Фильм Исидора Анненского «Свадьба»: «один из лучших актерских ансамблей в истории отечественного кино»

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью. И с годами обаяние старой комедии не меркнет.

Прежде всего, из-за актеров. Один из киноведов отметил как-то, что в «Свадьбе» «был собран один из лучших актерских ансамблей в истории отечественного кино». И в этих словах нет преувеличения.

В этой старой комедии играют сплошные легенды советского кино. Даже в маленьких эпизодах – именитые и заслуженные артисты. Или те, кому еще предстоит стать такими.

Почти у каждого артиста здесь свой «выход». Каждый типаж – настоящее открытие.

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью.

Вот, скажем, главная героиня, – невеста Дашенька, сыгранная молодой Зоей Федоровой. Как известно, актрисе в довоенные годы довелось сыграть много однотипных ролей – простых девушек из народа, добросовестных тружениц, оптимистично смотрящих в светлое будущее. А вот Дашенька – нечто особенное. В этом образе Зоя Федорова раскрывает очень яркую комедийную грань своего таланта. Ее героиня – провинциалочка, уверенная в собственной неотразимости. Глупая миленькая жеманница, с распахнутыми, но пустыми, как у куклы, глазами. «Обычная ватрушка со сметаной, претендующая на звание французской булочки». Ну разве можно забыть это: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». А еще один перл, полностью характеризующий внутренний мир этой барышни: «Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд». Но самое интересное, что эту самую пустышку удивительно жаль в финале, когда жених не оправдывает ее ожиданий, и девица остается, как говорится, у разбитого корыта.

Еще один бесподобный типаж акушерка Анна Мартыновна Змеюкина, любительница романсов и местная кокетка. Ее играет несравненная Вера Марецкая. Актрисе удалось создать не образ, а настоящий коктейль. Задорная женственность, провинциальная вульгарность, мещанское жеманство – все это сочетается в Змеюкиной весьма органично.С каким надрывом и страстью, с какой экспрессией она поет: «…Тебя отнимут у меня. Я – не твоя! Я – не твоя!» под аккомпанемент Мартинсона, то махающего на Змеюкину веером, то подыгрывающего ей на гитаре с классическим бантом на грифе. Этот эпизод, – конечно, пародия на пошловатое обывательское представление о красоте вокального искусства. Но какая пародия!

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью.-2

И, конечно, нельзя не отметить гениальную Фаину Раневскую в роли маменьки невесты. Свой образ актриса «слепила» сама. В сценарии он только был намечен и не отличался яркостью. Играя смешно до уморительности, порой гротескно до карикатурности, актриса использовала в качестве прообразов типажи из реальности – из своего детства в провинциальном Таганроге. Актриса сама практически с нуля нарисовала свою героиню так, как считала нужным, не считаясь с мнением режиссера. «Я напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать».

Что же касается мужских типажей фильма, то о них, вообще, можно говорить бесконечно. Вспомню самых ярких.





И, прежде всего, это жених, чиновник с трудно произносимым именем и говорящей фамилией. Эраст Гарин просто неподражаем в этой роли. Его Эпаминонд Апломбов напыщенный, как павлин, высокопарный и капризный, а по сути, пошляк первостатейный, потому что корчит из себя выдающуюся личность, а сам ничего из себя не представляет. Кстати, образ взял Гаринтоже из дореволюционного детства («бродили такие вредные, вроде моего жениха, маски»). И в его создании тоже есть немало импровизации Гарина. Вспомните, как актер, подчеркивая высокомерие своего героя, весь фильм ходит, будто палку проглотив, взирая на всех сверху вниз. Гарин также предложил добавить к внешности Апломбова стояче-откидной крахмальный воротничок, а еще – усы щёточкой под Адольфа Гитлера, «вождя взбесившихся мещан». В целом, получился очень точный, едкий, злой, утрированно выпуклый типаж. Коронная фраза Эпаминонда Апломбова: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя» выдает с головой надменный характер незадачливого сноба. Действительно, незадачливого, поскольку , как помним, в финале его ждет сокрушительное фиаско.

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью.-3

Конечно, можно вспомнить также потрясающего Алексея Грибова в роли отца невесты. Михаила Яншина в образе агента страхового общества Нюнина. Сергея Мартинсона, веселого и озорного телеграфиста. И, безусловно, Осипа Абдулова с его знаменитой фразой: «В Греции все есть».

А меня всегда также потрясали два актера в «Свадьбе», один из которых был на момент съемок этого фильма практически в конце своего творческого пути. Другому только предстояла великая слава.

Так вот первый из них – Заслуженный артист РСФСР Николай Коновалов. Актер, служивший в театрах еще до революции, знакомый зрителям по таким фильмам, как «Светлый путь», «Антон Иванович сердится», «Музыкальная история». В «Свадьбе» он сыграл старого вояку Фёдора Яковлевича Ревунова-Караулова. И его актерская игра вызывает одновременно смех и слезы. Как мы помним, герой Коновалова, приглашен на торжество в качестве свадебного генерала. Добрый смех вызывает его непосредственная, комическая болтовня во время свадебного застолья. Однако Ревунов-Караулов не оправдывает ожиданий маменьки невесты: оказывается вовсе не генералом, а капитаном. Униженный, осмеянный и никому не нужный, он покидает свадебный пир. Сколько бы ни смотрела, всякий раз сердце сжимается при виде одиноко бредущего по улице старика, которому нет места в мире, где надо не быть, а казаться…

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью.-4

А второй – совсем молодой, кудрявый и круглолицый, будущий наш «король комедии» Михаил Пуговкин, актер, имеющий в момент съемок совсем незначительный опыт работы в кино. Пуговкин в «Свадьбе» сыграл безымянного гостя в крошечном эпизоде. Но как сыграл! Выразил своего героя в темпераментной пляске. В которой все – и безудержная молодость, и бешеная удаль, и желание выделиться. Пляска эта огненная: и вприсядку, и с коленцами, и по кругу с молодецким посвистом. И мало кто знает, что эти невероятные па молодой актер выделывал, вернувшись с фронта с серьезным ранением ноги. Пуговкин ходил тогда, опираясь на палочку. Рана плохо затягивалась. Тем не менее, начинающий актер был счастлив оказаться на съемочной площадке с такими маститыми коллегами. И старался вовсю. А однажды во время съемок Михаил Пуговкин так растревожил рану, что хлынула кровь. Пришлось вызывать доктора. Обновили повязку, и танец начался снова…

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью.-5

Впрочем, это не единственный эпизод актерской самозабвенности на съемках «Свадьбы». Ведь фильм снимался в военной Москве. Съемки проходили по ночам (днем в выделенном для съемок помещении снимали киножурналы военной хроники). Артисты приходили на работу голодные, часто простуженные (стоял жуткий холод). Работать приходилось на сквозняках, гримироваться часто… под зонтами (крыша помещения текла).

Но был энтузиазм и жажда творчества. Все до одного актеры выкладывались по полной, желая показать все, на что способны. Часто импровизировали, подсказывали молодому режиссеру насчет постановки мизансцен, реплик героев. Кстати, нередко конфликтовали с Анненским. В общем, как говорила Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда»

Черно-белый фильм «Свадьба» 1944 года, созданный режиссером Исидором Анненским по мотивам произведений А. П. Чехова, обладает невыразимой притягательностью.-6

А результат превзошел все ожидания. Фильм выдержал испытание временем. По праву вошел в золотой фонд отечественного кино. И продолжает дарить зрителям, и через восемь десятилетий, мощный заряд положительных эмоций, несказанную радость приобщения к неповторимому актерскому мастерству.