Поистине удивительная судьба у Евгения Яковлевича Весника — талантливого актера, режиссера, публициста… Жизнь темпераментного, жизнелюбивого актера похожа на сюжет приключенческого романа.
Его отец Яков Весник прошел Гражданскую, был членом Реввоенсовета. В 1921 году Яков Ильич Тифлисском фронте был тяжело ранен, попал в госпиталь и там познакомился с медсестрой Женечкой Немечек, обрусевшей чешкой, которая стала его женой и родила сына. Евгений Весник родился в ленинградском (тогда — петроградском) роддоме 15 января 1923 года.
Когда мальчику исполнилось два с половиной года, его отца, Якова Ильича отправили в Нью-Йорк с семьей. Там Весник-старший знакомился с металлургической промышленностью США и приобретал для России оборудование, став одним из первых ответственных работников советского торгпредства.
Именно в Америке юный Женя впервые проявил актерский талант. Когда пришло время уезжать, Жене было пять лет. У него заболело горло, поднялась температура и его мама боялась, что их не выпустят, потому что в стране свирепствовала какая-то эпидемия и всех пассажиров тщательно проверяли.
Мама взяла на руки пятилетнего «мужичка». Ребенок неважно себя чувствовал, хныкал. Это не прошло незамеченным для контролера: «Сэр, вы не больны?» Мальчишка, помня мамины наставления, ответил с достоинством: «Нет, сэр! Просто жаль уезжать из Америки!» На английском он изъяснялся так же, как и на русском.
Евгений с мамой.
И для пущей убедительности затянул модную в то время ковбойскую песню: «Я ковбой! Я ковбой! Я ковбой, пока меня любят девушки!»
Контролер засмеялся и подхватил куплет. На борт корабля их пустили. «Роль» сработала.
Маленький Женя с мамой в США на пляже.
Некоторое время семья жила в Германии, опять же по месту работы отца. Затем Весники переехали в Кривой Рог. Глава семейства руководил строительством нового завода, а затем самим металлургическим заводом «Криворожсталь». Яков часто ездил в Москву по делам, где за ним сохранялась четырехкомнатная квартира. Персональный «форд», подаренный ему Серго Орджоникидзе, отец отдал в медсанчасть завода и ездил на работу на трамвае.
В июле 1937 года Яков Ильич отправился хлопотать за арестованного заместителя. Через несколько дней пришло известие, что директора завода Весника «тоже взяли».
Женя с родителями.
Осенью 1937 года родители Жени были арестованы. Отца расстреляли, мать отправили в ссылку в Казахстан. Когда маму уводили, она погладила сына по голове, поцеловала и сказала: «Запомни — твои родители честные люди, и что бы ни случилось, никому не удастся запятнать их имена…»
Евгения была этапирована в Акмолинский лагерь жен изменников Родины.
Евгений с родителями.
Женя был отправлен в специальный детский дом для детей «врагов народа». По дороге к месту следования сбежал. Помогла Веснику-младшему вдова Серго Орджоникидзе — он был другом отца. Женщина отвела четырнадцатилетнего Женю к Михаилу Калинину и тот распорядился принять парня на завод, выделить комнату в коммуналке.
Евгений Весник вспоминал: «Меня провели мимо всех, кто там ждал своей очереди. Калинин знал меня еще маленьким… Он мне и говорит: «Возьми деньги, сейчас тебя привезут в квартиру, где вы жили. Я дал приказ, чтобы тебя, несовершеннолетнего, прописали постоянно». За этот месяц квартира уже была занята, кроме двенадцатиметровой комнаты, где я и поселился».
К тому времени квартиру превратили в коммуналку, парню в собственном доме досталась одна комната. Так подросток, предоставленный сам себе, стал жить самостоятельно, с грустью наблюдая, как соседи спят на его семейной мебели и пользуются вещами его родителей.
С пятнадцати лет он работал на заводе подсобным рабочим в цехе. Жил, продавая книги и вещи родителей, чтобы не умереть с голоду. Также Жене помогал брат отца.
На характер повлияла и подворотня: Женя хулиганил с дружками, иногда воровал. Помогла учительница русской литературы — Анна Дмитриевна Тютчева, сказав, что никакой карьеры у него в СССР сложиться не может из-за анкеты. Но, разглядев в мальчишке талант, пригласила его в драмкружок. Она рассуждала: если поступить на актерский факультет, то в дальнейшем можно пойти по этой стезе. Это не наука, не военное дело. Там на анкету меньше внимания, а больше на способности и фактуру. В 1940 году Весник поступил в Щепкинское училище. Через год началась война.
После начала войны Евгений попал в Смоленское артиллерийское училище, которое окончил в звании младшего лейтенанта. «Мы все шли воевать за высшую цель. Я забыл свои обиды. Я воевал за свою родину и за светлую память о моих родителях…» — говорил Евгений Яковлевич.
Фронтовик Евгений Весник.
В 1944 году он отправился на фронт, стал кавалером двух медалей — «За отвагу» и ордена Красной Звезды. Весник командовал огневым взводом 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады. В его воспоминаниях много сказано о войне, но ни разу о крови, ужасах, ни слова патетики. Веселый нрав позволял ему видеть вокруг себя только забавное, человечное.
Например, в Германии он приручил немецкого пса, тот стал понимать команды по-русски. Евгений прошел с ним оставшимися фронтовыми дорогами, делил паек. Кроме наград с войны привез 18 осколков в спине и ногах, которые удалял всю жизнь. Но полностью убрать их так и не удалось.
После войны Евгений вернулся в театральное училище.
Евгений с однокурсницами.
В 1948 году Весник завершил обучение в театральном училище имени Щепкина. Юноша мечтал о Малом театре, но из-за анкеты ему не суждено было туда попасть. Он начал трудовую деятельность в театре Станиславского.
С первой ролью в театре связана одна смешная история. В 1949 году Евгений с Театром Станиславского поехал на гастроли в Одессу. Его поселили в частной квартире. Весник играл Дона Карлоса в спектакле «День чудесных обманов». Роль небольшая — он выходил на сцену с дудочкой и пел два куплета. Когда хозяйка квартиры, колоритная одесская дамочка, посмотрела этот спектакль, то поинтересовалась: «Женечка, скажите, сколько ви получаете?» — «Триста пятьдесят рублей, а что?»- «Это за то, что держите палочку и куплетик поете?» — «Да!» — «Послушайте, Женечка, а мне нельзя устроиться к вам в театр? Я тоже так смогу!»
Когда гастроли подошли к концу, хозяйка квартиры ему сказала: «Ви такой хороший мальчик, но я должна вас предупредить… У вас страшная болезнь». Весник испугался: «Что такое?» — «У вас рэдки пальцы. — Она растопырила пальцы в стороны и добавила: — Все деньги между пальцев уходят».
Женя подружился с мужем хозяйки и, зная его страсть к рыбалке, подарил ему непромокаемую куртку. Хозяин растрогался: » Ой, спасибо! Сын родной носового платка не подарит!» — «Подождите, вот вам еще брюки и пояс!» — «Что ви делаете, у меня сейчас сердце разорвется от благодарности!» — «Это еще не все. Вот вам пиджаки носки!» — «Спасибо, спасибо мой родной…» — и он заплакал. «Ну вот теперь все!» — сказал молодой артист. Слезы у одессита моментально высохли и он спросил: «А галстук?»
Коллеги, друзья всегда отмечали необыкновенную щедрость Евгения Яковлевича. К деньгам Весник вообще относился на удивление беспечно: давал направо и налево в долг, платил за всех в ресторанах, накрывал богатые столы в киноэкспедициях. При этом сам терпеть не мог быть у кого-то в должниках: если случалось «стрельнуть» пятерку-десятку, не успокаивался, пока не отдавал.
Еще одной отличительной чертой Весника была бескомпромиссность. Одних эта прямота раздражала, других делала его друзьями на долгие годы: Петр Алейников, Иван Переверзев, Павел Луспекаев, Никита Подгорный, Евгений Леонов…
Евгений Весник.
С 1954 года Весник — актер театра Сатиры. Евгений стал актером, впервые воплотившим в СССР на сцене Остапа Бендера. Спектакли «Золотой теленок», «12 стульев» с ним в главной роли произвели фурор. Интересно, что в первом подпольного миллионера Корейко сыграл молодой Анатолий Папанов, он же сыграл Кису Воробьянинова во втором спектакле. Спустя двадцать лет Анатолий Дмитриевич повторил свои сценические наработки в фильме Марка Захарова. Там же, в театре Сатиры, вместе с Плучеком Весник поставил «Наследников Рабурдена», на которых невозможно было достать билет.
В тот же период Евгения зовут на серьезные роли в кино, пока второго плана. В ленте «Дело № 306» (1956) актер сыграл коварного и где-то жуткого злоумышленника Грунина, хотя за всем ужасом образа нельзя не заметить иронию.
В это время, мама Евгения Яковлевича, отсидев семнадцать лет, наконец, вернулась из лагерей и поселилась с сыном. Благодаря хлопотам Евгения посмертно реабилитировали отца. В Кривом Роге поставили памятник Якову Веснику и назвали его именем улицу.
Но личная жизнь Весника не складывалась, а это было важно для того, кто когда-то мальчишкой остался один. Первый брак был студенческим и закончился по окончании вуза. Потом актер жил со знаменитой актрисой — красавицей Лялей Черной.
Ляля Черная.
Еще одна супруга, Ника Демидова, миловидная художник-гример из Театра сатиры, спустя шесть лет брака влюбилась и ушла к прославленному хоккеисту Александру Прохорову. В этом браке у Весника появился сын Евгений.
Попытка создать семью с секретарем Управления дипломатического корпуса МИД СССР Галиной Зенкиной тоже закончилась расставанием, хотя у Весника родился сын Антон.
Ника Демидова-Прохорова с сыном.
Актер часто появлялся с миниатюрами в «Голубом огоньке». На эстрадных сборных спектаклях, когда кто-то из коллег не являлся, один мог со своими байками удерживать внимание зала несколько часов.
С 1963 года — Весник актер академического Малого театра.
«Я поступил в Малый театр, когда там играли Пров Михайлович Садовский, Рыжова, Турчанинова. Я горжусь тем, что был партнером Елены Николаевны Гоголевой в ее последнем спектакле «Мамуре». Когда «старики» ушли, ушла моя влюбленность в этот театр» — говорит Евгений Яковлевич.
Однажды в советские годы московский академический Малый театр должен был поехать на гастроли во Францию. По тогдашним правилам перед поездкой за границу, да еще и в капиталистическую страну, артистов вызвали в партийные органы для специальной беседы. Инструктаж шел по полной программе: поодиночке не ходить, перемещаться только группами, ни в какие связи не вступать и опасаться всяческих провокаций. Особенно грозным был запрет посещать злачные места, всякие там «площади Пигаль» с кварталом красных фонарей и заведения типа «Crazy Horse».
Евгений Весник выслушал суровые наставления и спросил: «Простите, а, к примеру, в театр «Красная мельница» можно сходить?»
Партийцы призадумались… От названия «Красная мельница» веяло чем-то родным, коммунистическим, ну, прямо как от завода «Красный Октябрь» или от колхоза «Красный пахарь». Поэтому после небольшой паузы главный инструктор милостиво разрешил: «Это сколько угодно. Раз мельница красная, то почему бы и нет. Туда сходить можно!»
Ирония Весника заключалась в том, что знаменитое парижское кабаре «Мулен Руж», расположенное в квартале красных фонарей, переводится как «Красная мельница».
Юрий Соломин и Евгений Весник.
В кино Евгений Яковлевич начал сниматься с 1955 года, первая роль — Родриго («Отелло»).
В 60-е — 70-е Весник активно снимался. Самые известные фильмы: «Старик Хоттабыч» (1956), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Вас вызывает Таймыр» (1970), «Офицеры» (1971), «Летучая мышь» (1979).
Евгений Весник. Кадр из фильма «Пять дней».
По- настоящему он стал знаменитым, когда снялся в комедии «Трембита» в 1968 году. В сюжете после окончания войны в Закарпатье объявляется Богдан Сусик, бывший дворецкий местного графа. Только ему известно о тайнике, в котором бежавший с отступавшими немцами помещик спрятал свои драгоценности.
По сути, он сыграл дурачка, который пытался всех перехитрить. Так его теперь и воспринимали. Мальчишки во дворе не давали ему проходу, дразня именем персонажа.
«Старик Хоттабыч».
В 90-е годы Весник снимался мало. Самые известные работы — доктор в комедии «Ширли-мырли» и роль психиатра в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Кадр из фильма «Приключения Электроника»
Когда Веснику дали роль учителя математики в фильме «Приключения Электроника», то, по его собственному признанию, некоторые характерные черты, например, манеру разговаривать немного в нос, он взял от Маршака, походку — у знакомого врача… Получился очень симпатичный и смешной человек.
Настолько симпатичный, что вскоре после выхода фильма на экраны Весник получал письма от учащихся школ с просьбой прийти к ним преподавать математику.
«Новые приключения неуловимых».
В личной жизни Евгения случились перемены. С Нонной Евгений познакомился, когда ему было сорок четыре года. Она была моложе на семь лет и воспитывала дочь Марину.
Нонна была с ним всю оставшуюся жизнь. Супруги прожили вместе сорок два года. При каждом удобном случае Евгений Яковлевич говорил: «Мне мою Нонку Бог дал! Если бы не она, меня давно бы уже не было на свете. Она — мой ангел-хранитель!»
С женой Нонной.
В последние годы Евгений Яковлевич в основном писал. Результат: девятнадцать остроумных опубликованных книг. А еще вел телевизионные программы, где по-прежнему рассказывал актерские байки, вел колонку в еженедельной газете, авторскую передачу на радио «Говорит Москва», выступал в театре «Сфера», поставил в Кривом Роге спектакль «Чистка» о своей семье.
Торжественные приемы с пафосными речами Весник не любил. Однажды ему позвонил секретарь Черномырдина, в ту пору — председателя правительства Российской Федерации, и от имени Виктора Степановича пригласил на банкет.
«Должен вас огорчить — не люблю тусовки!»- ответил Весник.
«Мне доложить, что вы отказываетесь от встречи?» — растерялся собеседник.
«Ни в коем случае. Запишите мой адрес… И скажите Виктору Степанычу, что у меня есть хорошая водка, которую я сам настаиваю на чесноке и укропчике, и рыбка собственного засола. Жду в любое удобное для него время…» — сказал Евгений Яковлевич.
Знаменитую весниковскую настойку и вкуснейшую семужку, для засолки которой он использовал привезенный с Дальнего Востока рецепт, в его доме попробовали многие.
Евгений Весник в роли Городничего в спектакле «Ревизор» на сцене Малого театра.
До последних дней Евгений Яковлевич сохранял великолепную память и остроумие. Приведу напоследок один рассказ. Однажды Весник торопился в Дом литераторов, где должен был выступать. На входе новые контролерши не пускают его: «Ваш пропуск!» На шум прибежал администратор и закричал: «Вы что, с ума сошли? Такого человека не пускать! Нас всех с работы уволят!» Администратор взял Весника за локоток и ласково так говорит: «Ради бога не сердитесь, товарищ Рязанов! Проходите!»
В 2009 году у Евгения Яковлевича случился инсульт. Наутро 7 апреля супруге позвонили: актера не стало. Он завещал развеять свой прах в городе детства и отрочества, Кривом Роге, где прожил несколько самых счастливых лет со своими родителями.
Евгений Весник. Кадр из фильма «Тема».
Нонна Гавриловна так и сделала, но горсть захоронила в Москве, установила памятник, чтобы можно было прийти к Евгению Яковлевичу и тихо поговорить с ним. А может, рассказать новую смешную историю.
Евгений Яковлевич и Нонна Гавриловна.
Он был талантом, с остро заточенным языком и цепким умом. Заслуженный, народный. Иконостас из орденов и других наград. Жизнь, конечно, его била, бросала, но и одаривала чудесными учителями, друзьями и подругами. Послужной список — восторг: режиссура, актерство в кино, на радио, в озвучивании. Он играл легко, с каким-то подкупающим лукавым разгильдяйством, которое рекрутировало в ряды его поклонников миллионы.