Харизма этого актёра была необыкновенной! Даже именитые коллеги по сцене трепетали под его строгим взглядом.
Леонид Марков не только мог сыграть любую главную роль в кино, но и сделать в фильме даже крохотный эпизод со своим участием незабываемым! При этом к съёмкам в фильмах он относился как к любимому хобби, всегда считая своим главным предназначением театральную сцену.
«Чёрный треугольник» (1981).
Он родился в 1927 году в небольшом посёлке на севере Казахстана. Когда ему исполнилось 4 года, семья переехала в Саратов, где прошли детство и юность будущего актёра. Его отец был актёром Саратовского драмтеатра, а мать работала там же гримёром. Поэтому с раннего детства Леонид своим домом считал именно театр, так как в свою комнату в коммунальной квартире они приходили поздно вечером, чтобы только переночевать, а с утра опять все вместе уходили в театр.
Леонид Марков, студент студии при при Вологодском драматическом театре.
Утром и днём у отца были репетиции, а вечером – спектакль. Мама была единственным штатным гримёром в театре, поэтому без работы тоже не сидела. Ну а маленький Лёня с сестрой и братом целыми днями болтались за кулисами или играли с другими детьми в подсобке, так как в театре они были не единственными детьми, которых не с кем было оставить дома.
И вот это ежедневное впитывание закулисного театра не прошло для мальчика бесследно. Уже в 8-летнем возрасте он точно знал, что его будущая жизнь будет связана только с театром. Впрочем, такие же мысли были и у его старшей сестры Риммы.
Леонид и Римма Марковы в итоге стали значительно более успешными актёрами, чем их отец. Они оба стали «народными» не только по званию, но и по сути.
Народные артисты Римма и Леонид Марковы.
Леонид Васильевич Марков среди коллег всегда считался строгим, но справедливым человеком. Он не терпел халтуру и сразу замечал, если кто-то легкомысленно относился к своим обязанностям.
Режиссёр Роман Григорьевич Виктюк, который проработал с актёром много лет, позже вспоминал, что коллеги Маркова откровенно побаивались. И не только актёры, но и все работники театра, начиная от уборщицы и заканчивая директором.
«Долг» (1977).
Если он видел несправедливость, он мог сделать замечание кому угодно. И при этом у него почти не было врагов, так как безосновательно он никого не обижал.
Примерно то же самое происходило и на съёмочной площадке. Молодые режиссёры откровенно побаивались приглашать его в свои фильмы, хотя понимали, что этот актёр может успешно сыграть любую роль. Впрочем, и сам Марков многие приглашения отвергал, считая их недостойными.
«Живой труп» (1987).
Известно, что в зрелые годы Леонид Васильевич любил выпить. Но он не позволял себе прийти на репетицию и тем более на спектакль не только пьяным, но и даже в состоянии похмелья. Но если выпадало свободное время, а впереди был выходной, то в такие дни Маркова всегда можно было найти в ресторане Дома актёра.
«Гараж» (1979).
Однажды в конце 60-х годов в ресторан пришла актриса Галина Дашевская со своим новым мужем, футболистом ЦСКА Николаем Маношиным. Дашевская во многих спектаклях играла вместе с Марковым, поэтому относилась к нему как к старшему доброму товарищу. Увидев одиноко сидящего Маркова, она потащила к его столику за собой Маношина, чтобы познакомить его со знаменитым артистом.
Николай упирался: «Зачем это? Он меня и знать не знает!». Но супруга всё же дотащила его до столика Маркова и с торжественным видом представила: «Вот, Лёнечка, познакомься, это мой муж!»
Леонид Васильевич, к тому времени уже принявший несколько рюмок коньяка, строго взглянул на молодого человека из под своих тяжёлых век и мрачно спросил: «Шестой что ль?»
Коля Маношин, ещё не знавший о всех предыдущих мужьях своей жены, но игравший в ЦСКА под номером шесть, чуть не прослезилась от гордости: «Гляди-ка, знает!»
«Красное и чёрное» (1976).
Великого русского актёра не стало ровно 33 года назад. Он скончался 1 марта 1991 года на 64-м году жизни от рака желудка. Несмотря на то, что Марков был орденоносцем и народным артистом СССР, его без особых почестей похоронили на Кузьминском кладбище в Москве, которое в те годы было обычным городским погостом и не считалось престижным.
Такие были времена, когда забывали о живых заслуженных и народных. Что уж говорить о мёртвых.
Михаил Лешков.