Один из самых популярных советских фильмов был забракован Худсоветом. Но Гайдай поймал удачу за хвост.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966). Фото: кадр из фильма
Третьего апреля 1967-го состоялась премьера художественного фильма «Кавказская пленница, или Другие приключения Шурика». И лента молниеносно стала лидером проката: в том году ее посмотрели 76,54 миллионов советских зрителей – а это почти каждый третий житель Советского Союза. Но фильм вполне мог и не добраться до кинозалов, а все потому что чиновникам не нравилось в нем практически ничего. Так кто же помог картине увидеть свет? Рассказываем в нашем материале.
После грандиозного успеха первой ленты о Шурике – комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – ее создатели решили снять продолжение истории обаятельного студента. Сюжет для следующей картины Гайдаю подкинула пресса.
Однажды он увидел в газете заметку о влюбленном парне, который выкрал девушку из родного дома. Дело было в Закавказье, там кража невесты являлась многовековым обычаем. Тогда режиссеру и пришла идея снять фильм из двух частей, где в первой был бы похожий сюжет. А вторая должна была рассказать об экспедиции, отправившейся на поиски снежного человека на Кавказ. Но редколлегию привлек лишь первый сюжет.
Неопытная Варлей обошла Кустинскую
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966). Фото: кадр из фильма
В 1966 году Наталья Варлей работала эквилибристкой в цирке, за ее спиной была лишь эпизодическая роль в фильме «Формула радуги». Внезапно ей пришло приглашение из «Мосфильма» на пробы на роль в новом фильме Леонида Гайдая. К тому моменту режиссер пересмотрел около 500 претенденток, в том числе Наталью Кустинскую, Анастасию Вертинскую и Ларису Голубкину. Варлей Гайдаю понравилась – особенно когда она сама предложила сняться в купальнике.
«Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской», – воскликнул он.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966). Фото: кадр из фильма
Какой же фильм о приключениях Шурика без Труса, Балбеса и Бывалого? Но была проблема. Юрий Никулин и Евгений Моргунов, прочитав сценарий, напрочь отказались сниматься. Многое в материале им показалось неправдоподобным и нелепым. Но Гайдай предложил артистам самостоятельно переработать те моменты, которые их не устраивали. К этому процессу была привлечена вся творческая группа – благо, мотивация была достойная. Гайдай закупил несколько ящиков шампанского и за каждую удачную шутку выдавал автору по бутылке из призового фонда. Поговаривают, что Никулин таким образом заполучил целых 24 бутылки, Моргунов – 18, а Вицин лишь одну (но даже эту бутылку он отдал, так как являлся заядлым трезвенником).
Демьяненко унесло течением реки, а дублерша Варлей чуть не утонула
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966). Фото: кадр из фильма
Декорации были возведены в павильонах «Мосфильма». Но основная часть натурных съемок проходила с 1 июня по 31 августа в Крыму – в Алуште, а также в окрестностях сел Куйбышево и Демерджи. Психбольницу снимали в Симферополе. А сцена у горной реки снималась отдельно недалеко от Сочи – на реке Мзымта. Во время съемок в массовке приняли участие около 500 крымчан.
Одной из первых отсняли анимированную вступительную сцену фильма. Сначала к забору подходит Бывалый и рисует мелом букву «Х», потом появляется Трус и приписывает «У». В этот момент их замечает милиционер. Но Балбесу удается дописать «…дожественный фильм». Эта сцена была придумана Гайдаем и Никулиным, но советская цензура ее не оценила – пришлось убрать.
Во время съемок актеры сами выполняли трюки. Здесь не обходилось без рисков для жизни. Одной из самых опасных в фильме стала сцена, в которой застегнутый в спальном мешке Шурик падает с обрыва и летит в горную речку. Ее снимали в три этапа, заранее все распланировав. Но кто-то из съемочной группы замешкался и Александра Демьяненко унесло течением бурной реки. Съемочная группа отреагировала оперативно и вытащила актера из воды. Зато эта случайная сцена вошла в финальный монтаж.
Но для некоторых трюков было решено использовать дублеров. Несмотря на то, что Варлей была цирковой артисткой, режиссер не решился позволить ей сигануть в воду со скалы. Для этого дела наняли мастера спорта по плаванию. Та прыгнула… и начала тонуть. Оказалось, что дублерша вовсе не умела плавать и все про себя выдумала – лишь бы сняться в кино.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966). Фото: кадр из фильма
Не только трюки давались некоторым актерам тяжело. Георгий Вицин был ярым противником алкоголя и отказался пить пиво. Вместо него актеру наливали отвар шиповника. Но тут кто-то из съемочной группы заметил, что в напитке в стакане Вицина должна быть характерная пенка, а ее нет. Пришлось все-таки согласиться на дубль с настоящим пивом. Вицин вообще был не только заядлым трезвенником, но и большим любителем йоги. Иногда приходилось останавливать съемочный процесс, чтобы актер смог помедитировать.
«Кавказская пленница» – это последний фильм, в котором принимала участие легендарная троица Трус Балбес и Бывалый. Говорят, что в отношениях актеров и режиссера произошел раскол еще на съемках короткометражки «Самогонщики». А на «Кавказской пленнице» режиссер был крайне недоволен вызывающим поведением Моргунова, который постоянно со всеми спорил и выражал свое недовольство. Однажды на демонстрацию отснятого материала актер пришел в сопровождении фанаток. Гайдай сделал Моргунову замечание, а тот полез на него с кулаками. Тогда режиссер вычеркнул из сценария все эпизоды с актером.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966). Фото: кадр из фильма
Поговаривают, что Гайдай обиделся и на Наталью Варлей. Поэтому актриса говорит голосом Надежды Румянцевой, а песни за нее исполняет Аида Ведищева. Якобы режиссер ухаживал за девушкой, но, не получив взаимности решил пойти на своеобразную месть. Но это лишь слухи. Более распространенная версия – режиссер никак не мог найти в голосе Варлей необходимую интонацию, поэтому обратился к профессионалам. Сама Варлей признавалась, что ей было тяжело видеть себя, говорящую чужим голосом.
Когда картина была почти готова, появилась неожиданная проблема. Оказалось, что секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков – созвучную с фамилией персонажа Саахова. Чиновнику это не понравилось. Но Юрий Никулин пожаловался министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, мол, из-за одного человека теперь придется потратить большие деньги из государственной казны и переозвучить чуть ли не половину фильма. Так быстро связалась со студией, ситуация была разрешена.
Но картину Худсовет все равно не оценил, посчитав ее откровенно слабой да еще и антисоветской: коммунист крадет девушку, а честный парень попадает в психушку? Ну как такое возможно?! До показа фильм не допустили. Но тут вмешался его величество случай.
В выходные Леонид Ильич Брежнев, заскучав на своей даче, захотел посмотреть какую-нибудь новенькую комедию. И ему привезли именно «Кавказскую пленницу». Брежнев был в восторге, много смеялся, а после показывал картину своим приближенным. Так что зрители увидели «Кавказскую пленницу» исключительно благодаря хорошему вкусу Генсека.