Её боялась даже Лиознова, а мужчины не выдерживали её властного характера. Ангелу с хищным взглядом Татьяне Дорониной — 90!

Сейчас она ведет затворнический образ жизни, не выходит в свет, не распространяется о своем состоянии и чувствах, а ведь когда-то поражала воображение и сводила мужчин с ума своим проникновенным голосом.

— Она была безумно и как-то совсем не по-советски красива: синие-синие глаза, кукольное лицо, грива длинных светлых волос. И, несмотря на весь этот нежный облик, было в ней что-то хищное, даже дьявольское. Я не мог выдержать ее взгляд дольше трех секунд. Никто не мог, — говорил про актрису Андрей Кончаловский.

Татьяне Дорониной - 90! Фото: legion-media.ru

Татьяне Дорониной — 90! Фото: legion-media.ru

О том, через что пришлось пройти великой актрисе, материал «Жизни».

Лучше никого не было

Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в семье, где никто не имел отношения к театральной среде. Будущая актриса провела детство в тесной коммуналке с родителями, которые делали все возможное для того, чтобы маленькая Таня и ее сестра ни в чем не нуждались и могли получить высшее образование.

Доронина занималась в театральном кружке. Это хобби было ей по душе, поэтому после школы талантливая девушка прошла отборы во все самые престижные театральные вузы Москвы, а когда настала пора определяться, она отдала предпочтение Школе-студии МХАТ.

Мама Татьяны никогда не понимала тягу дочери к театру, поэтому, когда узнала об успехе дочки во всех театральных училищах, только развела руками в недоумении: «Неужели не могли найти никого получше?»

Роковая ошибка

Доронина училась на одном курсе со своим первым звездным мужем – Олегом Басилашвили. В 1955 году студенты четвертого курса поженились – свадьба была настолько скромной, что мало походила на бракосочетание в прямом смысле этого слова. У влюбленных даже на кольца денег не было, но они были по-настоящему счастливы вместе.

После учебы перспективный Басилашвили попал по распределению в труппу драмтеатра в Волгограде. Доронина, отказавшись от приглашений нескольких московских театров, отправилась за супругом.



Олег Басилашвили. Фото: legion-media.ru

Олег Басилашвили. Фото: legion-media.ru

Они жили в комнате, которую выделил театр, состояли в одной труппе. Вскоре Олегу предложили сняться в мелодраме «Невеста», где начинающий актер должен был исполнять роль жениха Нади, которую играла Татьяна Пилецкая.

Тогда же Доронина узнала, что беременна, и отправилась на съемочную площадку к супругу, чтобы обрадовать его. В гримерке она увидела Басилашвили, который мило беседовал и выпивал с Пилецкой. В порыве ревности и отчаяния Татьяна Васильевна приняла решение избавиться от ребенка – как выяснилось позже, она ждала двойню. Врач предупредил, что в результате операции актриса может столкнуться с бесплодием, но женщину это не остановило.

Басилашвили был вне себя от горя, но хотел спасти брак. Супруги переехали в Ленинград и поступили в БДТ под руководством Товстоногова, но склеить разбитую чашку у них не получилось – после 8 лет семейной жизни артисты развелись.

Конфликт из-за мороженого

Кинодебют Дорониной состоялся, когда ей было всего 22 года, но до 30 лет она играла исключительно эпизодические роли. Всё изменилось после выхода картины «Три тополя на Плющихе». И хотя на экране Татьяна выглядела очень мягкой и нежной, за кадром между актрисой и режиссёром, Татьяной Лиозновой, кипели баталии. Коллеги говорили, что Доронина – невероятная женщина, но характер невыносимый и очень сложный.

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе", реж. Татьяна Лиознова, 1968 год

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», реж. Татьяна Лиознова, 1968 год

— Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал… Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены, — вспоминал российский киновед Вячеслав Шмыров.

Татьяна Лиознова. Фото: legion-media.ru

Татьяна Лиознова. Фото: legion-media.ru

Театральный критик

Сложный характер актрисы никогда не отпугивал мужчин, а даже наоборот – она не знала отбоя от поклонников. Практически сразу после развода с первым мужем Татьяна вышла замуж второй раз – ее избранником стал театральный критик Анатолий Юфит.

Мужчина был влюблен без памяти и был готов на все ради своей музы, но с её стороны все было по-другому. Она была влюблена в свою работу. Все три года, что супруги были в браке, Татьяна работала без перерыва, полностью погрузившись в творчество. Разрыв пары стал неожиданностью. Анатолий просто не встретил супругу после гастролей, а экспрессивная Татьяна просто приняла решение расстаться.

Радзинский

Долго Татьяна не скучала и нашла утешение в объятиях драматурга Эдварда Радзинского. Он был младше её на три года, но этот факт никак не сказывался на отношениях: Радзинский перевез свою любимую женщину в Москву и написал для нее много пьес.

— У меня была пьеса для Московского Художественного театра. Я ее написал, как положено честному человеку, после того, как забрал жену Татьяну Доронину из великого театра Товстоногова и перевез из Ленинграда в Москву, в невеликий МХАТ. Поэтому я должен был как-то ей помочь. Пьесу назвал “Чуть-чуть о женщине”. Что началось! Великие артисты, Тарасова, Масальский, Грибов, Ливанов, разделились ровно наполовину. Одна половина писала статьи в “Правду”, что ставится очень нехорошая пьеса, которая испортит Московский Художественный театр. А вторая — во главе с Ливановым — что, наоборот, путь МХАТа должен идти через новую драматургию. В итоге пьесу редактировала сама министр культуры Фурцева. В общем, пьесу я абсолютно предал. Потому что мне хотелось, чтобы бедная Татьяна Васильевна Доронина вышла на сцену. Она очень здорово репетировала, поэтому я шел на мерзкие переделки, — поделился Эдвард Станиславович в интервью «АиФ».

Эдвард Радзинский. Фото: legion-media.ru

Эдвард Радзинский. Фото: legion-media.ru

«Еще раз про любовь»

Сценарий к кинохиту «Ещё раз про любовь», который считается классикой советского кино, кстати, тоже написал Радзинский. Доронину после этой картины стали называть актрисой первой величины. Телефоны в доме звезды разрывались, на улицах люди за ней ходили толпами, поклонники дарили медвежат, кружки и прочие подарки, для себя просили лишь автограф и немного внимания.

Кадр из фильма "Мачеха". Фото: legion-media.ru

Кадр из фильма «Мачеха». Фото: legion-media.ru

Самой лучшей работой актрисы в кино, по мнению критиков, стала роль в картине «Мачеха», однако для зрителей Доронина так и осталась наивной и романтичной Нюрой, поющей легендарную «Нежность».

Примечательно, за 30 лет актерской карьеры Татьяна Васильевна снялась всего в 15 картинах, а в 1987 и вовсе перестала появляться в кино, однако театр не оставила – в том же году она стала художественным руководителем МХАТа им. Горького и всю свою творческую энергию отдавала любимому детищу.

Олег Ефремов, ее звездный партнер по культовой картине «Три тополя на Плющихе», в свое время предлагал остаться с ним и продолжить работать совместно, но Доронина осталась с той частью труппы, которая откололась от МХАТа.

Химия с Химичевым

МХАТу Татьяна Васильевна посвятила 30 лет своей жизни – так долго она не была ни с одним мужчиной. Самый продолжительный брак актрисы с коллегой по цеху Борисом Химичевым продержался почти 10 лет, но и он развалился из-за властного характера звезды.

— Это человек, который сам себя воспитал, сделал. Но когда мы с ней где-то появлялись, то говорили: к нам пожаловала Татьяна Васильевна, а это ее муж. Я это болезненно переживал. Плюс властный характер. Мужчину надо гладить по шерсти, а не против. Самая основная ошибка женщин — подавлять нас, мужчин. Она множит все остальные. После развода мы больше никогда не общались с Татьяной Васильевной, — разоткровенничался Химичев в интервью «АиФ».

Татьяна Доронина и Борис Химичев. Фото: legion-media.ru

Татьяна Доронина и Борис Химичев. Фото: legion-media.ru

Забавно, что судьба хотела их свести задолго до того, как у них закрутился страстный роман. Актёр должен был пробоваться с Татьяной Васильевной в картине «Ещё раз про любовь», но взбрыкнул после того, как Доронина окатила его холодным приветствием. «Здрасьте», — небрежно сказала звезда и оглядела Химичева с ног до головы. Такое отношение показалось Борису оскорбительным и он ушел, хлопнув дверью В итоге партнером Дорониной стал Александр Лазарев, а Химичев кусал локти, так как фильм стал хитом.

Позже они встретились в «Маяковке» — играли влюблённых в постановке «Да здравствует королева, виват», Химичев по-настоящему разглядел ту, которая его оскорбила, был очарован до глубины души, собственно, с этого все и началось…

Кадр из фильма "Старшая сестра". Фото: legion-media.ru

Кадр из фильма «Старшая сестра». Фото: legion-media.ru

Дачники

В 1982 году Доронина предприняла пятую отчаянную попытку стать счастливой – она вышла замуж за члена ЦК и работника Главного управления нефтепромышленности Роберта Тохненко. Заядлые дачники сошлись на своей любви к садоводству, но отношения снова не сложились, потому что Доронина вновь, как и в прошлых браках, начала подавлять супруга, затмевая его везде и всюду. В 52 года актриса осталась одна — больше замуж она не выходила.

— Никогда не любила бабских откровений. Скажу лишь, что выходила замуж, только если испытывала искреннее, сильное чувство. А когда оно уходило – с мужьями расставалась, — призналась актриса в одном из интервью.

Вся жизнь – в театре

Так сложилось, что единственной настоящей любовью актрисы всегда оставался театр, но в 2018 году она ушла из МХАТа. Впрочем, не все грустили по этому поводу – некоторые актёры, которые устали от властного и непокорного характера Татьяны Васильевны, вздохнули с облегчением.

Постепенно Доронина перестала общаться с прессой, отказалась от интервью, оборвала связи с друзьями и коллегами, а также стала вести затворнический образ жизни. Продолжительное молчание актрисы кажется подозрительным для многих ее поклонников. Нам лишь остается надеяться, что здоровье Дорониной не вызывает опасений, а отсутствие комментариев – личный выбор этой сильной женщины.

— Сказать, что «миссия» моей жизни состоит в результатах моей работы — это для очень многих будет выглядеть нелепостью, либо позой, либо откровенным враньем. Потому что сегодня это «не принято»! Все идеалы заменило понятие «бизнес», это слово стало не просто расхожим, но в высшей степени почитаемым, хотя в наши времена оно было с очень большим отрицательным знаком. Теперь же это подается как преимущество, как знак определенного веса человека. Чем больше его бизнес, тем значимее человек, тем больше уважения требует. Я не могу уважать накопление денег ради денег, — отметила Доронина в интервью «Российской газете».

Автор: Ольга Сливченко