Евгений Матвеев. Мама осталась с невесткой, которая сама собрала ему чемодан и сказала: -Если передумаешь, возвращайся

"Любовь земная". С Ольгой Остроумовой

Евгений Матвеев был обречен на роли героев. Высокий, статный, мужественный.

Такой факт лучше всего объясняет настоящий характер Матвеева. Во время съемок в фильме “Цыган” актер носил жесткий корсет, потому что два года перед этим провел в лежачем положении, восстанавливался после травмы позвоночника. Но по сценарию надо было танцевать.

Корсет снимали, делали укол обезболивающего, и Матвеев выдавал такой фейерверк! А потом терял сознание. Ему сделали 39 уколов обезболивающего, чтобы доснять эту сцену. Казалось бы, зачем рисковать? Ведь он мог на всю жизнь остаться инвалидом, мог умереть. Но невероятная сила толкала его на крайности.

-Его детство было очень непростым. По меркам того времени дед считал его незаконнорожденным и не признавал. Жили плохо и трудно.

Евгений Матвеев. Внук.

После рождения Жени отец оставил семью. Маме пришлось вернуться в дом своих родителей. Ее отец, служивший регентом в церкви, не простил дочери брака без благословения и венчания. Да еще отец Евгения был коммунистом. День за днем на голову матери сыпались унижения и оскорбления. Наедине с сыном она плакала: Дитятко ты мое.

Подрастая, Женя, как мог, стремился утешить свою несчастную маму. Выразить ей свою горячую любовь и преданность. Много позже Матвеев все свое творчество будет посвящать одной теме: судьбе и правде русской женщины. И признаваться ей в любви.

С матерью Надеждой Федоровной

Детство Жени Матвеева пришлось на 30-е годы. Даже на Украине, в Херсонской области, где он рос, было голодно. Уноситься прочь от проблем помогала музыка. Женя мечтал о балалайке. Однажды даже решился попросить своего сурового деда купить инструмент. “Заработай. Играй”, — ответил дед.

И Женя заработал. Возил воду в бочке, подбирал солому в поле. Было ему всего 9 лет. Балалайку освоил быстро и тут же стал популярен. Сначала всегда шли жалостливые песни. Бабы всхлипывали. Потом задорные частушки. Слушатели хохотали. Женю это окрыляло. Вместо вечной домашней брани и упреков он слышал похвалы: «Ой, смешной! Ой, кривляка!» Именно тогда Матвеев и решил стать артистом.

Женя Матвеев в детсве

Учился Женя хорошо. И чтобы дать сыну лучшее образование, мама переехала в райцентр. Устроилась в школу уборщицей. Она гордилась сыном. После школы Женя пошел учиться в студию при Херсонском музыкально-драматическом театре. Там же работал статистом.

Однажды в Херсоне гастролировал сам Николай Черкасов. Он заметил талант паренька и посоветовал поступить в актерскую школу при Киевской киностудии. Матвеев так и сделал. Но в 1940 году в школе ввели плату за обучение: 500 рублей в год.

Его материальное положение в тот момент можно было охарактеризовать одним словом: нищета. Отчаяние Жени было так велико, что он собирался покончить жизнь самоубийством, утопиться в Днепре. Но не успел. За него заплатил сам главный мэтр Украинского кинематографа Александр Довженко.

Летом 1941-го Евгения Матвеева призвали в армию. Во время пешего перехода на колонну пеших призывников налетели немецкие штурмовики. С неба посыпались бомбы. Вокруг было много беженцев. Люди кинулись с дороги в рожь. Поле горело. А рядом страшно кричал объятый пламенем суслик.

История про горящего суслика поразила его так, что он пронес это через всю жизнь. А потом заснял и в картине.

В Харькове выжившего после бомбежки Матвеева посадили в поезд, идущий на Восток. Вскоре недоучившегося студента определили в Первое Тюменское пехотное училище, где он проявил себя наилучшим образом.

Во время учёбы в Тюменском пехотном училище. Матвеев стоит второй слева. (Смотрит вбок)

-Он рвался на фронт и рассказывал об этом неоднократно. Но его оставили в этом училище преподавать.

Евгений Матвеев. Внук.

В конце 1946 года на концерте в Тюменском музыкальном училище Евгений Матвеев увидел свою будущую жену. Позже Лидии многие завидовали. Муж и знаменитый, и красивый, и порядочный. Сам Евгений считал, что стал таким только благодаря матери и жене. В тот день на концерте, когда она запела “Вижу чудное приволье”, Евгения будто током ударило.

Лидия Алексеевна была певицей

Это была любовь с первого взгляда. Но Лиде Матвеев был неинтересен. Она встречалась с ним только ради подружки, которая как раз и была в него влюблена. А у Лиды был свой парень. Фронтовик, человек импульсивный. Однажды, встретив Матвеева, стал угрожать ему пистолетом. —Ты что, — кинулась на своего ухажера Лида. -Он Нинку провожает, а не меня!

Но едва Нина с Евгением ушли, Лида дала агрессивному ухажеру от ворот поворот. А вскоре стала встречаться с Евгением.

После демобилизации Матвеев поступил в труппу Тюменского театра. А в 1947 году, после успешного выступления на Всесоюзном смотре молодых актеров в Москве, Евгению пришло приглашение от Новосибирского театра “Красный факел”.

Евгений Матвеев в молодости

После удачных гастролей “Красного факела” в Ленинграде в 1951 году Матвееву поступило сразу несколько предложений от столичных театров. В том числе от Малого. Тогда существовала система дебютов. Справился, остаешься в столице. Нет — возвращайся на родину.

Дебют Матвеева в спектакле «Без вины виноватые» оказался удачным. Столичная публика приняла молодого актера.

Евгений Матвеев, жена Лида, дочь Света и мама Надежда Федоровна

А руководство Малого театра выделило комнату в коммуналке. Туда и перебралась вся семья: жена Лида, дочь Света и мама Надежда Федоровна. Казалось, в их жизни начался новый счастливый этап. Но в этот момент Евгений Матвеев не смог совладать с собственными страстями и увлекся партнершей Ольгой Хорьковой.

Евгений хотел быть искренним в отношениях и решил уйти из семьи к любимой женщине. Но неожиданно его не поддержала мама. Она осталась с Лидой. А Лида сама собрала ему чемодан. На прощание сказала: «Если передумаешь, возвращайся. Мы будем ждать».

И он вернулся.

-Пришел через неделю. Позвонил утром в дверь. Лидия Алексеевна открыла дверь и спросила: -Завтракать будешь?

Без скандалов, без упреков. Нужно отдать должное то ли поколению, то ли воспитанию. Но я склонен думать, что это была сумасшедшая любовь.

Евгений Матвеев. Внук.

Эта история для Евгения стала своего рода прививкой от любовного дурмана. С тех пор он никогда не терял голову. Хотя его партнершами были самые красивые актрисы Советского Союза.

Лидия Алексеевна и Евгений Матвеев
С женой и детьми. Сын Андрей, дочь Светлана

Сниматься в кино Евгений Матвеев начал с тех пор, как переехал в Москву. Знаменитым его сделала роль Макара Нагульнова в “Поднятой целине”.

Позже поражались, как режиссер Швейцер утвердил мужика Нагульнова на роль князя в фильме “Воскресение”. Однако вскоре стало ясно: если внешне Матвеев не был похож на утонченного дворянина, то внутренне, по благородству характера, рыцарскому отношению к женщинам вполне этой роли соответствовал.

С Тамарой Семиной в фильме "Воскресение". 1960 год
Кадр из фильма "Поднятая целина"

На съемках “Поднятой целины” Матвеев упал с лошади. Повредил ногу и спину. После премьеры фильма на большом празднике в городе Николаеве он в костюме Макара Нагульнова ехал на тачанке по стадиону. Испугавшись зрителей, кони понесли. Тачанка перевернулась, и Матвеев снова ударился позвоночником.

Почти два года лежал в разных больницах. Доброжелатели советовали сменить профессию. Пенсия по инвалидности составляла 43 рубля. От отчаяния или от желания доказать, что его рано списывать со счетов, Матвеев решился взяться за дело, о котором давно мечтал. За режиссуру.

 "Цыган" (1967). Людмила Марченко -жена Будулая. Евгений Матвеев - Будулай

Первой работой стал фильм “Цыган”. Доверить Будулая Матвеев не мог никому. Играл сам, порой падая без чувств от боли. Кино в прокате посмотрели миллионы зрителей.

Еще большего достигли “Любовь земная” и “Судьба” по роману Проскурина. Его посмотрели 120 миллионов зрителей.

Ольга Остроумова и Евгений Матвеев. "Любовь земная"
С Зинаидой Кириенко в фильме "Судьба". 1977 год
"Любовь земная". С Ольгой Остроумовой

Евгений Матвеев открыл простую формулу необыкновенного успеха. Герои его картин были для публики родными, но при этом делали то, на что мало кто из зрителей осмеливался: давали волю своим чувствам.

В роли Захара Дерюгина Матвеев, пожалуй, высказал свое главное мужское жизненное и патриотическое кредо.

Достижения Евгения Матвеева в советском кино казались неоспоримыми и вызывали как преданную зрительскую любовь, так и ярость завистников. Однажды у них появился повод принизить заслуги актера и режиссера.

В 1976 году Матвеев встретил на “Мосфильме” Юрия Озерова. Знаменитый режиссер отвел актера в сторонку и тихо сказал: «Поздравляю. Ты утвержден на роль Леонида Ильича в моем фильме “Солдаты свободы”.

Матвеев долго не мог решить, что делать. Сыграть Брежнева, будут злословить, что обслуживает Кремль. Но и отказываться было нельзя. Все дурные предчувствия актера сбылись. Шлейф этой роли тянулся за ним всю жизнь. Брежневым его попрекали все, кому не лень. В некоторых энциклопедиях даже не упоминали ни о чем другом, словно он ничего больше не сыграл и не поставил.

"Солдаты свободы" (1976) Евгений Матвеев в роли Брежнева

Позже Евгению Матвееву скажут, что даже жена Леонида Ильича обомлела, увидев актера в образе Брежнева, от невероятного сходства. И не только внешнего. Матвеев сумел очень тонко уловить манеру будущего Генерального секретаря.

Однако эта роль лишила актера звания Героя Социалистического Труда. Документы были уже направлены на подпись, но после премьеры “Солдат свободы” Брежнев счел неудобным присвоить Матвееву это звание.

С самим Брежневым Матвеев никогда не встречался. Но, чтобы подготовиться к роли, в отсутствии хозяина, побывал в рабочем кабинете Генерального секретаря. Об этом впечатлении он рассказывал своим студентам во ВГИКе. Это был кабинет, где вершились судьбы людей, судьбы стран.

Соприкосновение с таким материалом заставило Евгения Матвеева взяться за экранизацию романа Александра Чаковского “Победа”. О параллелях двух исторических событий: Потсдамской мирной конференции и Хельсинского договора.

Через два года, когда могучий Советский Союз зашатался, в своем новом фильме “Время сыновей” Евгений Матвеев полемизировал с теми, кто в прессе и с трибун рьяно призывал к переоценке ценностей.

Матвеев отчаянно боролся за то, во что верил. Но судьба приготовила ему новый жестокий удар. В мае 1986 года состоялся печально известный 5 Съезд кинематографистов. На котором клеймили заслуженных и по-настоящему великих советских кинорежиссеров: Бондарчука, Ростоцкого, Кулиджанова, Матвеева. Мол, забронзовели под крылом Кремля.

Вот как вспоминал об этом актер Александр Михайлов:

«Я взломал этот Съезд кинематографистов. Когда били такого льва, как Бондарчук, когда Кулиджанова били, когда Евгения Матвеева били. Это были те карлики, по которым было видно, как они впрыгивали, подскакивали, щелкали по носу этим гигантам, этим львам».

Подлость и двуличие коллег ранили актера в самое сердце. Это было время, когда люди озлобились. Газеты и телеканалы изливали чернуху. Казалось, впереди никакого просвета. Второй раз Матвеев подумал: может, и жить не стоит. Удерживала на этом свете только ответственность перед близкими людьми.

Между тем из-за перестроечных реформ семья лишилась всех сбережений. У сына и дочери не было работы. Уже появились внуки.

Евгений Матвеев понимал, что он — единственная надежда семьи. В конце-концов характер взял свое. В 1989 году Матвеев снял фильм ”Чаша терпения” и через экран выплеснул свой протест против номенклатурных чиновников, переродившихся в хозяев жизни.

В разгар лихих 90-х, когда ожесточение, казалось, навеки воцарилось в обществе, Евгений Матвеев приступил к съемкам своей знаменитой трилогии “Любить по-русски”, которая подарила миллионам зрителей надежду на торжество справедливости и искренности чувств.

Евгений Матвеев с Ольгой Егоровой, Галиной Польских, Ларисой Удовиченко и Никитой Джигурдой в фильме "Любить по-русски"

Деньги на эту картину собирали всем миром. Евгения Матвеева до глубины души трогала готовность помочь, которую проявляли поклонники. И все же о полноценном бюджете нечего было и мечтать. Экономили на пленке, поэтому почти не делали дублей. Экономили на дорогих объективах, отчего изображение оставляло желать лучшего.

Но зрителям фильм пришелся по душе. Чтобы Евгений Матвеев смог продолжать съемки, люди присылали купюры на “Мосфильм” в конвертах. Губернаторы нескольких областей купили фильм “Любить по-русски-2” авансом.

А потом было «Любить по-русски-3«. И зрительская любовь на всем пространстве бывшего СССР.

Заряд оптимизма, который нес в себе Евгений Матвеев, вновь оказался востребован. В начале 2003 года Матвееву предложили две новые роли. В том числе вновь Брежнева. Продюсеры были готовы предложить мэтру деньги на его собственное кино.

Матвеев, наконец, победил. Он отстоял то, что было ему дорого. Его правоту признали. Но оказалось, уже поздно.

Евгений Матвеев с внуками Алексеем, Надеждой и Евгением

То, что ему осталось жить совсем мало, он скрывал от близких до последнего. 1 июня 2003 года Евгений Матвеев попросил всю семью прийти к нему в больничную палату. Чтобы сообщить всем, что у него рак легких. Прежде чем начать разговор, Матвеев решился выкурить сигарету.

-Дедушка меня попросил: -Слушай, покурить хочу, сил нет. Кошмар, как хочется курить.

Как раз бабушка вышла из палаты. А врачи ему запретили курить. -Отведи меня. Пойдем, покурим.

Я отвел дедушку. Он сделал пару затяжек. Возвращаемся с ним в палату. И все. И прямо на руках он…. Больно вспоминать. Не все еще успели подняться в палату. Была бабушка и был я.

Евгений Матвеев. Внук.

Когда персонал с реанимационной аппаратурой появился в палате, было уже поздно.

Если взять главные слова из главных фильмов Евгения Матвеева, можно сложить такой девиз: Судьба. Любовь. Победа.

Ему и в самом деле выпала судьба любить и быть любимым обжигающей народной любовью. И победить.

Фильмы Евгения Матвеева живы до сих пор. Их знают, их смотрят, их любят. По-русски!