Её опозорили на шоу «Пусть говорят», и она этого не пережила. Сын приехал, когда было уже поздно. Судьба актрисы Лилианы Алёшниковой

Всесоюзная слава обрушилась на Лилиану Алёшникову после выхода картины «Взрослые дети», где она исполнила главную роль.

Казалось, судьба была к ней невероятно благосклонна: она наделила ее не только ярким актерским дарованием, но и подарила встречу с большой любовью.

Ее жизнь и творчество оказались неразрывно связаны с ее мужем, известным режиссером, который обожал свою красавицу-жену и с радостью давал ей роли в своих фильмах.

Однако в середине 80-х годов актриса внезапно и без объяснений пропала с радаров, сознательно выбрав для себя спокойную и далекую от публичности жизнь.

И вот, в 2008 году, когда о ней, казалось, уже начали забывать, беспощадная телевизионная машина решила грубо вторгнуться в ее жизнь, что фатальным образом предрешило ее дальнейшую участь.

Стремительный взлет

Будущая звезда экрана появилась на свет в самом сердце Москвы 25 июля 1935 года.

Ее родители были людьми искусства: отец, Петр Берёзов, — популярный артист, а мама, Элеонора Бендак, — изящная балерина.

К сожалению, этот творческий союз оказался недолговечным и распался еще до того, как их дочь увидела свет.

Вскоре мать нашла новое счастье, и в жизни маленькой Лилианы появился человек, который и стал для нее главным мужчиной, — инженер по имени Лазарь Алёшников.

Он стал для девочки не просто отчимом. Он удочерил ее, дав не только свою фамилию и отчество, но и окружив ее такой безграничной любовью и отеческой заботой, которая и формирует счастливое детство.

Творческие гены, полученные от биологических родителей, конечно же, предопределили ее судьбу — Лилиана с детства грезила сценой.

Впрочем, дорога к мечте оказалась тернистой. Первый же штурм ВГИКа обернулся сокрушительным поражением.

Легендарная Тамара Макарова, входившая в состав приемной комиссии, вынесла безжалостный приговор: о кино, мол, девушке с такой внешностью лучше и не помышлять.

Но Лилиана была не из тех, кто опускает руки после первой неудачи. Она собрала волю в кулак и отправилась в Щукинское училище, куда с успехом поступила.

Уже там, во время студенческих этюдов, ее яркую индивидуальность разглядели кинорежиссеры.

Предложения о съемках посыпались на нее как из рога изобилия, но разрываться между лекциями и съемочной площадкой было невыносимо трудно.

За многочисленные пропуски занятий ее едва не отчислили, и в результате ей пришлось заплатить за ранний успех, оставшись на второй год.

После получения диплома Лилиана сделала короткую остановку в Театре имени Пушкина, но театральные подмостки не смогли удержать ее надолго.

Она очень скоро осознала, что ее подлинное призвание и настоящая страсть — это мир кинематографа, и без сожалений отдала ему всю себя.

Однако не следует обманываться ее хрупкой и утонченной внешностью. За этим изящным фасадом скрывался характер настоящего бойца и спортсменки.

Ради удачного кадра она была готова на любые авантюры: если роль требовала встать на коньки, она без проблем скользила по льду; если нужно было скакать на лошади, она уверенно держалась в седле.

Да и вне работы ее энергия требовала выхода. Спокойным вечерам у камина она всегда предпочитала активный досуг: обожала скорость и спортивный стиль вождения, мастерски управлялась с байдаркой и с восторгом неслась по речной глади на водных лыжах.

Ее кинокарьера стартовала не просто успешно — она взлетела ракетой.

В 1956 году состоялся ее триумфальный дебют: она не просто появилась на экране, а сразу же заявила о себе главной ролью в фильме «Они были первыми», а затем закрепила успех яркой работой в ленте «Это начиналось так…».

Именно эта вторая картина и оказалась для нее по-настоящему судьбоносной. На съемочной площадке она познакомилась с человеком всей своей жизни.

33-летний режиссер Яков Сегель, к тому моменту уже признанный мастер, был совершенно покорён юной актрисой, ее красотой и несомненным талантом.

Между ними мгновенно вспыхнула искра взаимной симпатии, которая очень быстро переросла в страстный роман. В 1960 году они официально стали мужем и женой.

Для него этот брак был уже четвертым, для нее же — первым и, как оказалось, последним. Свое сердце она отдала ему раз и навсегда.

Испытание на прочность

1966 год навсегда черной датой вошел в историю их семьи.

Шла работа над очередной картиной Якова Сегеля, в которой, разумеется, снималась и Лилиана. Съемки проходили на натуре, у проезжей части, и в какой-то момент случилась трагедия.

Из-за крутого поворота на огромной скорости вылетел грузовик, который буквально смел с обочины режиссера и директора фильма. Для директора картины этот день стал последним.

Яков Сегель был еще жив, но его состояние не оставляло почти никаких надежд.

И вот тут хрупкая, изящная Лилиана показала свой стальной характер. Не поддавшись панике, она продемонстрировала невероятное самообладание.

Не дожидаясь помощи, она сама погрузила истекающего кровью мужа в автомобиль и, вдавив педаль газа в пол, помчалась в город.

Ее машина неслась по трассе, игнорируя все знаки и правила дорожного движения, и вскоре за ней уже следовал милицейский патруль.

Но Лилиана не обращала внимания ни на сирены, ни на требования остановиться. Она затормозила лишь у самых ворот ближайшего медпункта.

Подбежавшие сотрудники ГАИ, когда поняли причину столь отчаянной гонки, не стали составлять протокол, а, напротив, помогли доставить пострадавшего к докторам.

Положение режиссера было практически безнадежным, и врачи не давали никаких утешительных прогнозов. Кто-то за спиной даже бросил жестокую фразу, что все ее усилия были напрасны.

Целых три месяца, три бесконечных месяца, Яков Сегель провел без сознания, балансируя на тонкой грани между жизнью и вечностью.

Однако безграничная любовь и невероятная преданность Лилианы смогли совершить то, что казалось невозможным. Она сотворила настоящее чудо.

Вопреки всем медицинским заключениям, она выходила своего мужа, буквально вернула его с того света.

Восстановление было невероятно долгим и тяжелым процессом, который растянулся на целых два года.

За это время Якову пришлось заново, как маленькому ребенку, учиться держать ложку, ходить и произносить первые слова.

Но и для самой Лилианы это страшное испытание не прошло даром.

Перенесенное нервное потрясение было так велико, что молодая, цветущая женщина стала седой практически за одну ночь.

Их маленький сын, которому на тот момент было шесть лет, увидев маму, даже не сразу узнал ее, настолько разительной была эта перемена в его глазах.

Жизнь после кино

Последний раз зрители увидели ее на экране в 1984 году, в картине мужа под названием «Инопланетянка». Эта работа стала ее прощальным поклоном кинематографу.

Спустя несколько лет Яков Сегель приступил к съемкам нового фильма, но, к удивлению многих, для его бессменной музы и верной соратницы роли в сценарии не нашлось.

Этот момент, по сути, стал финальной точкой в творческой карьере не только Лилианы, но и ее супруга.

Стоит отметить, что их сын Александр продолжил семейную династию, однако выбрал для себя путь не актера или режиссера, а кинооператора.

Когда наступили непростые 90-е, и советский кинематограф канул в Лету, уступив место новому, коммерческому, многие режиссеры старой школы помнили о талантливой актрисе.

Они находили ее сына, передавали через него приглашения вернуться на съемочную площадку.

Но Лилиана Лазаревна в этом вопросе была непреклонна, ее решение было твердым, как гранит.

Она неизменно вежливо, но категорично отказывалась от всех предложений.

Актриса тонко чувствовала, что новому российскому кино с его иными героями и сомнительными идеалами она уже не нужна и не интересна. Это был чужой для нее мир, другая эпоха.

Однако неверно было бы полагать, что, оставив профессию, она замкнулась в четырех стенах или превратилась в унылую домоседку.

Ее деятельная и энергичная натура просто не позволила бы ей этого сделать. Она по-прежнему была полна сил и жажды жизни.

С тем же юношеским азартом она много плавала, рассекала водную гладь на моторной лодке и уверенно сидела за рулем автомобиля.

А центром их вселенной стала дача — их общая тихая пристань, их маленький рай на земле.

Там, вдали от суеты, они с мужем с упоением занимались садом и огородом, находя в этом простом труде огромное удовольствие. Это была их собственная, гармоничная вселенная, наполненная тихими радостями.

Этот уютный и счастливый мир рухнул в одночасье в мае 1995 года. Ее любимого Якова не стало.

Эта утрата стала для нее страшным ударом, который подкосил ее изнутри. Она погрузилась в безмолвную, глубокую печаль, которую, как и положено сильной женщине, не демонстрировала окружающим.

С того самого дня она жила в полном уединении, и лишь маленькая собачка скрашивала ее одиночество.

Главным светом в окне для нее стали нечастые визиты сына, который приезжал вместе с ее внуком, названным в честь дедушки Яковом.

Сын делал все возможное, чтобы поддержать мать, но она с каждым годом все глубже погружалась в свой собственный мир.

Лилиана Лазаревна полностью прекратила выходить в свет, избегала любых компаний, и даже если случалось ей появиться на каком-нибудь мероприятии в Доме кино, она старалась остаться неузнанной, проскользнув в зал тенью.

Роковая сенсация

Долгих тринадцать лет она прожила в своем добровольном затворничестве, в мире, куда не было доступа посторонним.

И вдруг, когда ее имя, казалось, уже стерлось из общественной памяти, оно снова прозвучало, причем в самом неподходящем для этого контексте — с телеэкрана.

Редакторы одного популярного и скандального ток-шоу, вечно ищущие жареные факты, решили сделать на ней передачу.

Лилиана Лазаревна, верная себе, категорически отказалась от участия и от любого общения с журналистами.

Но такой ответ совершенно не устраивал телевизионных охотников, которым во что бы то ни стало нужна была сенсация.

Телевизионщики решили действовать по-другому, попросту взяв ее в осаду.

Они разузнали, что сын актрисы уехал из города, и организовали под ее домом круглосуточное дежурство.

Спрятанные камеры поджидали ее на каждом шагу, не давая ей возможности свободно передвигаться.

Ситуация дошла до крайней степени абсурда: пожилая женщина не имела возможности даже вывести на прогулку свою собачку, не попав под прицел объективов.

В телефонных разговорах с сыном она с горечью и отчаянием говорила, что ее превратили в затравленного зверя, на которого устроили настоящую охоту.

В конце концов, их настойчивость принесла плоды.

Как назло, именно в эти дни у Лилианы Лазаревны обострились проблемы с ногой, и, чтобы дойти до своего автомобиля, за рулем которого она, несмотря на возраст, все еще ездила, ей понадобилась трость.

Именно этот момент — сгорбленная, с трудом идущая пожилая женщина с палочкой в руке — и стал желанным трофеем для папарацци.

Это была идеальная, душещипательная картинка, которая должна была вызвать у зрителей жалость.

Но телевизионным стервятникам этого показалось недостаточно для полноценного сюжета.

Они нашли ее соседку, вступили с ней в беседу, а затем применили один из самых грязных и старых приемов желтой прессы.

В монтажной они беззастенчиво вырезали из ее рассказа отдельные слова и фразы, полностью исказив их первоначальный смысл, и из этого набора обрывков сконструировали ту «сенсационную правду», которая была им необходима.

Это был классический образец грубой манипуляции общественным мнением, который его создатели, не краснея, продолжают именовать журналистской работой.

Апогеем этого цинизма стало то, что свой клеветнический сюжет они выпустили в эфир именно 25 июля, в день рождения Лилианы Лазаревны.

Они сделали ей такой вот «презент», причем даже не забыли позвонить ей накануне и проинформировать о точном времени выхода программы.

Трудно вообразить, какие чувства испытывала пожилая женщина, садясь к телевизору в этот день.

А то, что она увидела на экране, было злобной и лживой карикатурой на нее саму.

С экрана на всю страну вещали о том, что забытая всеми актриса якобы страдает от вредных привычек, живет в ужасающей бедности и отличается странным поведением.

Это было не просто больно. Это было публичное унижение, которое растоптало ее доброе имя и выставило на позор перед миллионами людей.

Находясь в состоянии глубочайшего потрясения, она набрала номер сына.

Он пытался успокоить ее по телефону, как только мог, обещал вот-вот вернуться, чтобы забрать ее на дачу, подальше от всей этой грязи и пересудов.

Но дождаться его она уже не смогла. Ее сердце просто не выдержало такого удара.

Спустя несколько дней соседка, которая давно не видела Лилиану Лазаревну, услышала за ее дверью жалобный скулеж собачки и, почувствовав неладное, позвонила Александру.

Сын немедленно примчался, вскрыл дверь и нашел свою мать уже без признаков жизни.

Ее жизненный путь оборвался 5 августа 2008 года. Ей было 73 года.

Сын актрисы, пережив первый шок, хотел было подать в суд и привлечь к ответственности создателей той злополучной передачи.

Однако, немного остыв, он отказался от этой мысли. Вероятнее всего, он просто не захотел, чтобы имя его покойной матери снова трепали в залах суда и на страницах газет.

Но, как принято считать, существует и другой, высший суд.

Поговаривают, что вскоре после этих событий у журналиста, который был главным идеологом того сюжета, начались серьезные неприятности.

Возможно, это просто совпадение. А возможно, это и есть та самая справедливость, которая рано или поздно находит тех, кто забывает о чести и совести.