Фильм «Не могу сказать»Прощай!» хотели назвать «Король танцплощадки». Съемки шли в Серпухове и частично в Останкине и в Измайловском парке

Картина «Не могу сказать прощай!», ставшая лидером проката – за четыре месяца ее посмотрели 34 млн человек, вышла на экраны 24 августа 1982 года. Несколько эпизодов — встреча и знакомство героев, дискотека, прогулки по аллеям — снималась в Измайловском парке. О том, за что фильм раскритиковали рецензенты и полюбили зрители, рассказал исполнитель главной роли Сергей Варчук, он на протяжении многих лет жил неподалеку, на Фортунатовской улице.

Сергей Варчук. Фото из архива Сергея Варчука

Сергей Варчук. Фото из архива Сергея Варчука

Новый Урбанский

На главную роль – Сергея Ватагина, плейбоя, покорителя девичьих сердец и при этом верного мужа, передовика леспромхоза, который из-за несчастного случая – оказывается прикованным к кровати, режиссер Борис Дуров, который только что закончил снимать «Пиратов XX века», сначала хотел пригласить Николая Еременко. Но было ясно, что из-за зашкаливающей популярности Еременко это будет история не о рядовом человеке, попавшем в беду и сумевшем ее преодолеть, а о супермене, любимце публики в этой роли. Поэтому сделали ставку на молодых, еще не известных актеров.

Сергей Варчук тогда учился в школе-студии МХАТ, на третьем курсе, в мастерской Олега Ефремова.

Сергей Варчук. Фото из архива Сергея Варчука

Сергей Варчук. Фото из архива Сергея Варчука

— В тот день, когда к нам на курс пришла Розалинда Леонидовна Головащенко, второй режиссер фильма, меня в институте не было, — рассказывает Сергей Иванович. — Но узнав, какой типаж она ищет – социального героя, похожего на Евгения Урбанского – девчонки с нашего курса обрадовались: «Ой, у нас такой есть!» и взяли у нее координаты.

Анастасия Иванова и Сергей Варчук. Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov

Анастасия Иванова и Сергей Варчук. Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov





Сергей сначала подумал, что это розыгрыш. Тем не менее позвонил, но вел себя залихватски: сказал, что очень занят, что нужно сначала почитать сценарий.

Сценарий молодому актеру привезли к служебному входу МХАТа, где студенты были заняты в массовых сценах.

Король танцплощадки

Через два дня Сергей приехал на студию Горького и вошел в кабинет режиссера. Дуров. Посмотрел из-под очков, задал дежурный вопрос: как вам сценарий?

— Внутри у меня все бурлило от восторга, но я продолжал поддерживать имидж такого наглого парня. И говорю: вы знаете, что-то понравилось, что-то не понравилось…

Сергей Варчук. Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" Фото из архива Сергея Варчука

Сергей Варчук. Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» Фото из архива Сергея Варчука

Борис Валентинович взглянул пристальнее: обычно молодые актеры говорят, что сценарий замечательный, написан прямо под них.

— Да, и что же вам не понравилось?

Короли танцплощадки Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Короли танцплощадки Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

Сергей сказал, что сам из провинции — приехал из Свердловска, знает, как живут в нестоличных городах, как бывает на танцплощадках, можно было бы добавить то-то и то-то.

Сергей Минаев и группа "Город" на эстраде "Измайловского парка. Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru/

Сергей Минаев и группа «Город» на эстраде «Измайловского парка. Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru/

Дурову пришлась по нраву дерзость молодого артиста, его персонаж был таким же.

— А вообще, как бы вы одним словом охарактеризовали вашего персонажа?- спросил Дуров.

Танцплощадка в Измайловском парке. Кадр из фильма.https://www.kino-teatr.ru/

Танцплощадка в Измайловском парке. Кадр из фильма.https://www.kino-teatr.ru/

— Король танцплощадки, — ответил Варчук.

— Да? А у меня одним из рабочих названий сценария было как раз «Король танцплощадки».

Короли танцплощадки. Кадр из фильма https://www.kino-teatr.ruнад кроватью

Короли танцплощадки. Кадр из фильма https://www.kino-teatr.ruнад кроватью

Начали делать фотопробы. Одну из них – анфас — можно увидеть в фильме. Это портрет героя на Доске почета, который украдет влюбленная в Сергея девушка Лида.

Аллея почета. Сергей Ватагин, передовик производства . Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Аллея почета. Сергей Ватагин, передовик производства . Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

Она повесит фото над кроватью, а потом порвет со слезами: проведя с ней ночь, Сергей уходит, а через некоторое время женится на другой — красавице-бухгалтере Марте.

То же самое фото - на доску почета .Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" Герою оставили имя актера.

То же самое фото — на доску почета .Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» Герою оставили имя актера.

Сюжет фильма «Не могу сказать «прощай», который Борис Дуров начал снимать после череды остросюжетных картин, мелодраматичен и, возможно, не совсем правдоподобен.

Марта (актриса Татьяна Паркина), танцплощадка в Измайлове Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru/

Марта (актриса Татьяна Паркина), танцплощадка в Измайлове Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru/

Красивый, сильный, уверенный в себе Сергей Ватагин становится инвалидом – на лесозаготовках на него упало дерево, поврежден позвоночник, он не может двигаться. Жена, поняв, что он уже не встанет, решает от него уйти. Сергей задумывает свести счеты с жизнью.

Лида (актриса Анастасия Иванова) - там же, на танцплощадке в Измайловском парке. Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Лида (актриса Анастасия Иванова) — там же, на танцплощадке в Измайловском парке. Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

Но тут приезжает Лида, которая по-прежнему его любит, и посвящает себя заботе о нем. Сергей и сейчас не рад ее присутствию. Несмотря на это она всеми силами старается вернуть ему интерес к жизни, приобщает к работе – он начинает столярничать полулежа в кровати, вести кружок резьбы по дереву для мальчишек, которые приходят к нему домой.

Режиссер Борис Дуров с актрисой Татьяной Паркиной на танцплощадке. Она же - съемочная. Слева - Сергей Варчук https://www.kino-teatr.ru

Режиссер Борис Дуров с актрисой Татьяной Паркиной на танцплощадке. Она же — съемочная. Слева — Сергей Варчук https://www.kino-teatr.ru

Все теплее становятся и их личные отношения. В конце фильма, услышав от Лиды, что у них будет ребенок, Сергей встает с инвалидной коляски.

Боль не понарошку

К съемкам готовились основательно.

— Борис Валентинович договорился с Институтом спинномозговой травмы – и я почти целый месяц ходил туда каждый день. Мы встречались с завотделением, у меня был свой куратор-колясочник. Я общался с больными, у которых поврежден позвоночник, они рассказывали свои истории. А иногда я просто сидел и наблюдал.

Режиссер Борис Дуров (справа) на съемках "Не могу сказать "Прощай!" Эти ракурсы в фильм не вошли но снято так, что главный герой напоминает наше представление о последних днях Пушкина https://www.kino-teatr.ru/kino

Режиссер Борис Дуров (справа) на съемках «Не могу сказать «Прощай!» Эти ракурсы в фильм не вошли но снято так, что главный герой напоминает наше представление о последних днях Пушкина https://www.kino-teatr.ru/kino

Когда начались съемки сцен, где Сергей после травмы лежит в кровати, на него надевали специальный ортопедический каркас, заковывающий корпус. Так что, когда в кадре он морщится от боли — это не понарошку.

Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

Рельефный торс

Зрители Сергею Ватагину сочувствуют, но жалости он вызывать не должен. За несколько недель до съемок Сергей Варчук начал ходить в спортивно-медицинский центр, где работали со штангистами.

Фортунатовская улица https://cs2.megabaz.ru/397/b97cefd686cc.jpg

Фортунатовская улица https://cs2.megabaz.ru/397/b97cefd686cc.jpg

— В этой роли был нужен крепкий парень — о Коле Еременко никто не забывал. Я каждый день качался, нужно было набрать мышечную массу, чтобы выглядеть крепким и рельефным.

Третьим составляющим подготовки стал леспромхоз. Его учили, с какой стороны подходить к дереву, как управляться с бензопилой.

Гером Татьяны Паркиной и Сергея Варчука. Еще все хорошо Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Гером Татьяны Паркиной и Сергея Варчука. Еще все хорошо Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

«Вьюн да над водой»

Вторая половина фильма снималась в деревне на берегу Оки, съемочная группа жила в гостинице в Протвино. Каждый вечер репетировали, актеры проходили завтрашнюю сцену, оператор Александр Рыбин показывал свои раскадровки.

Герои Татьяны Паркиной и Сергея Варчука с кошкой. Скоро Сергей кошка останутся без жены и хозяйки - она уедет в город. Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Герои Татьяны Паркиной и Сергея Варчука с кошкой. Скоро Сергей кошка останутся без жены и хозяйки — она уедет в город. Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

— Борис Валентинович просил, чтобы мы приносили на съемки что-то свое, предлагали, придумывали. Однажды, речь зашла о том, как передать внутреннее состояние героя, и я предложил: а давайте он споет.

Так в фильме появилась песня «Вьюн да над водой расстилается, жених у ворот дожидается». Первый раз герой поет у костра, в день когда друзья устроили им с женой праздник по поводу их свадьбы, он здоров, полон сил. А второй раз — обездвиженный, прикованный к постели. Жена, понимая, что он уже не встанет, бросает: «Сколько можно выть!», собирает чемодан и уезжает в город.

Герою оставили имя актёра

Критика встретила картину холодно. Две-три ругательных статьи – мол, что за слезливая мелодрама – и полное молчание.

А зритель голосовал — нет, не рублем и ногами, а душой и желанием поверить в чудо. Шел третий год Афганистана, и домой возвращались воины-интернационалисты, многие через госпиталя. «Не могу сказать «Прощай!» занял четвертое место в годовом прокате.

— Думаю, немалая часть успеха в том, что все мы – и Настя Иванова, сыгравшая Лиду, и Таня Паркина — жена моего персонажа, и я — снимались в первый раз, никто нас до этого как актеров не знал. Мы и наши персонажи слились, каждый не играл какого-то воображаемого героя, а был самим собой — то самое знаменитое актерское «я — в предлагаемых обстоятельствах». Зрители нас не разделяли и сопереживали как реальным людям.

Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

Любовь, которая спасает

По сценарию – Борис Дуров писал его вместе с Лидией Неменовой, автором очерка о похожем случае, только с молодым шахтером, финал предполагался еще более оптимистичным: герой идет навстречу героине.

Любовь. которая поднимает на ноги . Кадр из фильма "Не могу сказать "Прощай!" https://www.kino-teatr.ru

Любовь. которая поднимает на ноги . Кадр из фильма «Не могу сказать «Прощай!» https://www.kino-teatr.ru

Как человек, много узнавший о травме позвоночника, Сергей Варчук понимал, что его герой встать на ноги не сможет, да и насчет ребенка – всё очень маловероятно, и сказал об этом режиссеру.

— Конечно, так он и есть, — ответил Дуров. — Но это фильм о любви, которая поднимает на ноги. А правда искусства и правда жизни –совершено разные вещи.

Сергей Варчук в юбилейной футболке. Фото из архива Сергея Варчука

Сергей Варчук в юбилейной футболке. Фото из архива Сергея Варчука