Уж кто-кто, а Людмила Гурченко умела привлечь к себе внимание! Одна из «бомб» советского кинематографа с невероятным талантом и невероятными страстями всегда давала повод поговорить о себе. Даже когда ей было глубоко за 60.
Тележурналист, ведущая и продюсер Кира Прошутинская не один год общалась с Гурченко при жизни, и так сказать, изучила её основательно. Главный вывод из её дневника о легендарной актрисе, отрывки из которого опубликовал «Московский Комсомолец», можно сделать такой: в жизни Гурченко всего было чересчур. По-другому, «пополам», «усреднённо» Гурченко не любила и особенно не умела.
Бесконечно уставшая от жизни
Одно из главных воспоминаний Прошутинской о Гурченко: её всегда побаивались. Актриса умела ответить, дать нелицеприятную характеристику. Но чаще всего она была просто непредсказуема.
«Она была резка в словах, суждениях», — таково заключение телеведущей.
Гурченко в фильме «Девушка с гитарой»
Однако Прошутинская же отмечает, что её подобные выходки, резкие словесные уколы были проявлением защитной реакции. Гурченко не могла делать чего-то напополам и часто за это получала «ответку» от людей, судьбы. Потому и имела израненную душу.
Характерен эпизод, который Кира Прошутинская приводит с празднования её 70-летия, в 2005 году. Людмила Марковна заказала небольшой зал, на 20-25 столиков, для тех, кого считала близкими людьми.
Кира Прошутинская оказалась среди приближённых Гурченко
Сама она появилась на вечере в костюме стиля 1940-х годов: бархатная юбка, белая кофта с имитацией чёрных кружев.
«Она с баянистом спела песню о девочке и её папе из Харькова, об их мечте покорить её искусством весь мир… А после прошла рядом: уставшая спина немолодой женщины, старый парик…», — так написано в дневнике Прошутинской.
Это правда: Гурченко была на 200-300% актрисой старой школы. Из тех, что проживали роли как свою жизнь, а свою жизнь проживали как нечто невероятное, экстремально сильное по воздействию на себя и окружающих. Потому и страдала она много.
Бездарность переросла в ненависть
Пожалуй, главною болью актрисы была её единственная дочь от брака с Борисом Андроникашвили Мария. Хотя тут Гурченко испортила себе (и дочери) всё сама.
Так оно часто бывает: на детях гениев природа отдыхает. Маша не имела ни красоты, ни здоровья, ни талантов своей суперзвёздной мамы. Мама же видела её то великой артисткой, то великой певицей. Она заставляла её заниматься на актёрских и музыкальных курсах.
Гурченко и её дочь
Но всё было бесполезно, так как Маше были нужны материнская забота, участие и ласка, а всего этого не было – Гурченко месяцами пропадала на гастролях и съемках. У ребенка развились комплексы, которые после переросли в ненависть к матери.
На одной из встреч у себя дома Гурченко позвала кинематографическую богему и выставила им Машу с гитарой — дескать, покажи класс. Когда дочь стала петь, Гурченко истеричным голосом завопила:
«Прекрати это! В кого ты такая бездарность!»
После гибели сына дочь Гурченко стала пить и пережила мать лишь на шесть лет
Ещё хуже стало дело, когда Мария Гурченко вышла замуж за студента медвуза Александра Королёва. Людмила стала сторониться дочери, построившей обычную, но счастливую жизнь (в отличие от матери).
Когда же родились дети Марии, Марк и Елена, Гурченко способствовала наркомании горячо любимого внука. За спиной родителей она давала тому деньги, которые Марк тратил на сильнодействующие вещества. Звездная бабушка просто не могла поверить, что Марк способен на такое. После одного такого «прихода» он и умер.
После этого мать и дочь прекратили общаться навсегда.
«Эта пьющая женщина мне не дочь», — заявляла Людмила Марковна.
Жизнь без шика
Возможно, мужчин Людмила Гурченко считала более равными себе, нежели единственную дочь. Возможно потому, что всегда в мужчине искала отца. Она была замужем пять раз. Вероятно, последний муж Сергей Сенин действительно подарил ей какое-то подобие счастья.
Вновь Кира Прошутинская:
«Сергей был на 25 лет моложе её. Влюбился с 18 лет. В те времена Сенин читал книгу актрисы «Моё трудное детство», будучи студентом. Он зачитался так в аудитории, что не заметил, как сменилась группа».
Встретились они, когда Сенину было уже 32, на его дне рождения. И долгое время были просто хорошими друзьями: много говорили об искусстве, духовном и прочем. Видимо, немолодая, хоть и яркая Людмила Гурченко долго всё взвешивала, анализировала… В конце концов они-таки стали любовниками. А после и мужем и женой.
Гурченко и Сенин
Жили вдвоём, не слишком шикуя. Это было время девяностых-нулевых, когда слава всех без исключения советских грандов испытывала тяжёлые испытания. Сергей, кинопродюсер, находил какие-то деньги на её участие в фильмах, программах, на деньги с которых в свою очередь они жили.
«Они ездили в Крым, не в Италию. Привозили какие-то разноцветные камни, которыми укладывали дорожки на даче», — рассказывает Прошутинская.
Как утверждают люди со стороны, сама Гурченко относилась к Сенину скорее прагматично-доброжелательно. Это уж он её боготворил, а не наоборот.
Мещанское счастье
Он купил ей квартиру в итальянском стиле, которую она обставила «мещански-буржуазно», зато очень уютно. Сказывалось бедное детство Гурченко. Так вот она и прожила последние двадцать лет своей жизни.
Нонна Гришаева в роли Людмилы Гурченко в спектакле «Люся. Признание в любви»
Она так и не помирилась со своей дочерью. А в последние годы часто заговаривала о смерти. Гурченко словно любила фатум, хотя и боялась погибнуть в автокатастрофе.
Её муж считает, что Гурченко умерла потому, что поняла окончательно: этому миру не нужна она как актриса. Всю жизнь она сомневалась в том, что сделала что-то в своей профессии. Кто знает, может в итоге она просто сама устала жить…