когда кино станет цветным, поклонники Алтайской увидят, что эти искрящиеся веселой дерзостью глаза — разные: один карий, другой зеленый. И сразу пойдут досужие разговоры о том, что на Руси это всегда считалось «ведьминской приметой». Огня в «инквизиторский костер» добавят коллеги Алтайской — рассказами о ее взрывном темпераменте и совсем не добром остроумии» (с) из воспоминаний третьей жены А.Консовского М.Колумбовой.

Главным фильмом молодой Алтайской стала легендарная картина «Машенька» (1942), где она играла красивую, ветреную, шаловливую разлучницу главных героев.

Главным фильмом молодой Алтайской стала легендарная картина «Машенька» (1942), где она играла красивую, ветреную, шаловливую разлучницу главных героев.

***

Еще в юности Вера Алтайская влюбилась в красавца-коллегу Алексея Консовского — того самого, что сыграл в конце 40-х Принца в «Золушке». Актеры поженились, и в 22 Вера родила дочку Свету. Алексей помогал жене и всячески пытался «протащить» ее в выгодные проекты. Однако ее характер и вечное недовольство (а по свидетельству следующей жены Алексея, и пьянство Веры) его доконали. В итоге ни появление на свет общего ребенка, ни совместные съемки в «Машеньке» не сумели спасти трещавший по швам брак.

После развода Алексей перестал «тянуть» свою жену, и ее кинокарьера встала на многолетнюю паузу. Впрочем, у Веры оставался театр, так что она не особо огорчилась.

О причинах развода Веры и Алексея последняя жена Консовского позже скажет следующее:

«Почему они расстались, узнала от общих знакомых: водка превратила взрывной темперамент Веры Алтайской в сварливость и злобу… Алексей терпел сколько мог, жалея дочку. Когда терпение закончилось, ушел в никуда, оставив квартиру бывшей жене».

В "Снежной сказке" (1959) Алтайская сыграла Продажную Душу

В «Снежной сказке» (1959) Алтайская сыграла Продажную Душу

***

Во второй половине 1950-х кино снова входит в жизнь Алтайской. Но золотые годы в прошлом, теперь красотки с осиной талией нет, а есть возрастная женщина со следами своих пристрастий на лице. И испорченным этими же пристрастиями характером: работать с Алтайской стало еще тяжелее. Но, внезапно, ее типаж стал очень фактурным и подходящим для кино-сказок. Причем именно для «отрицательных» ролей.

Внезапно для коллег Алтайская прекрасно сработалась с Роу. Грим, дурацкие костюмы, удачно найденные приемы – мастер нашел для уродливого эскиза дополняющую его рамку, и эскиз превратился в искусство.

Впервые с Роу Алтайская встретилась в фильме «Марья-искусница», где сыграла Тетушку-Непогодушку. Затем были «Вечера на хуторе близ Диканьки» (жена Панаса), «Королевство кривых зеркал» (Асырк), само собой «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» (дочь бабы – Яги), «Варвара – Краса, длинная коса» (старушка – веселушка).

х\ф "Огонь, вода и медные трубы"

х\ф «Огонь, вода и медные трубы»

***

Увы, но кроме как в сказки, ее почти никуда не звали. А ведь потенциал для воплощения ролей беспринципных женщин трудной судьбы был огромный. Например, в «Евдокии» Алтайская прекрасно изобразила Анну Шкипидар, требующую у матери, воспитавшей ее ребенка, алименты:

х\ф "Евдокия" (1961)

х\ф «Евдокия» (1961)

***

Всю жизнь Алтайскую преследовали сплетни о непростом характере и пристрастии к выпивке. Особенно любила давать интервью по этому поводу третья жена Консовского, которая яро выгораживала своего мужа, мол, Алтайская ну настолько невыносимая была, что у Алексея не было никакого другого выхода, чем ее бросить.

«К сожалению, в последние годы ее почти не снимали — какому режиссеру захочется иметь дело с пьющей артисткой?» (с)

После смерти Роу Алтайскую, действительно, снимать никто не хотел. Но я считаю, что вся судьба Веры, возможно, вела ее к тому, чтобы стать звездой отрицательных ролей в замечательный сказках Роу. Ибо кто бы еще так чудесно воплотил их в жизнь?…

По словам жены Алексея Консовского, дочь Светлану сгубила та же пагубная привычка, что и ее маму — алкоголь. Поговаривали также, что подсела женщина и на наркотики. «Так это или нет, утверждать не берусь, но незадолго до смерти у нее обнаружились серьезные проблемы с психикой. Помню, мой сын Володя вернулся из клиники, где навещал сводную сестру, расстроенным и растерянным: «Взгляд бешеный, скандалит со всеми. Жуткое зрелище».

Все мы помним ее как исполнительницу роли мачехи в кино-сказке "Морозко".-8

***

Алексей Консовский скоропостижно скончался летом 1991 года в своей квартире.

Ушла Вера Владимировна в один год с матерью и отчимом; ей было всего 59 лет.

Возглас ее: «Прынцесса! Как есть прынцесса!» звучит в телевизоре под каждый новогодний праздник.