Две советские красавицы-актрисы сыграли в необычном фильме 1967 года, а через два года они обе бросили кино

Эту ленту массовый зритель в СССР так и не увидел, зато ее показали на французском телевидении. Костюмы для всех персонажей придумал только что официально признанный властями Вячеслав Зайцев.

Но самое главное – здесь сыграли две молодые советские актрисы, которые уже были достаточно известны, их однозначно ожидало блестящее будущее, но через два года обе девушки неожиданно бросили кинематограф и сегодня мало кто помнит их имена.

Чем же интересен этот странный фильм и почему перестали сниматься две перспективные советские актрисы?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В 1967 году по заказу Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) – главной научной и инженерной организации советского кинематографа на киностудии «Мосфильм» приступили к съемкам экспериментальной картины под чудным названием «Франтиха». По итогам получилась 12-минутная цветная короткометражка, предназначенная для… тестирования качества цветного телевидения.

Т.е. кинофильм изначально не предназначался для зрителей и не должен был нести каких-то особенных художественных достоинств. Режиссером выступил знаменитый кинооператор Федор Проворов, еще до войны снимавший первые цветные художественные фильмы в СССР, а потом работавший на фильмах-сказках Александра Птушко. Однако он не стал снимать простую видовую «документалку». Сам написал сценарий и позвал в свою картину уже известных артистов.

О чем же поведал фильм «Франтиха» за 12 минут экранного времени?

Кадр из фильма «Франтиха»

Кадр из фильма «Франтиха»

Несмотря на малый хронометраж, действие необычной ленты происходит в разных временах года – зимой, весной, летом, осенью и заканчивается снова зимой.

Всего три персонажа – студентки МГУ Люба и Нина, и их друг, скорее всего однокурсник, по имени Ильяс. Он иностранец, но из какой страны не говорится, и понять из контекста невозможно. Мужскую роль сыграл непрофессиональный актер, учившийся в СССР греческий студент Ильяс Пуллос, о котором ровно ничего неизвестно.

Троица вместе проводит свободное время и, кажется, у одной из русских девушек (Нина) зарождаются чувства к смуглому парню. Однако Ильясу больше нравится Люба.

Ильяс, Нина и Люба. Кадр из фильма «Франтиха»

Ильяс, Нина и Люба. Кадр из фильма «Франтиха»

Франтихой, иностранец назвал Нину (с ее же подсказки), как «человека, хорошо одевающегося». Ильяс, изучающий русский язык и говорящий с акцентом, использовал редчайшее русское слово, женский вариант термина «франт» с добавлением, как сегодня говорят, феминитива «иха». По аналогии с «повар-повариха», «кролик-крольчиха», «трус-трусиха» и т.д.

Слово «франтиха» действительно есть в толковых словарях русского языка, но и до революции оно редко использовалось в литературе (в основном в разговорной речи), а сегодня и вовсе забыто.

Кстати, Люба тоже модница, а значит, тоже франтиха. Не случайно одна из сцен фильма происходит на показе в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком мосту, где уже два года работал художественным руководителем признанный и у нас и за рубежом Вячеслав Зайцев.

Легендарный советский модельер предоставил многочисленные костюмы для героев короткометражной ленты. Девушки постоянно меняют новые платья и костюмы, а Нина даже умудряется в течение одного дня побывать в двух купальниках.

Кадр из фильма «Франтиха»

Кадр из фильма «Франтиха»

«Франтиху» не показывали по советскому телевидению, но зато она появилась однажды в эфире французского ТВ. Ничего необычного – красивые виды Москвы и русской природы, православные храмы (а в СССР только-только закончилась начатая Хрущевым антирелигиозная кампания), плюс русские красавицы в модных нарядах, сравнимых с новинками «от кутюр» европейских домов моды.

Для французского зрителя это был просто репортаж о неведомой и неожиданно совсем не дикой России…

Подружек Любу и Нину сыграли соответственно 29-летняя Наталья Климова и 18-летняя Марина Гуткович. И обеих девушек уже можно было назвать довольно опытными актрисами.

НАТАЛЬЯ КЛИМОВА

Наталья урожденная Малкина появилась на свет 27 февраля 1938 года, окончила Школу-студию МХАТ, снялась в 11 фильмах.

Ее дебютом в кино стал художественный фильм «Конец и начало» (1963), в котором ей пришлось купаться голышом в темноте. А известность принесли роли Снежной королевы в одноименной киносказке 1966 года с Еленой Прокловой и роковой красотки Зои Монроз в картине «Гиперболоид инженера Гарина» (1965) – первой экранизации одноименного романа А. Н. Толстого.

Кадр из фильма «Снежная королева»

Кадр из фильма «Снежная королева»

Две последние крупные работы актрисы также связаны со сказками – мама главной героини в картине «Снегурочка» (1968) и Хозяйка Медной горы в документально-художественном фильме «Сказы уральских гор» (1968).

В 1970 году она последний раз появилась на экране в проходном эпизоде биографической ленты «Чайковский».

Климова – ее фамилия от первого мужа, а в 1962 году красавица-студентка вышла замуж второй раз за пока еще незнаменитого Владимира Заманского (1926 г.р.). Через год, после получения диплома, она пришла в Театр «Современник», где уже служил ее муж. В театре больших и значимых ролей пока не получала, зато в кино вроде дела шли неплохо.

Кадр из фильма «Франтиха»

Кадр из фильма «Франтиха»

Ради карьеры прервала беременность, о чем потом будет жалеть всю свою жизнь. Пара так и останется бездетной.

В начале 1970-х у Натальи обнаружили страшную болезнь – туберкулез лимфатических узлов, она перенесла четыре операции. О кино пришлось забыть, из театра уйти. Свою болезнь и раскаяние за грех молодости она восприняла как наказание свыше, а утешение нашла в религии. Даже после выздоровления в лицедейство не вернулась, зато приобщила к вере своего мужа. В 1981 году супруги венчались.

С 1998 года Наталья Климова и Владимир Заманский ведут полностью затворнический образ жизни.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Продали московскую квартиру и уехали в старинный Муром Владимирской области. С прессой не общаются (последнее интервью в 2013 г.), регулярно посещают церковь, в феврале 2024 года им исполнилось, соответственно 86 и 98 лет.

МАРИНА ГУТКОВИЧ

Родилась в 1949 году и в кино попала 8-летней девочкой. В экранизации повести XIX века «Гуттаперчимый мальчик» (1957) юная москвичка сыграла девочку из богатой и знатной семьи. Роль небольшая, зато она заставила обратить внимание других режиссеров.

Кадр из фильма «Франтиха»

Кадр из фильма «Франтиха»

Марина росла вместе со своими киноролями (в основном эпизодами), но профессиональное образование так и не получила. Среди известных фильмов, в которых она сыграла небольшие, не всегда заметные роли – «Василий Суриков» (1959), «Председатель» (1964), «Королевская регата» (1966), «Ошибка резидента» (1968). Единственная полноценная главная роль – в романтической короткометражке «Когда играет клавесин» (1966) в паре с Евгением Стебловым.

Причины, побудившие Марину Гуткович бросить кино, несколько иные, чем у Натальи Климовой. Вскоре после съемок в «Франтихе», красивая 18-летняя девушка, так и не определившаяся со своим будущим, познакомилась на приеме в советском посольстве в Польше с итальянским журналистом-исследователем.

Кадр из фильма «Когда играет клавесин»

Кадр из фильма «Когда играет клавесин»

Главный посыл короткометражки «Франтиха» был в том, что русская девушка никогда, даже ради большой любви к иностранцу, не оставит свою Родину, лучше расстанется с любимым.

Но Марина Гуткович вышла замуж за итальянца и навсегда покинула Советский Союз. Последняя ее киноработа датируется 1969-м годом. За рубежом с планами на актерскую профессию она рассталась окончательно и превратилась в богатую домохозяйку. Супруги вырастили сына Андрея, которому мама привила родной русский язык.

Но связи с родиной 75-летняя Марина Михайловна не теряет. Она регулярно навещала и Советский Союз (ее муж работал в наших архивах и музеях, когда писал книгу о русском художнике XIX века Сильвестре Щедрине, жившем в Неаполе), и независимую Россию, дружила со многими деятелями русской культуры, которым помогала освоиться в итальянской богеме.

Марина Гуткович с мужем и бывшим Президентом Италии (в центре). Фото из открытых источников

Марина Гуткович с мужем и бывшим Президентом Италии (в центре). Фото из открытых источников

Фильм «Франтиха» — редкая возможность увидеть двух интересных молодых актрис, у которых были все возможности, чтобы стать настоящими звездами советского кинематографа.

Но не сложилось. Как и у многих других…