Анатолия Папанова знают все, здесь даже и спрашивать не нужно. Но вот знают ли зрители, что его дочь тоже пошла по стопам папы? И где она играла? В каких фильмах снималась?
Как и каждый из «звездных» отпрысков, Елена Анатольевна утверждает, что поступила в театральный, конечно же, исключительно благодаря своим способностям. И в театре Ермоловой работает уже 50 лет, и тоже из-за своего таланта.
Правда, Олег Меньшиков, который стал худруком театра, постоянно не доволен ее работой. Он даже предложил актрисе сменить профессию и идти в уборщицы. Дело дошло до суда.
И кто из них прав, кто нет, хотелось бы порассуждать.
Начало
В 1954 году у Анатолия Папанова и его супруги – Надежды Каратаевой родилась девочка. Дочку назвали Леной. И как-то так получилось, что именно после рождения дочери карьера обоих актеров резко пошла вверх. Лена стала семейным талисманом.
Леночка прекрасно справлялась с ролью талисмана, а когда подросла, то и сама решила пойти в театральный ВУЗ. Мама – человек опытный в актерских делах, адекватно оценивала внешность своей дочери. Да, Леночка была очень доброй, она всегда любила собак и кошек, всю живность тащила в дом, но … ну не было у девочки томного взгляда, огромных глаз, соболиных бровей и коралловых губ. Внешность у дочери была посредственной. Да и ничего страшного, но вот с такими внешними данными ей никогда не дадут сыграть красивых леди, прекрасных барышень, влюбленных красавиц.
Но Лена смотрела на это скептически- подумаешь! Еще есть куча ролей, где и вовсе не надо быть красавицей. Главное- талант, а он у нее есть.
И девушка подала документы в школу- студию МХАТ. И не прошла. Пришла домой, конечно же, в слезах, жизнь казалась сплошной черной полосой и вообще, хотелось уснуть и не просыпаться.
Помог папа. Он отыскал хороших педагогов. Дочка целый год ходила к ним заниматься, и, благодаря своему упорству и труду, а так же таланту и способностям, поступила ( хи-хи, а я верю!).
Елена стала учиться в ГИТИСе, на курсе Владимира Андреева.
После института она стала работать в театре Ермоловой, где работал сам руководитель курса. Ей давали главные роли, и девушка великолепно блистала на сцене (остается только вопрос- а чего ее тогда в кино не снимали? Никогда?)
Помимо работы
Удачно складывалась карьера, великолепно было все и с личной жизнью. Елена встретила Юрия Титова, который только- только делал первые шаги в театре. Правда, он потом перешел работать референтом в Российском правительстве.
С парнем завязался роман. Молодые люди долго дружили, а потом решили расписаться.
В молодой семье родились девочки. Сначала Маша, потом Наденька. Елена понимала, что детям нужна мама, и у нее есть возможность сидеть дома и не работать. Лена воспитывала детей, занималась домом, а когда ей надоели бытовые дела, она снова вернулась в театр.
Сейчас она уже не играла главных ролей. Ей все больше доставались роли отрицательных героев. Но она их и любила. Здесь можно было придумывать свои характеры, добавлять краски, менять образы.
Новшества в работе
Но с возрастом Владимир Андреев стал понимать, что ему уже не под силу руководить большим коллективом. Он передал театр Олегу Меньшикову. Сам же стал занимать пост директора театра. А театру нужен новый, талантливый руководитель, который вдохнет в него новые силы, посмотрит новым взглядом, обновит и изменит театр. Олег Меньшиков был именно таким. Он всегда бурлил идеями, у него в голове было множество проектов, он был в постоянном движении, никогда не ленился сам, и не прощал лени другим.
Он сразу начал с того, что уволил всех тех актеров, которые ему не нравились. У него был свой взгляд на их работу, и ни под кого он подстраиваться не стал. Елену Папанову он тоже сразу невзлюбил.
Он убрал из репертуара все спектакли, где актриса играла и та осталась , практически, без работы.
Правда, в это же время ей стали предлагать сценарии сериалов. У нее появились роли в кино, а значит, и неплохие деньги.
Елена Анатольевна прекрасно сработалась в Гай- Германикой, и после ее «Школы» режиссеры стали предлагать Папановой новые работы.
И все же, театр
Летом, после отпуска, она вернулась в театр и узнала, что ее с некоторыми другими актерами, которые не работали на сцене, просто уволили. Но ведь она была не виновата, что ей не давали ролей.
По этому вопросу Елена Анатольевна обратилась в суд. Для того, чтобы дело получило большой резонанс, ею были приглашены телевидение и пресса.
Суд признал, что актриса права. На работе её восстановили. Но ролей –то все равно не давали. Получалось, что актриса получала зарплату, но не работала, то есть, она не играла в спектаклях.
Увольнения продолжались. Попала под увольнение Татьяна Догилева и Виктор Проскурин. Меньшиков не признавал былых заслуг, ему нужны были только действующие актеры.
Догилева была возмущена, хотя в суд не пошла.
В 2020 году началась новая волна увольнений. Театр стал терпеть убытки, и художественный руководитель не собирался платить деньги просто так. И снова под увольнение попали многие актеры. И, конечно же, в их рядах была Елена Анатольевна.
Понимая, что немолодым уже актерам сложно куда- либо устроиться, руководство театра предложило им устроиться обслуживающим персоналом. Теперь можно было работать гардеробщиком или буфетчиком. Елене Папановой, например. Предложили должность уборщицы. На такое предложение Елена Анатольевна ответила полным возмущением.
Только 5 актеров из всех пошли на такие условия. Остальные актеры отправили заявления в суд. И снова суд принял решение восстановить актеров на работе. Мало того, им выплатили даже ту неустойку, когда они не работали по вине худрука.
Борьба за место под солнцем
После таких судов, разумеется, отношение между худруком и восстановленными актерами лучше не сделались. Лишь двоим актерам были предложены небольшие роли в новых спектаклях, остальные же так и остались «украшением» театра.
Сейчас Меньшиков создал такой режим, что каждый восстановленный актер обязан был приходить на работу не позднее 11 часов утра. Любое опоздание было равно увольнению. При этом, было совсем не важно- задействован актер в репетициях или нет.
Многие поддерживали Меньшикова. И в самом деле – а что такого приказал делать худрук? Приходить на работу, за которую актеры получают деньги? Но это нормально. И к 11- это ж не к 7 утра. А многие люди и сами в семь на работу идут, да еще и детей в садик не позднее 8 часов несут. Что такого?
Но актеры обиделись. Во всяком случае, Елена Папанова говорила, что Олег Евгеньевич мог бы их и вызывать, когда надо.
Вот так? А зарплату платил бы ежемесячно? А приходили бы актеры на работу только, когда им надо. А если учесть, что многие актеры и вовсе не были задействованы в спектаклях, они бы и вовсе в театр приходили только за авансом и зарплатой?
Возможно, мы не совсем разбираемся в хитросплетениях театра, но… Здесь я высказываю лично свое мнение. Я так понимаю. Между прочим, так же думали очень многие актеры. Они и поддержали Меньшикова. И именно это стало причиной того, что Елена Анатольевна сильно обиделась.
Да, интернет пестрил совсем не ласковыми комментариями. Актеров, которых уволили, просили уйти и дать дорогу молодежи. Люди не понимали, отчего же многие актеры- пенсионеры так упрямо держатся за рабочее место, тем более, если применение этим самым актерам найти не удалось. Да и сами уволенные могли пойти только в суд. Они не стали предлагать свои услуги другим театрам, а почему? Неужели талантливые актеры никому не нужны? Та же Татьяна Пельтцер или Фаина Раневская играли уже в весьма почтенном возрасте, и мысли ни у кого не было, чтобы их уволить.
Но… случилось, как случилось. По сей день не найдено такого решения, которое бы удовлетворило обе стороны.
Не берусь судить обо всех зрителях, но лично от себя могу сказать… пелена Анатольевна очень добрый, ранимый и трепетный человек. Она всегда поможет слабым, любит животных, сама не съест, а голодного накормит.
Но, к большому сожалению, для актерской профессии этого мало.
Посмотрим, чем же закончится весь этот переполох.