«Жизнь будет нелёгкой»
О том, что Александра Завьялова рождена для театра и кино, было понятно практически сразу. Ещё в школе в родном селе Титовка она посещала различные творческие кружки, принимала участие в постановках, пела и читала стихи. Многие мальчики были в неё влюблены, но подойти боялись – школьница нередко показывала боевой характер.
Александра точно знала, кем хочет стать после того, как выпустится из школы. Выбор пал на Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. Во время учёбы она познакомилась со студентом Мухинского училища Дмитрием Бучкиным. Пара ходила вместе в театры, рестораны, а затем Завьялова привезла молодого человека на свою родину, где познакомила с матерью и отцом.
Дмитрия приняли в Титовке хорошо, а вот его родители были против отношений.
«Не нужна тебе артистка – жизнь будет нелёгкой», — предостерегали они.
Но Бучкин от возлюбленной не отказался.
«Неужели ты живёшь на земле?»
В 1958 году, окончив институт, Александра по распределению направилась в Брестский драматический театр. Там же её и заметил режиссёр Александр Зархи – артистка идеально подходила на роль Лены в драме «Люди на мосту». В 23 года Завьялова впервые снялась в кино и моментально покорила представителей творческих профессий своей игрой.
Автор сценария к фильму «Люди на мосту» Сергей Антонов, отсмотрев снятые материалы, был настолько изумлён талантом актрисы, что прилетел к ней в Красноярск выразить своё восхищение. Он же и познакомил никому не известную на тот момент Александру с кинематографистами и писателями. Они называли её богиней.
«Неужели ты живёшь на земле, и тебя можно найти просто так, по телефону?», — удивлялась поэтесса Белла Ахмадулина.
«Зрители по всей стране встречали нас стоя»
Естественность и простота, сочетающиеся с самоуверенностью и независимостью, подкупали многих. Мужчины влюблялись в Завьялову, но она была неприступна.
Актрису стали часто приглашать на съёмки. С 1959 по 1961 год вышло 6 фильмов с её участием. Особенно запала в душу многим мелодрама «Алёшкина любовь» – в СССР её посмотрело почти 24 миллиона человек.
«Заглавную роль в «Алёшкиной любви» играл Леонид Быков. Жена Лёши страшно ревновала его ко мне. Она даже приехала на съёмку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Лёша был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. А какой партнёр изумительный! Фильм имел оглушительный успех. На представлениях картины по всей стране зрители встречали нас стоя», — вспоминала в одном из интервью Завьялова.
Опасные связи
На актрису обрушилась популярность. Открытки с её портретами можно было приобрести в киосках «Союзпечати», а журнал «Советский экран» 5 раз помещал фото артистки на обложку. Попала она и на обложку журнала «Life», что в те времена было невероятным достижением. Критики называли Александру Гретой Гарбо и Анной Маньяни советского кино.
Всё резко изменилось в 1964 году, когда Завьялова отправилась в Одессу на съёмки фильма «Одиночество». Во время полёта ей стало плохо, и один из пассажиров предложил «Боржоми», чем облегчил состояние. На следующий день Александра вышла из номера гостиницы и вновь встретила того самого мужчину. Оказалось, что их поселили рядом.
«Договорились встретиться вечером в ресторане. Роман наш оказался непродолжительным. Нас разлучили кагэбэшники. Они беззастенчиво вошли в его люкс в то время, когда я была у него в гостях, и «попросили» меня зайти в свой номер. Потом мне устроили настоящий допрос. Весь наш разговор записали на плёнку и пообещали сообщить мужу [Дмитрию Бучкину]. Я возмутилась: «Зачем? Я и сама сообщу».
«В течение 10 лет сниматься вы не будете»
Выяснилось, что за американским миллионером по имени Отелло следили сотрудники КГБ, подозревая в шпионаже. После инцидента в Одессе его выслали из страны и объявили персоной нон грата. Фотокарточки, на которых американец изображён с Завьяловой, показали директору киностудии «Ленфильм». С тех пор путь туда для актрисы был заказан.
«Учитывая ваши заслуги перед отечественным кинематографом, дадим приличную простойную ставку – 150 рублей (выше средней зарплаты). Но в течение 10 лет сниматься вы не будете!», — сказали ей.
Однако на этом трудности не закончились. Александра развелась с мужем, а после съёмок в драме «Тени исчезают в полдень» впала в депрессию. Актриса так хорошо вжилась в роль отрицательного персонажа Пистимеи, что трудно было отличить, где она настоящая, а где – нет.
«Поседела в 33 года»
Невероятные перевоплощения Завьяловой одновременно поражали и пугали съёмочную группу. Она держалась обособленно, сторонилась людей, не принимала участия во всеобщем веселье за кадром.
«В ней я всю себя выложила! Даже поседела во время съёмок. От напряжения. В гримёрке перед зеркалом выдернула белый, как снег, волос. Это в 33 года! Ужас», — позже признавалась актриса.
В 1975 года в квартире Александры раздался звонок. Стоящие за дверью врачи просили о помощи, и она открыла дверь.
«В квартиру вломились двое в белых халатах, заломили мне руки и поволокли вниз по лестнице. Я кричала: «Детей пожалейте!» В квартире оставались 12-летняя дочь и сын, ещё грудной. Доставили меня в психиатрическую больницу».
«Он душевно не вполне здоров»
Дочь Марию Завьялова родила от бывшего супруга Бучкина, кто является биологическим отцом сына Петра – неизвестно. Его усыновил Дмитрий. Александра души не чаяла в ребёнке и была с ним неразлучна. Но психическое состояние её к тому моменту из-за череды последних событий было тяжёлым. Пётр, повзрослев, пристрастился к алкоголю.
«Он душевно не вполне здоров. В школе его унижали. Он устроился на работу в бар, но там хуже, чем в рабстве. Сейчас, наверное, где-нибудь у ларьков отирается, бутылки обсасывает», — сокрушалась в интервью актриса.
В ночь со 2 на 3 февраля 2016 года между Завьяловой и её сыном произошёл конфликт. Пётр, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, схватился за нож и нанёс матери удар. Она скончалась от кровопотери. Мужчину приговорили к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима. 4 февраля 2016 года артистке должно было исполниться 80 лет.