«Самая знаменитая пара советского кино», — именно так их называли журналисты и знакомые. Она навсегда стала его музой, а он стал тем, кто сделал из нее настоящую звезду. Именно благодаря Григорию Александрову она получила первую крупную роль в кино – снялась в «Веселых ребятах». Любопытно, что режиссера многие убеждали этого не делать, поскольку считали Любовь Орлову явно староватой для роли. Но он отдал ей и роль, и свое сердце. Вместе они прожили душа в душу четыре десятилетия.
Мальчик по имени Дуглас в советской действительности
Когда Григорий и Любовь познакомились, им обоим было чуточку за тридцать. Но за плечами у Александрова уже был один брак. Его первая жена тоже актриса, но театральная. Они вместе снимались, жили в одной коммуналке, в 1925 году родили ребенка. Брак казался успешным, отношения крепкими. Александров сына, названного Дугласом, любил, всегда привозил ему подарки, возился с ним, когда было время. Но строить карьеру семья ему мешала, потому он без зазрения совести бросил все и укатил за границу. Мечтал побывать в Америке и перенять опыт американских режиссеров, не зря же сына назвал американским именем (имя было дано в честь Дугласа Фербенкса – актера немого кино).
Свою мечту Александров исполнил, в США его пригласили, и ему даже удалось совершить поездку и отснять там некоторый материал. А вот семья его распалась. Пока он разъезжал по за границам, Ольга Иванова, так звали его первую жену, влюбилась. Как только муж вернулся, она потребовала у него развода. Маленький Дуглас очень пострадал от этого. Он любил отца и ждал его возвращения. После же развода родителей он перестал интересовать их обоих. У Александрова начался роман с Любовью Орловой, а той не нужен был чужой ребенок. Ольга же снова вышла замуж и Дугласом так же не интересовалась. Фактически, мальчик жил половину своего детства в детском доме, и лишь изредка у своей тети по матери. Отец присылал ему подарки и иногда навещал, но к себе не забирал.
У Дугласа, кстати, была несчастливая судьба. В начале 1950-х годов его забрал НКВД, он сидел в Бутырской тюрьме, над ним измывались страшно, требовали, чтобы он подтвердил, что его отец был шпионом. Естественно, Дуглас этого не сделал. А вот имя ему ради свободы пришлось сменить. Из-за этого странного иностранного имени он и пострадал. Пришлось вместо Дугласа стать Василием, что было большим стрессом. Из-за случившегося в тюрьме он потом прожил недолго.
В своих фильмах он снимал только ее
С Орловой Александров познакомился случайно. Она играла в музыкальной постановке. Интересно, что в «Веселые ребята» он взял ее не сразу, говорят, что она пробовалась, но не прошла. А вот после того как он пришел на тот самый музыкальный спектакль, выбор был предрешен.
Шел 1933 год. Орлова недавно рассталась с мужем. Вообще у нее был опыт побогаче, чем у Александрова, который хоть и был известен своим приятным нравом и общительностью, с женщинами ладил плохо и ни с кем романов не крутил. Любовь же была замужем за советским чиновником, не из последних. Правда, его посадили, что собственно и стало причиной расставания. Позже она стала жить гражданским браком с иностранцем по имени Франц. Он возил ее по Москве на лимузине и вообще очень любил. Но, когда увидел, какие искры сверкают между Любовью и Григорием на съемках «Веселых ребят», отступил. Даже скандалов не устраивал. Кстати, картина удостоилась приза Венецианского фестиваля и личной похвалы Чарли Чаплина. Не исключено, что успех фильму гарантировали именно отношения, связавшие режиссера и актрису. В дальнейшем он только ее снимал, а она соглашалась играть только в тех картинах, к которым он приложил руку.
Любопытно, что по поводу их брака ходило множество слухов. Даже близкие к ним люди недоумевали по поводу того холодного обращения, который они наблюдали между Григорием и Любовью, что на публике, что в домашней обстановке. Так, парочка называла друг друга исключительно на «Вы». Говорили даже о том, что супруги не делят одну постель, у каждого своя спальня. Орлова, дескать, никогда не появляется перед мужем в домашнем, а только при полном параде с прической и макияжем. Кроме того, детей у них не было. Последнее еще больше способствовало распространению слухов о фиктивности брака. Многие думали о том, что союз между Орловой и Александровым является всего лишь взаимовыгодным соглашением, основанным на том, что вместе они были намного популярнее, чем по отдельности. Современных звезд кино частенько упрекают в подобном. Но сложно представить, что такое было возможно было еще в первой половине прошлого века.
Александрову, кстати, даже несмотря на его скованные отношения с женщинами, приписывали роман с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, якобы он познакомился с ними еще до встречи с Орловой, но переписки не прервал даже после женитьбы. Орловой же приписывали романы со всеми выдающимися личностями в Союзе, даже с самим Сталины. Сплетники говорили о том, что Орлова была сильно Сталину дорога, да так дорога, что вождь народов якобы пообещал сжить Александрова со свету, если он посмеет обидеть хоть словом, хоть делом эту женщину. Естественно, что Александров не обижал. Да и как посмел бы.
Но все это слухи. Не будь Александрова Орлова давно бы спилась (она называла мужа золотоволосым богом, кстати). В конце 1930-х у нее начались серьезные проблемы с этим делом. И именно муж помог ей вернуться к нормальной жизни, что было очень непросто. В благодарность Любовь окружила его невероятной заботой, следила за тем, чтобы у него все было устроено в быту, была столь скрупулезной и аккуратной, что даже сохранила все записки, которые муж ей когда-либо писал. Именно она стала зачинательницей их семейных традиций. Одной из них, к слову, был дачный отдых. Дача располагалась во Внуково, супруги очень ее любили, поскольку отдаленность места от Москвы позволяла им почувствовать себя более свободно. Говорят, что у них даже был особый «весенний» день. В этот день они запирали двери своего дома ото всех и проводили время только вдвоем. Празднование Нового года тоже предпочитали проводить тихо, вдвоем. Никого из семьи обычно не приглашали.
Завистники Орловой говорили, кстати, о том, что без Александрова она так и осталась бы захудалой театральной актрисой с безумного оттенка волосами (она красила волосы в красный, который ей ужасно не шел). После встречи с Григорием она стала краситься в белый и внешне многим напоминала Марлен Дитрих. Возможно, этот образ ей придумал сам Александров, хорошо знакомый, так сказать, с оригиналом. Кроме того, Александров следил и за тем, как ходит, как поворачивает голову, как говорит его жена. Она должна была быть самой изящной, самой прекрасной актрисой и женщиной, настоящей светской львицей.
Этой парочке действительно многие завидовали. Ведь только им позволялось выезжать за границу и вести там жизнь, далекую от образцово-показательной. Орлова хорошо знала французский и немецкий, потому ей было легко завоевывать внимание иностранцев на любом приеме.
К сожалению, в середине 1950-х годов о былой славе пришлось забыть. Орлова старела, фильмы с ней уже не пользовались такой популярностью, Александрову также было уже не создать те прекрасные картины, которые так любил довоенный зритель. Вернуть было не получалось, хоть режиссер и актриса очень старались. В 1960-х был снят фильм «Русский сувенир», но он даже самыми лояльными кинокритиками был признан крайне неудачным, потому его отложили на полку и никому не показывали. В середине 1970-х была предпринята еще одна попытка. Александров снял фильм «Скворец и Лира». Фильм вышел настолько нелепым, что его всерьез никто не рассматривал, просто посмеялись. Да и как не посмеяться, раз главную героиню, которой по сюжету должно было не более 25 лет, играла все та же Орлова, успевшая перешагнуть рубеж в 70 лет. Картину даже не пытались выпустить в прокат.
Неудачи на профессиональном поприще сильно подкосили Орлову. Она не выдержала последнего удара и в 1975 году ее не стало. Муж пережил ее на восемь лет, успев в последние годы эпатировать публику женитьбой на вдове собственного сына Дугласа. Вот этот брак точно был фиктивным, поскольку Александрову больше нужна была домработница и медсестра, чем жена, а еще та, с кем он мог бы говорить о своей покойной супруге, об уходящей жизни. Свою скорбь по Орловой он выразил в документальном фильме, появившемся на экране незадолго до его кончины и называвшемся лаконично и просто – «Любовь Орлова».
Большой семьи у Александрова не было, сын, успевший жениться, да внук. Он, кстати, с большой теплотой вспоминает и бабушку и дедушку, но, увы, помнит о них совсем немного, поскольку бывал не часто и в почти младенческом возрасте. При этом ему часто задают вопрос об отношениях между Орловой и Александровым, были ли они настолько холодными, как описывают. Но на этот вопрос он не в силах дать ответа, хоть в одном из интервью и признавался, что отношения бабушки и дедушки всегда вызывали у него особое любопытство. Не слишком привычно слышать, когда близкие люди называют друг друга на «Вы».