Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Позднее его назовут «советским Марлоном Брандо»

Он не был картинно хорош собой как Ален Делон, но обладал невероятным обаянием, «скульптурной» мужественностью, что делало его совершенно победительным и неотразимым в женских глазах.

Ему было отмерено всего 33 года, чтобы ходить по земле, заразительно смеяться, любить, творить, жить.

Я впервые увидела Евгения Урбанского в фильме «Чистое небо» и сразу ощутила эту мощную энергетику – тем более очевидную, что вовсе не принадлежу к числу экзальтированных особ и не впадаю в ажитацию при виде привлекательного мужчины. Но, что греха таить, выражение лица у меня было ровно как у героини Нины Дробышевой.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Фильмы «Коммунист» и «Неотправленное письмо», которые я посмотрела позднее, стали для меня не только новыми подтверждениями несомненного актёрского таланта Урбанского, но и выявили ещё одну уникальную его особенность: даже в картинах, насквозь пропитанных идеологией, актёр не был ни лубочным, ни ходульным, оставаясь человечным, искренним, естественным, как будто поднимаясь над суетным, наносным, ненатуральным.

«Неотправленное письмо», режиссёр Михаил Калатозов, 1960

«Неотправленное письмо», режиссёр Михаил Калатозов, 1960

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

В «Коммунисте» Евгений Урбанский был настолько реалистичен, что его герой вызывал живое сопереживание и отклик. Когда шёл прокат фильма на Кубе, в финальной сцене, где главного героя Василия Губанова убивают кулаки, один из зрителей вскочил и с криком «Компаньеро! Не умирай, не сдавайся!» выпустил очередь из автомата в его экранных врагов.

«Коммунист», режиссёр Юлий Райзман, 1957

«Коммунист», режиссёр Юлий Райзман, 1957

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

А помните одноногого инвалида на костылях в фильме «Баллада о солдате», вернувшегося домой с войны и уверенного, что красавица-жена оставит его? Это тоже Евгений Урбанский.

«Баллада о солдате», режиссёр Григорий Чухрай, 1959

«Баллада о солдате», режиссёр Григорий Чухрай, 1959



Выбор в пользу актёрской профессии он сделал не сразу: cначала поступил в Московский автодорожный институт, затем перевёлся в Московский горный и там начал выступать в самодеятельности. Творческие способности Евгений демонстрировал с юности: играл на гитаре, прекрасно читал стихи, особенно своего любимого Маяковского, на которого, кстати, был очень похож – даже Лиля Юрьевна Брик как-то сказала: «Женя, вы очень напоминаете мне Володю».

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба
«Урбанский был замечательно создан природой. Он был прекрасен биологически. Редко у кого мужская сила приобретала такое эстетически совершенное воплощение. В. Ливанов вспоминает, как Урбанский смотрел вместе с ним фильм «Коммунист» и выражал недовольство большинством кадров. И только один раз: «А тут хорошо! Смотри, хорошо стою! Как олень!» Борис Львов-Анохин, режиссер

«Урбанский был замечательно создан природой. Он был прекрасен биологически. Редко у кого мужская сила приобретала такое эстетически совершенное воплощение. В. Ливанов вспоминает, как Урбанский смотрел вместе с ним фильм «Коммунист» и выражал недовольство большинством кадров. И только один раз: «А тут хорошо! Смотри, хорошо стою! Как олень!» Борис Львов-Анохин, режиссер

Руководитель институтского драмкружка прочил Урбанскому актёрскую карьеру, и в результате тот подал-таки документы в Школу-студию МХАТ. Конкурс был огромным, но Евгений совершенно покорил приёмную комиссию, продекламировав несколько стихотворений любимого поэта.

Евгений Урбанский и актриса Ольга Бган

Евгений Урбанский и актриса Ольга Бган

Урбанский окончил Школу-студию МХАТ в 1957 году, тогда же на экраны вышел фильм «Коммунист», получивший множество наград, в том числе Международного кинофестиваля в Венеции, и в том же 1957 Евгений был принят в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Он получил известность и любим зрителями благодаря своим киноработам. Мало кто знает, что актёр был занят в серьёзных классических спектаклях, в частности, постановке «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова, «Трёхгрошовой опере» Бертольда Брехта, «Ученике дьявола» Джорджа Бернарда Шоу. Евгений играл 20-25 спектаклей в месяц, желая набраться опыта и утвердиться в профессии именно как театральный актёр.

На сцене МДТ им. Станиславского с Михаилом Яншиным

На сцене МДТ им. Станиславского с Михаилом Яншиным

С актрисой Майей Менглет Евгений учился в Школе-студии МХАТ

С актрисой Майей Менглет Евгений учился в Школе-студии МХАТ

Безмерно обаятельный – высокий, атлетического сложения, кудрявый, белозубый, при этом импульсивный и страстный, Евгений Урбанский часто влюблялся – разумеется, не без взаимности. В первый раз он женился в 19 лет на студентке пединститута Ольге, с которой познакомился, ещё учась в автодорожном институте.

С первой женой Ольгой

С первой женой Ольгой

Брак был заключён втайне от родителей, и только после того, как мать Ольги случайно увидела штамп в паспорте дочери, молодой супруг переехал из общежития к жене. В 1952 году у пары родилась дочь, названная в честь матери Ольгой. Евгений и здесь не изменил себе: чтобы увидеть жену и новорожденную малышку, влезал на третий этаж роддома по водосточной трубе. Он был «сумасшедшим отцом»: сам пеленал, купал, стирал пелёнки маленькой Алёны – это было домашнее имя дочери, – ездил за тридевять земель в деревню, чтобы купить свежего молока.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Счастье молодой семьи казалось безоблачным, но Евгений влюбился в первокурсницу Школы-студии МХАТ, утончённую и изысканную Татьяну Лаврову. Жена не подавала на развод, надеясь, что роман вскоре закончится, однако этого не случилось: Урбанский ушёл из семьи.

Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский

Татьяна Лаврова и Евгений Урбанский

Сначала они с Татьяной ютились за ширмой в квартире её бабушки, затем, когда актёру дали комнату в коммуналке, он вселил туда бывшую жену с дочерью, а сам кочевал с возлюбленной по съёмным квартирам. Они прожили вместе несколько лет, но так и не поженились.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

В 1960 году Евгений Урбанский снялся у Григория Чухрая в самом знаковом фильме своей карьеры – картине «Чистое небо».

«Чистое небо», режиссёр Григорий Чухрай, 1961

«Чистое небо», режиссёр Григорий Чухрай, 1961

Роль мужественного и отважного лётчика Алексея Астахова, попавшего в плен в годы Великой Отечественной войны, совершившего побег, но ставшего изменником в глазах людей; изгнанного из партии, потерявшего всё, даже самого себя – всё, кроме любви жены Сашеньки и её непреклонной веры в него, – стала самой сложной в актёрской биографии Урбанского с точки зрения драматургии.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба
Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Фильм имел оглушительный успех: его посмотрели более 40 миллионов зрителей, он был признан лучшим фильмом 1961 года согласно опросу журнала «Советский экран» и получил несколько призов, в том числе на фестивалях в Москве, Сан-Франциско и Мехико.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба
Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Судьба человека, отвергнутого властью, была не чужда Евгению Урбанскому: его отец, Яков Самойлович Урбанский, видный комсомольский и партийный работник, заместитель заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана, был репрессирован в 1938 году и отбывал срок в лагере в городе Инта Коми АССР. Отца реабилитировали только в 1955, но непосильная работа в шахте и невыносимые лагерные условия подорвали его здоровье: в 1958 году Урбанский-старший скончался.

«Он был такого могучего телосложения, что в перерывах между съёмками перекусывал батонами хлеба и колбасы, не разрезая ни того, ни другого. Сила у него была колоссальная: есть фотография, где он держит на вытянутых руках двух Жанн –Прохоренко и Болотову». Юрий Крюков, актер Театра им. К. С. Станиславского

«Он был такого могучего телосложения, что в перерывах между съёмками перекусывал батонами хлеба и колбасы, не разрезая ни того, ни другого. Сила у него была колоссальная: есть фотография, где он держит на вытянутых руках двух Жанн –Прохоренко и Болотову». Юрий Крюков, актер Театра им. К. С. Станиславского

В 1959 году на кинофестивале в Москве актёр встретил главную любовь своей жизни. Главную и последнюю.

Латышская актриса Дзидра Ритенберга была красива яркой, пышной, щедрой красотой и поразила Урбанского ещё заочно: он был очарован её экранным образом в кинофильме «Мальва», который принёс исполнительнице главной роли приз Венецианского кинофестиваля.

Дзидра Ритенберга

Дзидра Ритенберга

Однако реальная Дзидра его просто ослепила. Страшно волнуясь, в один из вечеров он подошёл к ней и сказал: «Я вас знаю. Вы – Мальва». «Я тоже вас знаю», – ответила актриса, имея в виду роль Урбанского в картине «Коммунист».

Это не была взаимная любовь с первого взгляда: на момент встречи с Евгением Урбанским у Дзидры Ритенберга был многолетний роман с главным красавцем советского экрана Вячеславом Тихоновым, состоявшим в браке с Нонной Мордюковой, боявшимся огласки и не желавшим разрушать семью, в которой рос сын Владимир.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Жизнь расставила точки над «i»: когда через три недели после знакомства с Евгением Дзидра легла на операцию в связи с врождённой патологией сердца, Урбанский ежедневно навещал её, окружил заботой и вниманием.

Евгений и Дзидра поженились. Молодожёны два года теснились в шестиметровой комнате общежития театра имени Станиславского, и только стараниями знаменитого Михаила Михайловича Яншина получили однокомнатную квартиру.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Урбанский и Ритенберга были абсолютными антиподами: в отличие от рациональной, уравновешенной, здравомыслящей Дзидры, демонстрировавшей чисто прибалтийскую невозмутимость, Евгений оставался открытым, порывистым, увлекающимся, горячным.

Двери их маленькой квартиры никогда не закрывались: дома у супругов собиралась почти вся труппа цыганского театра «Ромэн», они дружили семьями с Чухраем, Рождественским, принимали у себя Иннокентия Смоктуновского, которого Евгений очень любил.

«Мы обожали его за неуёмный характер, за талант, за то, что он ничего не делал вполсилы. Если пел, то гитара раскалывалась пополам; если пил, то несколько дней, а уж если любил... Вот Дзидра как-то умела сдерживать Женю, она создала ему дом, которого у него сроду не было... Она его любила, и последние годы жизни Урбанский был счастлив». Алла Константинова, актриса Театра им. К. С. Станиславского

«Мы обожали его за неуёмный характер, за талант, за то, что он ничего не делал вполсилы. Если пел, то гитара раскалывалась пополам; если пил, то несколько дней, а уж если любил… Вот Дзидра как-то умела сдерживать Женю, она создала ему дом, которого у него сроду не было… Она его любила, и последние годы жизни Урбанский был счастлив». Алла Константинова, актриса Театра им. К. С. Станиславского

Евгений боготворил жену и нежно-шутливо называл её «Дзидряга».

На момент утверждения Урбанского на роль Зворыкина в картине «Директор» в 1965 году Дзидра была беременна. 37 лет, первый долгожданный ребёнок – она неукоснительно выполняла все рекомендации врачей и именно поэтому не поехала вместе с мужем на съёмки в Среднюю Азию: не хотела подвергать риску своё положение в жарком климате и походных условиях натурных съёмок.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

5 ноября 1965 года в Узбекистане, в 40 километрах от Бухары снималась сцена проезда автоколонны по пескам. Сама сцена опасности не представляла, технически сложным был только прыжок машины Зворыкина с одного из барханов. Несмотря на невысокие риски, Урбанскому предложили, чтобы в этом фрагменте снялся дублёр, но актёр отказался. По одной из версий, предпочитал сам выполнять сложные трюки, по другой – спешил заработать на кооперативную квартиру для семьи: прыжок на машине с трамплина стоил 280 рублей, что составляло более половины месячной зарплаты киноактёра высшей категории.

Позднее его назовут «советским Марлоном Брандо»

Позднее его назовут «советским Марлоном Брандо»

Друг Урбанского, постановщик трюков Владимир Балон, снимавшийся вместе с ним в картине «Директор», вспоминал, что накануне Евгений поднялся над пустыней на вертолёте, чтобы осмотреть место предстоящих съёмок. Увидев строящийся трамплин, пошутил: «Смотри, могилу мне копают».

Первый дубль прошёл без эксцессов, но второму режиссёру хотелось, чтобы машина подпрыгивала выше. Второй дубль стал роковым: машина рванула с настила, на миг зависла в воздухе, перевернулась и воткнулась бампером в песок.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Вероятность такого исхода составляла 1:1000: должны были определённым образом совпасть скорость движения, сила ветра, угол наклона горки, вес машины… И они совпали.

Евгений Урбанский прожил ещё 45 минут и скончался по дороге в больницу. Его последние слова были: «Боже мой, как больно!..»

Чистое небо, в которое он смотрел так бесстрашно, было теперь навеки у него под ногами.

Евгений Урбанский: его любили красивые женщины, ласкала муза и обманула судьба

Дочь Евгения и Дзидры появилась на свет через три месяца – в феврале, как её отец, и была названа Евгенией в его честь.

И там, в пустыне азиатской,
на съёмке горько-залихватской,
среди, как жизнь зыбучих, дюн,
ломясь всей кровью, шкурой, шерстью,
как сумасшедший, к совершенству,
ты крикнул: «Плохо! Новый дубль!»

***

Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва,
и так же вдаль – наискосок –
тянулись руки к совершенству –
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок…

Евгений Евтушенко, отрывок из поэмы «Баллада о совершенстве» памяти Евгения Урбанского

Евгений Яковлевич Урбанский, 27 февраля 1932 — 5 ноября 1965

Евгений Яковлевич Урбанский, 27 февраля 1932 — 5 ноября 1965