Инна Чурикова: -Вы меня не списывайте, пожалуйста. «Ее внешность не соответствует положительному облику советского героя»

Глеб Панфилов пережил супругу всего на семь месяцев

Либо дура, либо гений”, — сказал один из членов комиссии на заявление Инны: “Хочу быть знаменитой актрисой!

Известность Чуриковой принесла роль Марфушеньки в сказке “Морозко”. Изначально Роу хотел пригласить на эту роль Тамару Носову, которую называли королевой комедии.

Чурикова вспоминала: “На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов. Наверное, поэтому Роу меня и приметил”.

Марфушенька-душенька: "Хочу жениха! Хочу богатство! Хочу! Хочу! Хочу!"

Марфушенька-душенька: «Хочу жениха! Хочу богатство! Хочу! Хочу! Хочу!»

Самоотверженностью Инна поразила весь творческий коллектив. Первой бросалась в болото, пока остальные дрожали от страха, часами мерзла в сугробах. Натуру снимали на Кольском полуострове, где мороз был лютым.

Самой сложной оказалась сцена ожидания Деда Мороза. По сценарию Чурикова должна была с аппетитом хрустеть яблоками, но яблок не нашли.

Пришлось заменить на лук. Эпизод сняли с пятого дубля. Все это время Чурикова уплетала лук, не проронив ни одной слезинки.





Как признавалась Инна, самоотверженное отношение к делу в ней заложила мама, биолог-почвовед. Она замечала, как проявляется талант дочери и приговаривала: —Ты у меня красавица. Будешь актрисой.

Повзрослев, Инна никак не могла взять в толк, за что ее обзывают гадким утенком. Ведь самое мягкое, что она слышала в свой адрес: Актриса с нестандартной внешностью.

Сейчас это кажется абсурдным, но когда-то чиновники от Госкино не рекомендовали снимать Чурикову в главных ролях. Якобы своей внешностью она компрометирует советское искусство.

Инна Чурикова родилась в 1943 году в Башкирии. После войны родители развелись. Инна осталась с матерью.

Маленькая Инна с родителями

Маленькая Инна с родителями

Инна с мамой

Инна с мамой

Несколько раз они переезжали, пока в начале 50-х не перебрались в Москву. Из игрушек у девочки были только перемотанная перчатка и карандаши, которые мама приносила с работы. Но даже из них Инна умудрялась устраивать свой кукольный театр.

В 15 лет она стала заниматься в молодежной студии при театре Станиславского, куда вместе с ней ходили и другие талантливые ребята: Евгений Стеблов, Никита Михалков.

Школьные годы

Школьные годы

После окончания школы Инна подала документы в три актерских училища. На прослушивании в школе-студии МХАТ ее попросили прочесть что-то серьезное. Инна выбрала Пушкина. “Я помню чудное мгновенье”. Декламировала с закрытыми глазами, как посоветовала мама. Чтобы не стесняться экзаменаторов. Но те уловку не оценили и на курс не приняли.

Провалилась Инна и на вступительных в Щукинское училище. К третьей попытке, экзаменам в Щепкинское, абитуриентка готовилась как к последнему бою. Она с порога заявила, что здесь она только с одной целью: Стать известной артисткой. Такая непосредственность вызвала у приемной комиссии улыбку.

Чурикова справилась с испытанием. Ее приняли на курс. Инна была счастлива, ведь исполнялась ее мечта. Более того, ее сразу пригласили в настоящее кино. Режиссер Ордынский тогда снимал картину “Тучи над Борском”. Хотя появление Инны в этом фильме разглядела разве что мама.

Следующий раз Чурикову позвали в кино, когда она училась на третьем курсе. Это был эпизод в фильме Георгия Данелия “Я шагаю по Москве”. Как-будто о ней самой. Она играла стеснительную девушку, которая выходит на сцену для участия в художественном конкурсе, превозмогает робость и удивляется собственному успеху.

"Я шагаю по Москве" (1963). Инны нет в титрах

«Я шагаю по Москве» (1963). Инны нет в титрах

После училища за три года она получила всего две роли, и то в групповках. Камера скользила, почти не останавливаясь на ее лице. Педагоги разводили руками: Что поделать? Внешность у вас не артистичная.

Пройдет год и Чурикова заставит рассматривать себя во все глаза. Щеки — румяные яблочки и угольные брови. В «Морозко» Чурикова снималась с большим рвением, но когда пришло время озвучивать персонаж и она увидела свою Марфушку на экране, то горько разрыдалась.

Она была уверена, что после сыгранного образа ее никто не возьмет замуж. Так и будут воспринимать. Грубой, размалеванной и недалекой.

- Нет, не принцесса. - А кто же? - Королевна!

— Нет, не принцесса. — А кто же? — Королевна!

Усугубляли ситуацию неравнодушные зрители, которые считали долгом высказывать свое отношение к Марфушке. Они завалили всевозможные инстанции письмами с требованием не пускать артистку на экран, не пугать ею детей.

Некоторые зрители писали письма лично актрисе. Девушка была так опечалена реакцией зрителей, что всерьез задалась вопросом: может, она ошиблась с профессией?

Но настоящий крах надежд она испытала, когда ее, выпускницу Щепкинского училища с красным дипломом, не взяли ни в один столичный театр. Ни в Малый, куда традиционно принимали студентов Щепки, ни в Театр Сатиры, куда она так хотела. По распределению Чурикову хотели отправить в Петропавловск-Камчатский. И только благодаря маме, которая договорилась через знакомых, Инну приняли в Московский Театр юного зрителя.

Несколько лет она выступала, изображая зверушек. Однажды ей дали роль свиньи. На распределении ролей так и было написано: Свинья — Чурикова.

Актриса обратилась к режиссеру: -Пожалуйста, не назначайте меня на эту роль. Умоляю.

Тогда он сказал: -Никто так талантливо свинью не сыграет, как ты.

Отдушиной для актрисы, переигравшей в ТЮЗе всех зверей леса, становится кино. Спустя два года после “Я шагаю по Москве” Чурикову вновь пригласил Георгий Данелия. Это была была комедия “Тридцать три”. На этот раз ее персонаж не испуганный подросток, а напористая поклонница Травкина.

Дважды снял Чурикову и Кеосаян. Сначала в “Стряпухе”, затем в “Неуловимых”.

В 1966 году она не поверила своему счастью. Режиссер Георгий Натансон пригласил актрису в картину “Старшая сестра”, где главную роль играла кумир ее студенческих лет Татьяна Доронина. Обожающая Доронину Чурикова была именно той подругой, которая оттеняла романтику фильма.

С Татьяной Дорониной в фильме "Старшая сестра"

С Татьяной Дорониной в фильме «Старшая сестра»

Вскоре Инна встретила своего Мастера. Глеб Панфилов не испугался ее не героической внешности и пригласил на главную роль.

Однажды профессор ВГИКа Евгений Габрилович рассказал студентам реальную историю молоденькой санитарки, которая мечтала стать художником. Она не успела осуществить свою мечту, потому что ее казнили белогвардейцы.

Среди слушателей курса был Глеб Панфилов. Он набрался смелости и пошел ва-банк, предложив уважаемому профессору стать сценаристом его дипломной работы. Неслыханная дерзость, но Габрилович согласился.

Фильм получил название “В огне брода нет”. На этапе сценария Панфилов в буквальном смысле нарисовал портрет Тани Теткиной такой, какой себе представлял.

Но когда пришла пора искать актрису, возникла сложность. Ни одна из претенденток этому образу не соответствовала. Панфилов искал девушку, в которой за внешней угловатостью угадывалась бы душевная красота.

Такое лицо он случайно заметил в передаче по телевизору. Но вот беда: титров не было. Позвонил в редакцию, где ему тоже не смогли помочь. Поиски заняли три месяца. Но результатов не дали.

Позже Панфилов признавался, что конечно до этого он видел Марфушечку-душечку и Розочку в “Тридцать три”. Но, по его словам, это были совершенно другие лица. Панфилов не представлял, что актриса, которую он ищет, могла настолько перевоплощаться.

Помощь пришла внезапно. Ролан Быков, который прочитал сценарий, сказал, что знает гениальную артистку на роль Теткиной. Назвал имя: Лидия Чурикова. Актрису с такой фамилией нашли в ТЮЗе. Правда не Лидию, а Инну.

Как только Панфилов ее увидел, то сразу понял: это девушка с его рисунка. Нескладная, озорная, чудаковатая.

 Михаил Кононов и Инна Чурикова. "В огне брода нет" (1967)

Михаил Кононов и Инна Чурикова. «В огне брода нет» (1967)

Чтобы вжиться в образ, весь съемочный период актриса ходила по городу в мешковатой одежде своего персонажа. Съемки велись в Муроме, знаменитом своими церквями. Одна из прихожанок приняла странно одетую Чурикову за юродивую. Сунула монетку и попросила помолиться за сына.

Фильм изображал Гражданскую войну не канонически. Без отчаянного героизма, на полутонах. Цензура работу Панфилова не приняла. Ленту заклеймили, назвав антисоветской и показ в кинотеатрах запретили. Чиновникам в Госкино пришлось уступить, когда в 1969 году картина получила международное признание.

На фестивале в Швейцарском Локарно фильм наградили Золотым леопардом за лучшую работу молодого режиссера. А Чуриковой вручили диплом жюри.

К этому времени Глеб Панфилов и Инна Чурикова были не только творческим, но и семейным тандемом. Вместе они начали работать над новым фильмом с символическим названием “Начало”.

"Начало" (1970)

«Начало» (1970)

В главной роли Глеб Панфилов снова видел Инну, теперь уже супругу. Чиновники Госкино выбором актрисы были крайне недовольны. По силе ли вчерашней Бабе-Яге сыграть командующую войсками Жанну-д-Арк.

В год выхода фильма “Начало” читатели журнала “Советский экран” выбрали Чурикову лучшей актрисой года.

А потом пару ждал творческий простой, который длился четыре года. Панфилову не давали снимать его мечту: самостоятельный фильм о Жанне-д-Арк. А Чуриковой запретили сниматься с формулировкой “ее внешность не соответствует положительному облику советского героя”. Из ТЮЗа она ушла, когда начала сниматься в фильме “В огне брода нет”.

В 1975 году Панфилов задумал ленту “ Прошу слова”. Драму о чувстве долга. Комиссия, утверждающая актерский состав снова недовольна. Чурикова — это смешная Марфушка и нелепая Таня Теткина. Как она может быть идейной главой города.

Тем не менее за роль в этом фильме Чурикова получила премию Ленинского комсомола. Что характерно, вручали ей премию те же чиновники, что не хотели давать ей эту роль.

А дальше снова тишина. Неизвестно, как сложилась бы судьба Чуриковой, если бы не раздался телефонный звонок. Марк Захаров предложил актрисе место в театре Ленинского Комсомола. Он сразу дал Чуриковой главную роль в спектакле “Тиль” в партнерстве с Николаем Караченцовым.

Инна Чурикова и Николай Караченцов. Тиль Уленшпигель и Неле

Инна Чурикова и Николай Караченцов. Тиль Уленшпигель и Неле

Первое появление актрисы на репетиции сразило всех. Постановка стала культовой и много лет шла с аншлагом.

К концу 70-х Чурикова стала главной звездой Ленкома. И когда Захаров задумал снимать фильм “Тот самый Мюнхгаузен” не пригласить ее просто не мог.

В Ленкоме Чурикова прослужила 47 счастливых лет. На сцене этого театра она исполнила все роли, о которых мечтает любая актриса.

Наряду с творческим успехом случились и радостные перемены в семье. В 1978 году родился сын Иван.

С сыном Ванечкой. 1978 год

С сыном Ванечкой. 1978 год

Тоже с Ванечкой. 1988 год

Тоже с Ванечкой. 1988 год

Чтобы не разлучаться с ребенком Чурикова и Панфилов брали его на съемки. После рождения ребенка ей все чаще предлагали прожить материнский опыт на экране. В фильме “Курьер” она сыграла женщину, которая в одиночку вырастила сына. Еще была Ниловна в киновоплощении романа Горького “Мать”.

В нулевые годы ее типаж оставался востребованным. У Говорухина она сыграла актрису в фильме “Благословите женщину”. Одной из последних работ Инны Михайловны стал фильм “Иван Денисович”по повести Солженицына. Режиссером вновь выступил супруг Глеб Панфилов.

Глеб Панфилов пережил супругу всего на семь месяцев

Глеб Панфилов пережил супругу всего на семь месяцев

Инне Михайловне было уже 79 лет, когда она перенесла воспаление легких. Актрису госпитализировали, но она выходила на связь с близкими, уверяла, что идет на поправку.

Говорила: -Вы меня не списывайте, пожалуйста. Мне обязательно нужно на сцену.

Но 14 января 2023 года Инны Чуриковой не стало.

Она исполнила обещание, которое дала на вступительных экзаменах в театральном училище. Она стала и знаменитой, и популярной.

Не обладая эталонной артистической внешностью, только благодаря упорному труду и таланту Чурикова оказалась в сказочном мире кино и театра.

Как сказал Глеб Панфилов, его супруга поистине человек с тысячью лиц, которая могла сыграть все.