В 1969 году на советские экраны вышел фильм Эльдара Рязанова “Зигзаг удачи”. Роль симпатичного алкоголика-ретушера Пети сыграл молодой актер Георгий Бурков. Он так понравился зрителю, что, как принято говорить, проснулся знаменитым.
За свою жизнь Георгий Бурков сыграл более 80 ролей в кино. Но среди них практически не было главных. Созданных артистом эпизодов хватило, чтобы стать узнаваемым, популярным, всенародно любимым. Однако ему хотелось большего.
Когда Эльдар Рязанов впервые увидел Жору, он сказал ему фразу: “Жора, у тебя идеальный вид спившегося интеллигента”.
Это клеймо на нем и повисло.
В комедии «Гараж» Георгий Бурков сыграл одного из ключевых героев, Виталия Фетисова
В какой-то момент внутри бесшабашного с виду балагура проснулся философ Гамлет. Надломленный, разочарованный, одинокий.
Днем Бурков шутил, хохмил с коллегами, по ночам писал свой дневник и выплескивал на бумагу неудовлетворенность своей профессией, разочарование в людях, на окружающий мир.
«Гамлет — мой современник по стилю поведения. Он умеет анализировать, думать, сопоставлять. Его прямодушие — опасно. Его враги — обыватели. “Весь мир — тюрьма” — это не риторическая игра. Это окончательное утверждение”.
Жора в молодости
Актер Пермского областного театра Георгий Бурков приехал покорять Москву в 1965 году. Ему было 32 года. До этого он штурмовал столичные театральные ВУЗы четыре раза. И четыре раза проваливался.
С точки зрения профессионалов у Буркова был определенный дефект. Не шепелявость, не картавость, а своеобразная, не всегда разборчивая речь.
В 1981 году на сцене МХАТа давали спектакль о Ленине “Так победим!” Владимира Ильича играл Александр Калягин. Георгий Бурков — рабочего.На спектакль приехало все Политбюро во главе с Брежневым. Как назло, Генеральный секретарь в тот день забыл свой слуховой аппарат. Ближе всех к Буркову сидел Брежнев.Бурков громко произносил текст, который он обращал к Ленину-Калягину, который вдалеке был за столом.В какой-то момент Брежнев произнес: -Что они там говорят? Не понимаю.Бурков напрягся. В голове только одна мысль: “Уволен”. Спина взмокла, актер стал почти выкрикивать текст, адресованный Калягину-Ленину.На все старания Буркова, в спину он еще раз услышал: -Все равно не понимаю.Тогда Бурков бросил одного Ильича и повернулся к другому Ильичу и на полную мощь начал говорить текст, глядя на Брежнева.На что услышал: -Молодец. Хорошо.
Высшего образования Георгий Бурков так и не получил, театрального тоже. Два курса Пермского юрфака, самодеятельная театральная студия и местная библиотека. Вот и все его университеты. Неизвестно, как бы сложилась судьба артиста, если бы не режиссер Московского театра имени Станиславского Борис Александрович Львов-Анохин.
Это он во время гастролей труппы в провинции приметил уникального сибирского самородка. Благодаря Львову-Анохину Бурков получил первую роль в столичном театре и место в общежитии.
Накануне премьеры к нему приехал приятель из Кемерово. Встречу решили обмыть. В результате спектакль не состоялся. На следующий день на доске висел приказ директора об увольнении новичка. Карьера Буркова на этом могла закончиться.
Жору спас все тот же главный режиссер Львов-Анохин.Он сказал ему: -Давай устроим тебе испытательный срок. Ты будешь приходить на работу, но зарплату получать не будешь.-Спасибо. Хорошо, — пошел к двери и вернулся обратно. -Что-то есть ведь надо.-Хорошо. Приходи ко мне в день зарплаты, я буду платить тебе зарплату.
“Я изворотлив. И моя цель продержаться. Москва — волчий город. Чувствую себя млекопитающим среди ихтиозавров. Надеюсь, что они вымрут, а мы выживем”. Запись из дневника.
С самого детства Жора был блестящим рассказчиком. Друзья слушали его, раскрыв рот. С возрастом природное умение травить анекдоты Бурков довел до совершенства. За кулисами, на съемочной площадке, везде, где он появлялся, тут же собиралась толпа людей. Это были не просто байки, а концертные номера.
В большинстве своем окружающие были уверены, что Жора по жизни веселый человек. Шутки сыпались из него, как из рога изобилия. Мало кто знал, что Бурков-шутник, Бурков-балагур это маска, за которой прячется Бурков-философ, мечтатель, идеалист.
Только дома, в кругу семьи, Жора мог позволить себе быть самим собой.
“Танюрочка! Когда она со мной, я спокоен. Если она рядом, значит все будет хорошо”.Запись из дневника.
Они прожили вместе четверть века. Татьяна Ухарова и Георгий Бурков
Ни скандальных романов, ни легких увлечений в биографии Георгия Буркова не найти. Жора был, как говорят, не ходок. Популярный актер всю жизнь любил только одну женщину. С актрисой Татьяной Ухаровой Бурков познакомился в фойе театра имени Станиславского у доски объявлений.
Татьяна слышала, что в труппу взяли странного артиста из провинции. Он и впрямь оказался необычным. Сутулый, нелепо одет, но чертовски притягательный. Буркову Татьяна приглянулась. Но сказать, что это была любовь с первого взгляда, нельзя. Их отношения больше напоминали дружбу.
Они часами гуляли по Москве и разговаривали, разговаривали. Во время одной из таких прогулок Жора предложил Тане руку и сердце.
Когда настал день свадьбы, Георгий Бурков разволновался и перед ЗАГСом для храбрости выпил. В итоге в самый торжественный момент жених едва не упал на невесту.
-То, что он падал на меня, это было скорее смешно, чем стыдно. Это меня абсолютно не раздражало. И “вот я не хочу замуж”, такого не было.Татьяна Ухарова. Вдова Буркова.
Зять не понравился родителям Тани
Первое время молодые едва сводили концы с концами. В театре Бурков тогда только начинал работать. Ролей почти не было, а за сыгранные платили копейки. Полтора рубля за спектакль.
Родители Татьяны, которые изначально были против этого семейного союза, помогать молодым отказались. Надеялись, что трудности разрушат неравный брак. Им было не понять, зачем девочке из приличной московской семьи муж без денег, положения и перспектив. К тому же ей всего 19, а ему 32.
-Пришлось практически уйти из дома. Нам негде было жить и ничего практически не было. Тайком мы где только не ночевали.Татьяна Ухарова. Вдова Буркова.
Комнату в общежитии молодой семье дали в 1966 году, когда у них родилась дочка Маша. Бурков гордился, дочь была копией папы.
-Как-то он посмотрел на меня и говорит: -Дааа, Машка. Фигура у тебя моя, нос мой. Замуж ты не выйдешь.Это был его вердикт.Маша Буркова.
Георгий Бурков с дочерью
Несколько лет молодожены жили вообще без мебели. Спали на матрасе, который Татьяна взяла из театрального реквизита. Если не было денег, на работу шли пешком от метро “Аэропорт”. Времени на дорогу уходило больше часа. Но трудности только сближали.
-Перед моими глазами был потрясающий пример семьи. Даже нельзя сказать, что это были муж и жена. Это было единое целое. Она без него не могла, он без нее не мог. Папа — это бытовая катастрофа была. Он мог только кофе сделать. В крайнем случае яичницу.Маша Буркова.
Весь быт Татьяна с первого дня взяла на себя. Убирала, готовила, покупала одежду. Жоре было все равно, что на нем надето. Вечером после спектакля она успевала приготовить ужин. Знала, муж придет с работы голодный, как волк.
-Они никогда ничего где-то не ел. Спешил домой. Мы жили так, как нам было хорошо и уютно. Как пролетели 25 лет, я и не заметила.Татьяна Ухарова.
Вдова Буркова.
-Как-то он маме даже признавался: — Я так хочу Танюрочка, чтобы тебя кто-то обидел, а я потом тебя бы спас. Я бы любого убил за тебя.
Маша Буркова.
За свою жизнь Бурков не раз переходил из одного театра в другой. “Своего” так и не нашел. А может, времени не хватило. Серьезные роли получал редко. Выходить на эпизоды с годами становилось все сложнее. Отдушиной оставалось кино.
Первый раз Бурков оказался на съемочной площадке в 1966 году. С тех пор не покидал ее до конца своих дней. “Крестным отцом” Буркова в кино стал Эльдар Рязанов. Он не раз признавался, что Жора один из самых любимых его актеров. Роли он, как правило, предлагал ему небольшие и в основном комические. Рязанов знал, что даже из крошечного эпизода Жора сделает фейерверк.
-Мы жили с ним в одном доме. Только в разных крыльях. Поэтому часто встречались. Эти встречи были потрясающими, потому что я каждый раз с больной диафрагмой с ним расставался.Он настоящий рассказчик, который не пытается тебя рассмешить. Он просто рассказывает. Талант настоящего рассказчика в том, что он не делает ничего смешного, а все вокруг лежат от хохота.
Лев Дуров.
Вместе с кино к Георгию Буркову пришла популярность. Однако слава “короля эпизода” удовлетворения артисту не приносила. Внешне успешный, состоявшийся, востребованный. Но в душе актер был недоволен собой. Максималист Гамлет, который сидел внутри, требовал совсем других ролей, другого масштаба, другого качества.
“Мне исполнилось 37 лет. Настало время свершений. Я готов играть Гамлета, Дон-Кихота, Фауста, Мефистофеля, Каина и пр. пр. Я готов и отвечаю за гениальность исполнения. Через год играть Гамлета! Это приказ.
Запись из дневника.
Но годы шли, а роли Гамлета, Дон-Кихота и Мефистофеля никто не предлагал. Его по-прежнему приглашали на короткие комедийные эпизоды.
«Степь» (1977); Вася — Георгий Бурков
К спиртному Буркова толкали нереализованность в профессии и поклонники. Они были уверены: раз Бурков гениально играет алкоголиков, значит, сам любит выпить.
-У него была именно алкогольная популярность. К нему никто даже не думал подойти с чем-то другим. Стакан, бутылка. Какую бы дверь не открыли. Как будто он стоял за дверью и только ждал, что кто-нибудь принесет ему.
Татьяна Ухарова. Вдова Буркова.
В 1968 году режиссер Сергей Соловьев снимал фильм “Предложение” по одноименному рассказу Чехова.
На съемочной площадке молодой актер Бурков знакомился с Екатериной Васильевой. За окном стоял конец октября. Температура минус пять. Вот-вот пойдет снег. Но по сценарию фильма разгар лета. Поэтому актеры изображали жару. В финале фильма герой Буркова падает в обморок.
По замыслу режиссера упасть актер должен был непременно в воду. А в воде уже был тонкий слой льда. Под фраком Буркова был непромокаемый костюм. Ледок убрали, Жора упал.
Как только сцену сняли, с Буркова стянули обледенелый фрак, налили 50 граммов водки и отправили в душ. Пока он отогревался, выяснилось, что эпизод в браке. Нужно снимать второй дубль. Снова облачившись в обледеневший фрак, он вновь упал в воду.
Вот этот кадр
Для посторонних это было сродни подвигу. Отработать дубль в ледяной воде Буркову помогли 50 граммов водки.
По иронии судьбы самые пьяные свои роли он играл совершенно трезвым. Сцена в бане из фильма “Ирония судьбы” снималась на “Мосфильме”.
В павильоне стоял страшный холод. Чтобы согреться, актеры втайне от Рязанова принесли на съемку пиво и мешали его с водкой. Пили все, кроме Жоры. Ему наливали крепкий чай.
-Жорка был в завязке. И не пил. Для него эти съемки были просто трагедией.
Александр Ширвиндт.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
“Иронию судьбы” снимали в 1974 году. А годом раньше Георгий Бурков проходил в клинике курс лечения от хронического алкоголизма.
Очередное обострение болезни пришлось на начало 80-х. Тогда Бурков служил во МХАТе. Пьянство в актерской среде было не редкостью.
Чтобы сохранить труппу, Олег Ефремов пошел на крайние меры: запретил пускать в театр нетрезвых актеров. Приходили трезвыми все. А на сцену выходили под градусом. Ефремов проверял их до выхода на сцену. Когда они успевали?
Способ борьбы с произволом начальства изобрел Георгий Бурков. Вариант простой, но действовал безотказно. Клизма с водкой. И никакого запаха. От своей идеи шкодник Бурков веселился от души, ведь никто не мог догадаться, каким образом им так хорошо на сцене.
Со стороны весельчак Жора всем казался своим парнем: простым, веселым, доступным. Однако настоящих друзей у него почти не было. Он мало кого подпускал близко. Единственным близким другом Буркова был Василий Шукшин.
В картине своего близкого друга Василия Шукшина «Калина красная» Бурков сыграл Губошлепа
Когда они познакомились, Жора пришел домой и сказал: — Я встретил Человека.
Бурков и Шукшин понимали друг друга с полуслова. Они могли часами вдвоем молчать или сутки напролет разговаривать. Один начинает фразу, другой заканчивает. Друзей объединяли не только взгляды на жизнь, но и работа.
Актер Бурков снялся в двух фильмах режиссера Шукшина: “Печки-лавочки” и “Калина красная”.
«Печки-лавочки» (1972)
Шукшину не нравилось имя Буркова: Жора. Ему казалось, что есть в нем что-то приблатненное. Василий Макарович искал варианты: Георгий, Егор, Егорий.
Однажды во время съемок он вошел в номер к Буркову со словами: -Джорджоне, к вам можно?Имя прилипло. Буркова долго потом так и звали: Джорджоне.
В начале 70-х Шукшин и Бурков вынашивали идею создания нового театра. Но воплотить мечту в жизнь им не удалось. В 1974 году на съемках фильма “Они сражались за Родину” у Василия Шукшина случился сердечный приступ. Бурков первым обнаружил, что друг мертв.
После его кончины он очень замкнулся в себе. Чтобы увековечить память о друге, Георгий Бурков все силы бросил на создание Центра имени Шукшина.
«Они сражались за Родину» (1975)
-Какая-то женщина пожилая встала и задала прямой вопрос: -Георгий Иванович. А как вы думаете, такие люди, как Вася Шукшин, родятся еще на Руси или нет?Жора махнул рукой, сразу хотел что-то ответить. Вдруг рука медленно опустилась, он посмотрел на зал и … заплакал. Я впервые увидел, как он по-настоящему заплакал.Потом развел руками, как бы извиняясь перед залом и сказал: -Не знаю я. Не знаю.И ушел за кулисы. Больше он не мог выступать.Александр Панкратов-Черный.
“Друзей у меня нет. Единственный друг, который у меня был, Шукшин, ушел из жизни. И строить свою дальнейшую жизнь надо исходя из этого.
Запись из дневника.
В 1987 году Бурков снимал фильм “Байка”. Это был его режиссерский дебют. В деревне Конаково, где шли съемки, о том времени до сих пор ходят легенды.
В 1988 году Жора впервые попал в больницу с сердечным приступом. Он тогда «пробивал» Центр Шукшина. Пришлось ходить по кабинетам, общаться с чиновниками. А этого Бурков не любил и не умел. Сердце стало пошаливать. Но он никому ничего не говорил. Жена и дочь не могли понять, почему он то и дело старается прилечь.
-Что ты ложишься постоянно?-Да так, просто. Полежу, отдохну.Оказалось, что его уже начали эти микроинфаркты “обстреливать”. Пока ему совсем плохо не стало. Однажды гадалка нагадала, что жить ему 55 лет. Он мне никогда об этом не говорил. Сказал только после больницы.Татьяна Ухарова. Вдова Буркова.
19 июля 1990 года в семь часов вечера на даче Бурковых неожиданно треснула толстая кирпичная стена. Можно не верить в знаки и пророчества, но именно в этот день и в этот час актера Георгия Буркова не стало.
-Не я была на даче, но там были люди. Не один человек или два, при которых это произошло.Татьяна Ухарова. Вдова Буркова.
-Мы с ним соседи еще по даче. Наши дачи стоят на холмах. У него была опорная кирпичная стена. И вдруг неожиданно она взорвалась. Напор почвы выбил кирпичи метров на 10-15. Было такое ощущение, что снаряд попал в эту стену. Оказалось, это произошло не в минуту, а в секунду его смерти.Лев Дуров.
За неделю до рокового события Георгий Бурков получил роль, о которой мечтал всю свою жизнь.
Летом 1990 года Эльдар Рязанов начинал снимать “Небеса обетованные”. Жоре предложил сыграть предводителя.
Казалось, судьба дала актеру шанс. Глава обездоленных, Гамлет и Дон-Кихот в одном лице.
Однако звездный час, которого Бурков ждал двадцать лет, так и не настал. Свою главную роль актер сыграть не успел.