Она принадлежала к плеяде выдающихся дикторов советского телевидения — ярких, элегантных, безупречно профессиональных. Миллионы зрителей восхищались её внешностью и мастерством речи. Аза Лихитченко стала настоящим символом программы «Время», в которой на протяжении 25 лет оставалась её неизменным голосом и лицом.
Будущая телезвезда — Аза (Азалия) Владимировна Лихитченко — родилась в Москве 20 ноября 1937 года. С самого детства она мечтала об актёрской карьере и поступила в Школу-студию МХАТ, где училась вместе с такими будущими легендами, как Владимир Высоцкий, Валентин Никулин и Георгий Епифанцев. Диплом она получила в 1959 году.
В 1960 году, ещё будучи студенткой последнего курса, Лихитченко успешно прошла конкурсный отбор на телевидение. До поступления в театральный вуз она носила фамилию матери — Сидорова, но на экзамене неожиданно представилась отцовской фамилией — Лихитченко. Отца она знала лишь по фотографиям: он ушёл на фронт и пропал без вести. Спустя годы дочь сделала его фамилию знаменитой на весь Советский Союз.
Поступив в Школу-студию, Аза впервые увидела Сашу — первокурсника, сына известного писателя Александра Фадеева и актрисы Ангелины Степановой — и мгновенно влюбилась в него.
«Мне было безразлично, кто его родители. Просто потеряла голову от сумасшедше красивого парня. Саша мне тоже симпатизировал, но не мог устоять ни перед одной смазливой девчонкой. Сам признавался: «В отношении хорошеньких женщин я абсолютно безволен — может увести за собой любая». А я, бедная, мучилась от ревности, плакала ночами, но других к себе близко не подпускала» — вспоминала потом Аза.
Одновременно к ней начал проявлять внимание ее сокурсник Владимир Высоцкий.
Однажды студентов отправили с концертной программой в колхоз, закреплённый за учебным заведением. Выступление затянулось до глубокой ночи, и участникам пришлось остаться на ночлег в местной школе.
Аза устроилась спать на топчане в крошечной комнатке под лестницей. Лишь задремала — в дверях появился Высоцкий. Он попросил приютить его на ночь. «Все места заняты, негде прилечь, а у тебя топчан просторный», — с этой хитроумной фразой парень попытался сблизиться с девушкой, которая вскоре станет актрисой, а он — известным поэтом и артистом.
«Встаю, надеваю огромный прорезиненный плащ, заворачиваюсь в него и со словами: «Ну, гад, если только попробуешь тронуть — убью!» — ложусь на топчан и отворачиваюсь к стенке. Вовка устраивается рядом, минут пять ворочается, бубнит что-то под нос, потом поднимается и с разочарованным вздохом уходит на сеновал., — рассказывала об этой ночи Азалия.
Высоцкий и потом не оставлял попыток добиться расположения девушки, но ее сердце было занято другим.
Александр Фадеев то появлялся в жизни Азы, то внезапно исчезал. В один из таких моментов он даже сделал ей предложение, на которое она с радостью ответила согласием. Однако почти сразу после этого Фадеев собрался на встречу с друзьями. Когда Аза выразила недоумение, он спокойно заявил, что договорённость с товарищами была заранее, и менять планы он не собирается. В тот момент Лихитченко стало ясно — стабильной семейной жизни с ним не будет.
Позже ей стало известно, что Фадеев женился на актрисе Людмиле Гурченко. Аза же вскоре согласилась выйти замуж за другого Александра — Менделеева, журналиста «Известий» и сценариста документального кино. Именно он написал сценарий к фильму «Срочно требуется песня», в котором прозвучала культовая композиция Владимира Высоцкого «Порвали парус».
Менделеев знал о чувствах Азы к Фадееву, но принимал их с пониманием. Даже фотографию, стоявшую у неё на тумбочке, он выбросил лишь в день, когда жена уехала в роддом рожать их дочь Екатерину. Вместе они прожили 17 лет. Дочь, родившаяся в 1965 году, впоследствии стала доцентом учебного центра при МГУ. Однако семейный союз супругов со временем распался.
Аза Владимировна познакомилась со своим вторым супругом, Александром Михайловичем Ботвиновым — хирургом и главным врачом Боткинской больницы — совершенно случайно. Это произошло во время телеинтервью, которое она вела вместо заболевшего коллеги.
По рассказам диктора, Ботвинов отличался болезненной ревностью, несмотря на собственные внебрачные увлечения. Их брак продлился 17 лет, после чего отношения завершились. Еще в период их совместной жизни Александр Михайлович основал компанию, занимающуюся поставками медицинского оборудования.
Когда в 2000 году они официально расстались, Аза Владимировна сознательно отказалась от претензий на долю в его бизнесе, хотя юридически имела на это полное право. Ее внутреннее достоинство не позволило ей участвовать в конфликтах, связанных с разделом имущества.
Сама она говорила об этом так:
«В 2000-м мы развелись официально, при этом я не стала претендовать — взыграла глупая гордость! — даже на малую долю в бизнесе, который на тот момент стоил больше миллиарда. А между тем даже по документам тридцать процентов в нем принадлежало мне…»
Еще во время учебы в Школе-студии Аза Лихитченко успешно прошла конкурс на должность диктора телевидения. Однако сразу после выпуска она решила отправиться в Крым, где некоторое время выступала на сцене Русского драматического театра в Севастополе.
В 1961 году Аза получила небольшую роль в кинофильме Анатолия Рыбакова «В начале века», рассказывающем о юности Ленина. В дальнейшем она появлялась в телевизионных фильмах-спектаклях, среди которых были «Интервью у весны», «Институт бабушек», «Вы умеете играть на пианино?» и «Вера».
Осенью 1960 года ее пригласили в Москву на работу в системе телевидения. С этого момента она стала штатным диктором Гостелерадио СССР. Работала на Центральном телевидении, а затем вошла в число первых ведущих новостной программы «Время».
Аза оставалась диктором до 1993 года, параллельно возглавляя дикторский отдел, где наставляла молодых специалистов. Под ее руководством выросло не одно поколение известных телеведущих, в том числе Екатерина Андреева, впоследствии ставшая лицом «Первого канала».
Аза Лихитченко вела прямые трансляции с праздничных демонстраций на Красной площади, а её голос сопровождал телевизионную трансляцию церемонии закрытия Московской Олимпиады 1980 года. У нее было множество почитателей по всему Советскому Союзу — среди них, по слухам, даже Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
За всю свою долгую карьеру Аза лишь однажды допустила досадную оговорку в эфире. В передаче о достижениях отечественной промышленности она вместо «самоходный комбайн» произнесла — «самогонный комбайн». Этот казус моментально стал источником веселья у зрителей, и вскоре на адрес телецентра начали приходить ироничные письма с просьбой рассказать, где можно достать столь необычную технику.
На телевидении Лихитченко оставалась до 1993 года. С 1980 года она не только выходила в эфир, но и возглавляла отдел дикторов Центрального телевидения, обучая и курируя новых специалистов.
После расставания со своим вторым супругом, несмотря на внимание со стороны многих мужчин, она сделала выбор в пользу уединённой жизни.
«С тех пор у меня никого не было. Хотя и ухаживали, и замуж предлагали. Досыта наелась в двух первых браках» — рассказывала телеведущая.
Осенью 2023 года стало известно, что Аза Владимировна была экстренно госпитализирована с приступом удушья. Врачи диагностировали у нее инфаркт миокарда, после чего пациентку поместили в реанимационное отделение. Состояние Азы Владимировны оценивалось как крайне тяжелое — этому способствовали как возраст, так и наличие многочисленных хронических заболеваний. Медикам удалось стабилизировать ее состояние, и после курса лечения она была выписана домой.
Однако время берет своё. 6 июля 2024 года, на 87-м году жизни, ушла из жизни Аза Владимировна — одна из ключевых фигур, стоявших у истоков советского телевидения.