Экзотическая фамилия
Эта певица с незаурядными вокальными данными выделялась на советской эстраде даже фамилией. В артистической среде СССР не было принято брать псевдонимы с иностранным звучанием.
Во-первых, капиталистический Запад считался враждебным. Во-вторых, вы услышали бы от какого-нибудь худсовета: «А что, красивых русских фамилий мало?!».
Посмотрите сегодня на список номинантов, скажем, премии МУЗ-Тв 2024 года: Мари Краймбрери, The Hatters, Pizza & Zivert… В СССР такое было бы невозможно. Тем интереснее выглядит фигура эстрадной певицы с «международным» именем (Нина) и не то испанской, не то итальянской фамилией — Коста.
В реальности это, конечно, псевдоним. И достаточно скромный — всего лишь обрезанная «родная» фамилия артистки — Костарева. Но она куда менее звучная, меньше привлекает внимание, согласны?
Факты биографии
Об этой артистке известно чрезвычайно мало, хотя вряд ли ее биография была неинтересной. Она родилась в г. Ужгород 7 ноября 1941 года — менее чем через полгода после нападения нацистской Германии на Советский Союз. Как росла эта маленькая, наверняка с самого детства очень музыкальная девочка в стране, сначала воюющей, а затем поднимающейся из руин и пепла? Но она не была настолько известной, чтобы писать автобиографию — и зря этого не сделала.
Известно, что она обучалась в музучилище в родном городе (а до него, вероятно, была музыкальная школа? В СССР именно после нее поступали в музыкальные училища).
Затем Нине удалось поступить в консерваторию в большом городе Львов. Ее она окончила в 1965 году. Ее первым творческим коллективом стал Буковинский ансамбль песни и танца. Как она оказалась в ВИА под названием «Гуниб», организованном в городе Махачкала? Как ее вообще занесло в Дагестанскую АССР? Непонятно.
Но в конце 1960-х Нина Коста уже выступает в куда более подходящем для ее таланта городе — Ленинграде. Ее охотно выпускали на сцену в мюзик-холле.
Здесь прозвучала одна из лучших песен в ее репертуаре, написанная Станиславом Пожлаковым, достаточно известным и востребованным композитором — «Лунная баллада». Текст для нее создал Леонид Лучкин, преждевременно ушедший уже в 1970-м (погиб от приступа сахарного диабета прямо в салоне авто своего друга Пожлакова — они ехали в Ленинград с дачи). Но Лучкин успел создать тексты песен, за которые чуть не дрались самые известные исполнители…
Что удивительно, провинциальная певица потрясающе органично вписалась в созвездие артистов-ленинградцев — ее легко представить в одном ряду с Лидией Клемент, Эдуардом Хилем, Марией Пахоменко. Ее и считали певицей именно ленинградской — «Вторая молодость», одна из двух ее песен в записи на грампластинке выйдет в сборнике исполнителей из Ленинграда.
Вокал и манера исполнения Косты многим напоминают иностранную эстраду того периода — итальянскую и французскую. В СССР с «буржуйскими» записями было худо, но при желании их возможно было раздобыть у фарцовщиков. Слушала ли она их? Неизвестно.
В 1974 Нина отправилась в Москву. Здесь она пела в разных ВИА, включая известную «Синюю птицу», выступала с солистом «Веселых ребят» Юлием Слободкиным.
Был ли успех?
Профессиональные удачи у Нины Косты безусловно были. Лауреатство на фестивале политической песни в 1969-м — он проходил в Сочи. Бывала она и за границей — ее успели услышать Дрезден, Росток и даже популярный в СССР Сопот. Причем именно в нем она завоевала первое место.
Нина Коста исполнила вещь, способную вывести ее в первый ряд отечественных эстрадников — это были «Тополя». Музыку создал все тот же Станислав Пожлаков, текст написал интересный поэт Глеб Горбовский.
После выступлений с ВИА на родине Нина попала к Леониду Утесову, в его знаменитый джазовый оркестр. А потом просто ушла со сцены.
От Нины Косты практически не осталось творческого наследия: сольная пластинка так и не вышла, а сегодня в сети можно отыскать считанные древние ролики. Еще черно-белые. Но можно оценить и чудесный голос, и удивительно одухотворенную манеру исполнения. Ее песни — скорее монологи, их нужно слушать и чувствовать.
А вот плясать под них или орать как застольные — никак не получится. Конечно, не поэтому к певице не пришла всенародная слава. Возможно, тут сложилось несколько факторов. Нет привязчивых хитов, не самый доступный репертуар, не попался заинтересованный продюсер. Может, сыграло роль отсутствие у самой артистки желания пробиваться на верхушку музыкального Олимпа, толкаясь локтями… И добиваться славы, ломая себя под вкусы публики. Ну невозможно представить Нину Косту, поющую что-то ресторанно-разухабистое.