Эксперимент был рискованный: грузина Сталина впервые играл не грузин. После этой работы Петренко пять раз сыграл Сталина и ещё в одном фильме – его двойника.
Неуёмный
Этот актёр снялся в без малого сотне фильмов и телеспектаклей, сыграл в 25 спектаклях в разных театрах Москвы и Ленинграда, создал 4 концертные программы, озвучил несколько художественных фильмов и мультиков. Алексей Петренко никогда не боялся ходить по краю и ввязывался в разные авантюры, которые частенько придумывал сам, любил играть даже вне экрана и сцены. Почти все его персонажи – люди страстные и противоречивые. Он не просто вживался в образ героя, он становился им, и несколько киноролей Петренко стали настоящими шедеврами. Режиссёр Элем Климов сказал про Петренко, что он относится к редкому типу актёров, которые способны пропускать через себя высокую и опасную энергию. Он никогда не считал себя гением, и с нетерпением ждал, что сыграет что-то важное и очень нужное зрителям.
Детство
Когда мать Алексея узнала, что беременна третьим ребёнком, отец Василий Алексеевич, потребовал избавиться от него: людям, особенно в деревне, жилось тяжело, среднего сына семья уже потеряла, и он боялся, что ребёнка ждёт та же участь. Аборты были запрещены, и мать пустилась во все тяжкие, но Бог Алексея хранил: 26 марта 1938 года он родился здоровым ребёнком. Жили они в то время на Украине в селе Чемер в 50-ти верстах от Чернигова. Отец на радостях купил патефон – для деревни диковину и роскошь небывалую. Музыка дома звучала практически непрерывно, и, кто знает, может, этот патефон и сыграл главную роль в выборе профессии: сначала Алёша подпевал голосу с пластинки, потом стал его заглушать, и пел, по сути, под фонограмму.
Когда началась война, немцы стремительно шли по Украине, отца в армию призвать не успели, из сельской местности мало кого эвакуировали, и оккупацию семья Петренко пережила в родном селе.
Мальчиком Алёша был высоким, сильным и везучим. После войны в Чемер переехал жить борец перворазрядник, и организовал что-то вроде спортивной секции. Алёша в секцию записался, и это отвадило его от улицы. Как-то Алёша сорвался с крыши и летел три этажа до земли, но выжил. Уже в молодости он вышел из поезда на станции, а когда вернулся, состав уже набирал скорость. Догнав последний вагон, он ухватился за выступ в обшивке, но впереди был тоннель. В последний момент он спрыгнул, и с множественными переломами на полтора месяца угодил в больницу, а мог просто погибнуть.
Институт искусств
В сельском клубе был драмкружок, куда ходили и дети, и взрослые, которых в селе считали малость не в себе, но на спектаклях яблоку негде было упасть, а те, кому мест не хватило, толпились возле клуба и глазели в окна. Алексей увлёкся театром и заявил, что станет актёром, но отец был против, и просил руководителя драмкружка сына выгнать. Но это не помогло, и Василий Алексеевич стал лечить сына трудотерапией: мальчику вручили корову, которую нужно было пасти с ранней весны до поздней осени. Но и этот план отца провалился: несмотря на отсутствие сцены, юный актёр разыгрывал из себя кавалериста, а после окончания школы, всё-таки, несмотря на обещание отца проклясть, отправился поступать в театральный. Правда, удалось это ему это далеко не сразу: дважды провалившись в Киеве, Алексей возвращался в Чемер, и зарабатывал на жизнь в сельской кузне.
В третий раз Алексей поехал в Харьков и поступил там в институт искусств. Он провалился бы и в этот раз, но на помощь ему неожиданно пришёл глава приёмной комиссии актёр и педагог Трофим Ольховский, разглядевший в высоком зажатом парне искромётное хулиганство и огромный талант. (Ольховскому мы обязаны появлению ещё одной звезды советского театра и кино: через несколько лет после Петренко в институт пришла 19-летняя Нина Русланова, и именно Ольховский дал ей рекомендацию для поступления в московское щукинское училище при театре им.Евгения Вахтангова).
По окончании института Петренко распределили в Запорожский музыкально-драматический театр им. Щорса. В это время он уже был женат на выпускнице харьковской консерватории певице Алле Садлер. Выйдя замуж, она в 1962 году родила дочь Полину, оставила сцену и полностью посвятила себя семье.
Ленинград
Летом 1964 года в Жданов, где в то время Петренко служил в драмтеатре, приехал на гастроли театр им. Ленсовета. Петренко нахальства было не занимать, он пришёл к худруку Игорю Владимирову и предложил свои услуги. Владимиров сразу понял, какой бриллиант идёт к нему в руки, и пригласил Петренко в Ленинград. Первой же ролью стал Бьонделло в шекспировской комедии «Укрощение строптивой».
«День солнца и дождя» (1967)
В спектакле «Преступление и наказание» Петренко играл с примой театра женой главного режиссёра Алисой Фрейндлих. Однажды на спектакль пришёл друг Владимирова и Фрейндлих режиссёр Элем Климов. Увидев Петренко в роли Аркадия Свидригайлова, он был потрясён нечеловеческой силой зла, греха и падения, которые сыграл Петренко. После спектакля Климов пришёл в гримёрку и предложил ему сыграть старца Григория Распутина в картине «Агония», к съёмкам которой он готовился приступить.
«Король Лир» (1970)
Первые роли в кино
Это была не первая роль Петренко в кино: он уже успел сняться на «Ленфильме» в трёх фильмах, и одним из них был «Король Лир» Григория Козинцева, где Петренко играл Освальда. То есть, дебютантом он не был, но и опытным актёром назвать его можно было с большой натяжкой. Поэтому решение пригласить Петренко на пробы далось Климову нелегко: он уже смотрел Евгения Евстигнеева, Анатолия Папанова и Леонида Маркова. Однако после проб все сомнения отпали: только Петренко.
«Агония» (1975)
«Волны Чёрного моря» (1975)
В течение четырёх лет фильм то закрывали, то снова запускали в производство, и вся съёмочная группа находилась в состоянии постоянно стресса. Масла в огонь подливало то, что Климову на картину дали астрономические по тем временам деньги – миллион рублей, и киночиновники следили за каждым его шагом. Но Петренко был погружён в страсти Распутина. Из-за физических и нервных перегрузок у 36-летнего актёра случился первый инфаркт. Работу остановили не несколько месяцев, а на съёмки финальной сцены, в которой Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич и великий князь Дмитрий Павлович убивают Распутина во дворце Юсупова, Петренко привезли из больницы под расписку.
Накануне официальной приёмки фильма Климов показал ленту своему другу Андрею Тарковскому. Тот пришёл в восторг, а потом в ужас, и сказал Климову, что он себя погубил, потому, что «Агония» разрушает все исторические стереотипы, все устои советского кино, что вряд ли её покажут в кино, а Климов надолго лишится работы.
«Ковалёва из провинции» (1975)
В 1975-м «Агонию» приняли по высшей категории, группе выплатили всё сполна. Казалось, Тарковский ошибся, но главный идеолог партии Михаил Суслов, которому новый фильм показал министр культуры СССР Пётр Демичев, назвал фильм не только антисоветским, но и антирусским. Вот тут пророчество Тарковского и сбылось: картину до 1979 года убрали на полку, потом вернули Климову на доработку, но зритель её всё равно не увидел. Следующий фильм – документальный «Лариса» о своей погибшей жене Ларисе Шепитько Климов снял только через пять лет, а ещё через год – и этого ему уже никто запретить не мог – закончил картину «Прощание», задуманную Ларисой незадолго до автокатастрофы. «Агонию» зритель увидел только в 1985-м буквально в первые месяцы Перестройки.
«Двадцать дней без войны»
Несмотря на такой поворот, «Агония», всё же сыграла в кинокарьере Петренко заметную роль: во время съёмок в Ленинграде и в павильонах «Ленфильма» на него обратил внимание режиссёр Алексей Герман, в то время ещё без приставки «старший». Он предложил попробоваться в картину «Двадцать дней без войны» по повести Константина Симонова «Из записок Лопатина». 10-минутный монолог в купе лётчика Юрия Строгонова, которого играл Петренко, сняли одной камерой с одного дубля. Сколько бы раз я его не смотрел, он производит совершенно ошеломляющее впечатление. При том, что в картине снимались замечательные Юрий Никулин и Людмила Гурченко, эпизод с Петренко, белые глаза лётчика, потрясли меня, просто вывернули наизнанку. Я этого актёра видел впервые, даже не знал его фамилии, но с тех пор, если в афише было это имя, шёл в кино не столько на сам фильм, сколько на Петренко. Так я попал и на «Агонию», и был просто потрясён и фильмом, и игрой Петренко.
«Двадцать дней без войны» (1976)
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
В это же время Петренко снимался у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Когда другие актёры узнавали, что на Петра I пробуется Петренко, они наотрез отказывались участвовать в пробах, поскольку были уверены, что Митта возьмёт именно его. Первоначально фильм назывался «Арап Петра Великого», но в процессе работы сцен с Петром отсняли значительно больше, чем было прописано в сценарии, акцент с Ганнибала сместился на царя, и название изменили. Владимир Высоцкий, игравший арапа, очень обиделся: он шёл играть главную роль, а в готовом варианте был, как он сам говорил, лишь тенью императора. К тому же Высоцкому было ещё и чисто физически тяжело: он был значительно ниже Петренко, и, чтобы нивелировать эту разницу в росте, ему пошили сапоги на высоких каблуках. Ходить в такой обуви было не просто: к концу съёмочного дня ноги у Высоцкого были стёрты до мозолей и распухали так, что сапоги снимались с трудом.
«Ключ без права передачи» (1976)
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)
Глина Кожухова
В 1975 году Петренко познакомился с Динарой Асановой и с разницей в год сыграл у неё на «Ленфильме» директора школы Кирилла Алексеевича в картине «Ключ без права передачи» и алкоголика Славу Кулигина в «Беде». В обоих фильмах партнёршей Петренко была Лидия Федосеева-Шукшина. Как-то она пригласила Алексея поужинать в ресторане гостиницы «Европейская». Вероятно, приглашение было сделано неспроста: в зале за столиком их ждала подруга Лидии Николаевны театральный обозреватель «Правды» Глина Кожухова, которая была в Ленинграде проездом из Москвы в Таллин. Увидев Галину, Петренко потерял голову. Рано утром он пришёл на Варшавский вокзал проводить её, а когда приехал в Москву на гастроли, заглянул к ней домой на чай и остался там навсегда.
«Беда» (1977)
Галюся или Клёпа, как Алексей называл свою пока ещё гражданскую жену, стала для него всем: любимой женщиной, музой, театральным критиком, администратором, промоутером, хотя такого слова никто не знал – она помогла Петренко стать знаменитым, сделала всё, чтобы его заметили большие режиссёры. Как когда-то первая супруга, Алла Галина отказалась от своей карьеры и посвятила себя мужу. Сын Галины, известный журналист Михаил Кожухов был уже взрослый и в это время находился в командировке на Кубе. Об изменениях в семье мама ему не сообщила, и, вернувшись с Острова Свободы, Михаил, увидев нового мужа мамы, очень удивился, но со временем с ним подружился и называл по имени и отчеству.
«Грачи» (1982)
Платой за жизнь с любимой женщиной стал тяжёлый разрыв с первой женой. Алле о своей новой любви Петренко признался не сразу. Он сказал ей, что устроился в Москве и скоро вызовет жену с дочерью. Но жить долго на два дома не вышло: нашлись доброхоты, которые сообщили Алле об адюльтере мужа. Для 15-летней Полины уход отца стал огромным потрясением, и до конца жизни Петренко они не помирились. В связи с переездом в Москву Петренко ушёл и из театра Владимирова, в котором прослужил 12 лет и сыграл в десятке спектаклей. В Москве он поступил к Анатолию Эфросу в театр на Малой Бронной, где служил всего год, ушёл во МХАТ, но через два года ушёл и оттуда. Став востребованным, Петренко играл то, что хотел, добивался, чтобы режиссёры позволяли ему собственную трактовку роли, но кто ж такое стерпит…
«Жестокий романс» (1984)
Несыгранные роли
Впрочем, бывало и так, что, отвергнув предложение режиссёра, а потом, увидев готовый фильм, Петренко очень жалел о своём опрометчивом отказе. Когда Никита Михалков предложил ему роль слуги Обломова Захара в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова», Петренко сказал, что хочет играть самого Илью Ильича, и отказался, а Захара сыграл Андрей Попов. Не стал играть Петренко и римского прокуратора Понтия Пилата в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову, и режиссёр отдал эту роль Михаилу Ульянову. Роль командира экипажа Ту-154 Андрея Тимченко была написана специально для Петренко, но он отказался, потому, что ему было неудобно в маленькой кабине самолёта, и играл Тимченко Георгий Жжёнов. Однако через 30 с лишним лет в фильме «Ёлки-2» Петренко всё-таки сел за штурвал самолёта, причем, того же Ту-154, от которого отказался в «Экипаже».
«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)
В 1984-м Петренко стал Заслуженным артистом РСФСР, через 4 года – Народным РСФСР. Народным артистом СССР он так и не стал: распался Советский Союз.
Сталин
В конце 80-х Петренко сыграл у Кары Иосифа Сталина в фильме «Пиры Валтасара» по новелле Фазиля Искандера. Эксперимент был рискованный: грузина Сталина впервые играл не грузин. После этой работы Петренко пять раз сыграл Сталина и ещё в одном фильме – его двойника.
«Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989)
«В августе 44-го» (2000)
«12»
Если в профессии Петренко был жаден и ревнив, то в быту совершенно неприхотлив и полностью зависел от своей Галюси. Большую часть времени они проводили на даче в Никольском. Жена сделала Петренко необычный подарок: построила на участке небольшую украинскую мазанку, которая стала его любимым местом. Но сила Петренко постоянно искала выхода. Жил он только от команды «Мотор!» и до премьеры, а в паузах между этими событиями просто пережидал жизнь. Когда съёмки начинались, он буквально переселялся в образ, который играл, иногда даже жил в гримёрке, притащив туда запас продуктов на несколько недель. Так было во время съёмок фильма «12» у того же Михалкова.
«Сибирский цирюльникъ» (1998)
«12» (2007)
Запел
В 53 года Петренко неожиданно запел, чему очень хитро́ поспособствовала жена: она позвонила в прямой эфир популярнейшей программы «Взгляд», когда там был муж, и попросила его спеть. С тех пор его каждый месяц звали исполнить что-нибудь в очередном концерте. Дирижёр Владимир Федосеев пригласил Петренко читать текст в оратории «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева, а Петренко предложил спеть и за меццо-сопрано, и за тенора, и за баритона, но делал это не как вокалист с поставленным голосом, а как драматический артист.
«Похороните меня за плинтусом» (2008)
«Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2000-2011)
Новый брак
В 2009 году умерла Галина, за которой Петренко долгие годы был как за каменной стеной. Он растерялся, впал в депрессию и не знал, как жить дальше. Но спустя всего год неожиданно для всех он снова женился. Его избранницей стала журналистка и кинодокументалист Азима Абдумаминова, работавшая в республиканском Госфильмофонде Киргизии. Они были и раньше знакомы, а тут встретились на кинофестивале в подмосковных Белых столбах, и закрутилось. Азима была младше мужа на 33 года, у неё было четверо детей, но Петренко это не смутило. Он преобразился, словно начал жить заново, но этот его поступок поняли далеко не все: многие друзья думали, что Азима просто охотится за квартирой мужа, обострились, и без того натянутые отношения с Полиной. Здоровья это Петренко не добавляло: к тому времени он перенёс уже четыре инфаркта, один из которых на ногах – не хотел прерывать съёмки. Он продолжал играть в театре и в кино – последним его фильмом был снятый в 2016-м «Ёлки-5» – и колесить по стране с концертами. На плаву его держала неуёмная энергия – иначе он просто не мог существовать. Вечером 21 февраля 2017 года Алексей Петренко вернулся из Питера, куда ездил с концертом, и утром внезапно умер прямо за своим рабочим столом в Никольском. Ему было 79 лет.
«Ёлки-2 (киноальманах)» (2011)