Дошла до Берлина…с немцами. Вместо курорта на нары. Трагическая судьба Токарской. У нее училась Орлова, а Монро было до нее далеко

Вечер никак не мог начаться. Зрители ждали, нетерпеливо посматривая на часы. Прошло 10, 15, 20 минут, а торжество все не начиналось.

В 1996 году в Театре Сатиры отмечали юбилей знаменитой актрисы. Все были уверены, что дама весьма почтенных лет, сидя в кресле, будет молча кивать на скучные приветствия. Шутка ли? 90 лет!

И тут из-за кулис в длинном роскошном платье появилась героиня вечера. Стройная фигура, горящие глаза. Она легкой походкой подошла к коллегам и улыбнувшись сказала: “Я благодарна всем, кто сегодня пришел посмотреть на уцененный товар, сделанный в 1906 году”.

Именинницу звали Валентина Токарская. Потом выяснилось, почему начало праздника задерживалось: оказывается Токарская забыла накрасить ногти. Единственным, кто не роптал, а терпеливо ждал выхода актрисы, был Евгений Весник. Он уже давно не служил в этом театре, но не прийти не мог. Все знали, что этих людей связывала не только работа, но и война.

Валентина Токарская и Евгений Весник первый и последний раз оказались вместе на съемочной площадке картины “Дело номер 306”. Фильм был наивным и во многом предсказуемым. Но это не помешало картине стать лидером проката 1956 года. “Дело номер 306” посмотрели 33 миллиона зрителей, что, впрочем, неудивительно. Актёры играли блестяще.

Тогда, в 1956, никто не знал, какой тяжелый путь прошла исполнительница роли Магды Валентина Токарская за минувшие 15 лет.

До войны жизнь Валентины Токарской была просто сказкой. Вся столица пестрела афишами с ее портретами. Она была неслыханной красавицей. По словам коллег, «куда там Мэрилин Монро до нее».

Токарская была примой столичного мюзик-холла. Самой красивой, и самой состоятельной актрисой тех лет.

Токарская вспоминала, что когда она выходила из мюзик-холла, в ожидании стояли фаэтоны богатых людей, и она выбирала, с кем пойти ужинать.



Её называли самой успешной актрисой Москвы

Её называли самой успешной актрисой Москвы

По Москве Токарская разъезжала на собственном автомобиле и жила в роскошной квартире с видом на Кремль. И до конца жизни так и не научилась готовить себе элементарную яичницу.

За ней ухаживали Валентин Катаев, Михаил Зощенко, Юрий Олеша. Поэт Павел Герман посвятил ей песню. Знаменитый вальс “Ваша записка в несколько строчек”, без которого не обходился ни один концерт.

В 1934 году в мюзик-холле давали премьеру под куполом цирка. Главная роль была написана Ильфом, Петровым и Катаевым специально для Токарской.

На спектакле отметилась вся творческая элита Москвы во главе с Максимом Горьким. По этой пьесе Григорий Александров позже снял фильм “Цирк” с Любовью Орловой в главной роли.

Любовь Орлова ходила на все спектакли Токарской, чтобы у нее учиться. Шарм она списывала с Валентины Георгиевны.

Валентина Токарская с 14 лет зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами

Валентина Токарская с 14 лет зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами

Осенью 1941 года Валентина Токарская вместе с другими актерами Театра Сатиры отправилась на передовую, чтобы поддерживать боевой дух солдат, защищающих подступы к Москве. Предполагалось, что артисты проведут в войсках один месяц, а потом их сменят.

Вышло иначе. Немецкие танки прорвали линию фронта. И актеры первой Московской культбригады вместе с 16-й армией Рокоссовского попали в окружение под Вязьмой. Токарская в этом аду выжила. Она бежала куда-то не помня себя. И вскоре поняла, что заблудилась в лесу.

Скиталась несколько дней, питалась чем попало. Полуживая от холода и голода она вышла к людям и наткнулась на немцев.

На допросе Токарская призналась, что она актриса. И в качестве доказательства спела. А еще объявила себя женой актера Театра Сатиры Холодова, тоже попавшего в плен. Иначе Рафаила Моисеевича, в силу происхождения, ждал неминуемый расстрел.

Валентина Токарская

Валентина Токарская

Токарскую определили в театральную труппу. Пленные советские артисты развлекали немецких солдат. Многие говорят, что это легенда, но она на самом деле танцевала перед Гитлером. И он даже подарил ей парик.

Да. Она дошла до Берлина, но не с нашими войсками, а с отступающими гитлеровцами в составе актерских бригад, состоявших из пленных артистов.

Там, в столице Германии ее впервые увидел Евгений Весник.

Совсем еще юный Весник попросился на фронт сам. Он рвался доказать, что достоин боевых орденов и медалей, как его отец — герой Гражданской войны, расстрелянный по ложному обвинению в 1937 году. Весник прошел всю войну.

В Берлине участвовал в освобождении советских военнопленных в Германии. И вдруг — Токарская! Как здесь могла оказаться такая звезда!

Он хорошо помнил актрису, блиставшую в довоенном фильме “Марионетки”. Сейчас, после пяти лет плена, она выглядела почти также роскошно, только в глазах уже не было прежнего огонька. Весник где-то раздобыл букет, преподнес актрисе и выдохнул: “Я всегда мечтал с Вами познакомиться”.

Токарская взяла цветы, но тут же выронила и закрыла лицо руками. Они обнялись и оба расплакались. Весник рассказал, что собирается стать актером. Токарская обещала поддержать, надо только вернуться домой, в Москву. Тогда все будет как раньше.

Она и представить себе не могла, что ее ждет на родине. В ноябре 1945 года Валентину Токарскую и еще нескольких артистов отправили домой.

В Театре Сатиры актрису приняли замечательно. “Хорошо, вернулась живой. Что же Вы пережили. Мы Вас на курорт отправим. Отдохнете”.

А на следующий день за Валентиной Токарской пришли люди в штатском.

На первом допросе звучали стандартные вопросы: —Как вы оказались в плену? Почему вы не бежали? Почему не искали партизан? Расскажите, как вы вредили стране.

Она отвечала: —Я не героиняНе умею воевать. Я не знаю, где искать партизан. Я владею единственной профессией, актерской. Я только хотела выжить. Я не вредила, никаких секретов не рассказывала, которых все равно не знала. Я просто выступала.

После короткого следствия Токарскую обвинили в пособничестве врагу и отправили в лагерь в Вологду. Актриса с утра до вечера работала наравне с мужчинами. Вытаскивала из реки плывущие по сплаву бревна, стоя по пояс в ледяной воде. Позже ее отправили на лесоповал. Находились люди, которые узнавали ее. Ее освободили от тяжелых работ и велели организовать кружок самодеятельности.

Позже пришел запрос из Воркуты. Токарскую отправили этапом для прохождения наказания в областном театре.

На спектакли и репетиции она ходила под конвоем. После возвращалась в барак. В том же театре оказался и Рафаил Холодов, которого она когда-то спасла от неминуемой гибели.

Вид здания Воркутинского музыкально-драматического театра в день открытия. Г. Воркута. 15 сентября 1945 года. (В первые годы своего существования театр стал известен за пределами Воркутлага)

Вид здания Воркутинского музыкально-драматического театра в день открытия. Г. Воркута. 15 сентября 1945 года. (В первые годы своего существования театр стал известен за пределами Воркутлага)

До 1953 года она играла в Воркутинском театре и возвращалась в барак, где жила наравне со всеми в одинаковых условиях. По ночам по ним ходили крысы, которых они знали по именам. Токарская вспоминала, как крысы собирались по ночам в кучку у печки, и, чтобы заснуть, нужно было закрыть голову.

Мечтой заключенных была отдельная кабинка, жалкий закуток в том же бараке, но там можно было побыть одной. Театр долго хлопотал для Токарской этот закуток. Однажды она сияющая пришла на репетицию и воскликнула: «Поздравьте меня! Теперь я — якобинка!» Наконец ее перевели в кабинку.

Удивительно, но сама Токарская тот период вспоминала без грусти и обиды. “Мы играли дивные пьесы. Никогда бы я в Москве не получила таких ролей”. Она сыграла Марию Стюарт, Софью Ковалевскую. Как режиссер сама поставила две оперетты.

В. Токарская в роли Софьи Ковалевской (Воркутинский музыкально-драматический театр) -Работать в театре было несомненно счастьем, - это значило работать в тепле, в закрытом помещении, в человеческих условиях и с некоторыми привилегиями по сравнению с другими зеками

В. Токарская в роли Софьи Ковалевской (Воркутинский музыкально-драматический театр) -Работать в театре было несомненно счастьем, — это значило работать в тепле, в закрытом помещении, в человеческих условиях и с некоторыми привилегиями по сравнению с другими зеками

Там, на сцене, ее приметил фотограф Алексей Каплер, известный киносценарист, Лауреат Сталинской премии. Он пострадал за то, что закрутил роман с дочерью Сталина.

В лагере он был на привилегированном положении. Все-таки почти зять вождя. Алексею выделили крохотную студию, в которой он фотографировал заключенных и тюремное начальство. В этой каморке проходили романтические свидания Токарской и Каплера.

Валентина была уверена, что после стольких страданий Бог послал ей настоящую любовь. Алексея Каплера выпустили раньше. Вопреки запрету, он приехал в Москву и сразу попытался увидеться со Светланой Аллилуевой, за что тут же получил новый срок.

Заключенная В. Токарская в оперетте "Сильва".(Воркутинский музыкально-драматический театр) -Репетиции иногда заканчивались в два часа ночи, но с этим никто не считался, так как всем нам, и вольнонаемным и заключенным, в театре было лучше всего

Заключенная В. Токарская в оперетте «Сильва».(Воркутинский музыкально-драматический театр) -Репетиции иногда заканчивались в два часа ночи, но с этим никто не считался, так как всем нам, и вольнонаемным и заключенным, в театре было лучше всего

С Токарской они встретились только в 1953 году, когда после смерти Сталина оба вернулись из ссылки.

Оформили брак, получили квартиру, купили дачу под Москвой. Жизнь налаживалась.

Алексей Каплер

Алексей Каплер

Токарская снова вышла на сцену Театра Сатиры. Тем временем Каплер, преподававший на Высших сценарных курсах, познакомился с поэтессой Юлией Друниной и через некоторое время попросил у Токарской развод с полноценным разделом имущества — квартиры, машины, дачи.

В те дни Токарская была на грани самоубийства. Но потом взяла себя в руки и решительно заявила: —Забирай все!

Валентину спасла работа. Забытой звезде 30-х наконец предложили сняться в кино. Роль немецкой шпионки в фильме “Дело № 306” вернула Токарскую на большой экран.

Валентина Токарская в фильме "Дело №306" (1956)

Валентина Токарская в фильме «Дело №306» (1956)

И произошло это благодаря рекомендации Евгения Весника. Когда Весник получил сценарий детективного фильма, он первым делом предложил в качестве своей партнерши Валентину Токарскую. Уверил режиссера, что она подходит просто идеально.

Весник не ошибся. Ни один из кинокритиков не смог сказать ни одного дурного слова об игре Токарской. На самом деле Евгений Весник просто не мог пройти мимо трагедии Токарской.

После войны, окончив училище, Весник стал режиссером в Театре Сатиры и первым делом поставил спектакль «Наследники Рабурдэна», ставший бенефисом Валентины Токарской. Евгений Весник и сам стал звездой советского кино.

А у Валентины Токарской карьера в кино не сложилась. Были яркие эпизоды, но не более. В Театре дела складывались не лучше. Однажды Токарская осмелилась зайти к художественному руководителю театра Валентину Плучеку и попросить: —Дайте мне хоть какую-то роль. Хотите, я сыграю табуретку.

Валентине Токарской было уже 87 лет, когда ей присудили звание Народной артистки Российской Федерации.

Вечер, когда отмечали 90-летие Валентины Токарской

Вечер, когда отмечали 90-летие Валентины Токарской

Токараская служила в Театре до 1996 года. Последний раз она вышла на сцену, когда ей исполнилось 90 лет. Зал в тот вечер был переполнен.

А сама актриса несколько раз меняла наряды и блистала, как когда-то в далекие 30-е. Из первого ряда юбилярше аплодировал ее друг — Евгений Весник.

А через полгода Валентины Токарской не стало. Он прожила долгую, не слишком счастливую жизнь.

Но каждый ее шаг был исполнен достоинства. Даже в самые страшные годы она оставалась верна высокому долгу артиста — делать мир немного светлее.