Про него говорили, что он не от мира сего. Называли самородком, оригиналом и философом. В начале 1990-х «Гномики» и «Город» Павла Кашина на какое-то время выбились в натуральные хиты, хотя по своей природе эти песни обращались не к массовой публике, а, скорее, к заинтересованному слушателю в камерной обстановке, способному считывать скрытые смыслы.
Приписывать творчество Павла Кашина к какой-нибудь конкретной стилистике — дело неблагодарное. Если он бард, то совершенно нетипичный. Если представитель русского рока, то недостаточно громогласен. Если артист шансона, то словно вышедший из эпохи барокко. Вернее было бы сказать, что Павел Кашин создал свою собственную вселенную — маленький и уютный город из детских снов и взрослых впечатлений, где места хватит и гномикам, и великанам.
Где-то на стыке авторской песни, музыки из старого кино и словесной вязи высокой поэзии обитают герои Павла Кашина. Его песни интеллигентны и романтичны, но без навязчивой сентиментальности. И даже если мечта — малюсенькая, она завораживает своим аллегорическим изяществом.
История Павла Кашина напоминает калейдоскоп из счастливых случайностей, творческих поисков и примеров упорства в достижении целей. Когда судьба раз за разом ставит тебя перед выбором, а ты, стиснув зубы, идешь вперёд, даже если не знаешь, куда именно заведёт дорога.
Будущий артист родился 4 марта 1967 года в Кустанае, что на севере Тургайского плато в Казахстане. В возрасте 13 лет переехал в Рудный, где в 1986 году окончил музыкальное училище по классу баяна и получил диплом дирижёра народных оркестров. В четырнадцать лет Павел Кваша уже мог похвастаться первыми гонорарами, заработанными на свадьбах.
Служба в армии обернулась неожиданным поворотом: по требованию лейтенанта Павел взял в руки саксофон и за месяц освоил инструмент — не потому, что хотел, а потому что надо. Так начинался роман с музыкой, который определит всю его жизнь.
После армии Павел взял билет в один конец и перебрался в Ленинград — колыбель русского рока. И тут пригодились навыки, приобретённые в армии. Чтобы свести концы с концами, музыканты играл на саксофоне на улицах. Но судьба подкинула шанс в вид объявления в рок-клубе о поисках музыканта, владеющего саксофоном и баяном. Так он попал в группу Михаила Башакова «Духи».
Тогда же готовый к покорению новых высот автор принял псевдоним Кашин, чтобы его не путали с актёром Игорем Квашой и певцом Олегом Квашой.
1991 год стал для Павла Кашина переломным: он начал сольную карьеру, собрав к следующему году материал для дебютной пластинки. Клип «Город», снятый Борисом Деденёвым, стал настоящим событием. Старинный особняк и раритетные машины, взятые в аренду за 800 долларов: для начинающего артиста с не самым попсовым репертуаром это было что-то невероятное.
Клипы помогли Павлу Кашину пробиться к широкой аудитории. А песен в запасе был целый вагон и маленькая тележка. Новичок оказался на удивление плодовит и щедр на открытия. В одном только альбоме «По волшебной реке» (1993) — двадцать три трека! Иному артисту такого количества материала хватило бы альбома на три-четыре.
Павлу Кашину везло на людей. В какой-то момент его директором стал работавший с Nautilus Pompilius продюсер Павел Антонов, который помог записать пластинку «По небесным грядкам» (1994). Презентации следующего альбома «Жизнь» состоялась уже в ГЦКЗ «Россия» в Москве и БКЗ «Октябрьский» в Петербурге.
В этот момент биография Павла Кашина косвенно пересеклась с моей. Мой брат Юрий Цалер примерно в 1996 году (а потом ещё и в 2003-м) работал с Кашиным в студии, а дядя Александр Юрьевич летал в Москву, чтобы записать партию саксофона для сингла «Подсолнух». Он вышел на CD, судя по всему, ныне он является раритетом.
В 1997 году Павел Кашин решился на внезапный шаг: провёл полгода в Лондоне, а затем ещё на пару лет перебрался в США. За границу артист отправился в поисках новых источников вдохновения и для прокачки личных навыков, но спустя какое-то время разочаровался в жизни на чужбине и вернулся в Россию.
Кашин продолжил экспериментировать. Каждый его альбом приносил новые сюрпризы: от ненормативной лексики в «Эре любви» до переработок стихов Артюра Рембо в «Адмирабле». Павел Кашин мог записать песню «В землянке» в проекте «Белорусский вокзал» — или создать музыку для фильма.
Например, в сериале «Мастер и Маргарита» прозвучала кашинская песня «В свете свечи».
Число альбомов Павла Кашина превышает два десятка. Он пытался заниматься собственной фотостудией и мини-отелем в Петербурге, но как-то получается, что музыка всё равно перевешивает иные интересы. Павла Кашина можно застать на телевидении, но в шоу-бизнес он старается с головой не погружаться. Зато его можно послушать живьём в каком-нибудь уютном клубе, где всегда найдутся почитатели песен с глубокой авторской интонацией.
В молодости Павел Кашин пробовал себя в разных ипостасях: учился в консерватории и Академии художеств, постигал азы мировой философии и изучал языки. Казалось, искал что-то, чего не найти в учебниках.
В 2024 году он выпустил новый альбом «Йети», открывший новую главу в истории артиста. Павел Кашин не боится начинать с нуля, даже если за плечами уже десятки альбомов и сотни концертов. Каким-то образом он сумел сохранить жажду творчества и остаться верным себе, когда миру вокруг вообще не до песен. Поэт-тростиночка, когда-то написавший «Гномиков» и «Город», продолжает нести свой груз — и продолжает выполнять творческую миссию.