«Инна Чурикова заносчивая, но актриса была прекрасная». Звезда «Курьера» Дунаевский — о работе с мэтрами, встрече с Томом Крузом и фанатках

Фильм «Курьер» стал феноменом советского кино благодаря главному герою — подростку из «потерянного поколения». Его сыграл мальчик без театрального образования, который в кадре не уступил ни Инне Чуриковой, ни Олегу Басилашвили. Его судьба сложилась не менее драматично, чем у героя картины. В гостях у «Жизни» актёр Фёдор Дунаевский.

Кадр из фильма "Курьер", реж. Карен Шахназаров, 1986 год

Кадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год

— «Курьер» появился в Вашей жизни с лёгкой руки Анастасии Немоляевой, которая была Вашей одноклассницей. Вы с ней дружили?

— Да, очень. Когда она прочитала сценарий к фильму, то и подумала, что эта роль мне идеально подходит.

— Как проходили пробы?

— Очень долго, потому что Карен Георгиевич Шахназаров долго не мог определиться, кого именно он хотел видеть на эту роль.

— Какую задачу он ставил перед Вами?

— Никакую. Для него самое главное — это естественность. Во мне была та свобода, которая нужна была моему герою Ивану. Главный герой очень расслабленный, раскрепощённый и просто свободный человек. И если взять такого человека и посадить в компанию зажатых людей, то он в их окружении будет смотреться неадекватно. В этом и была суть фильма.

— В этом же фильме играла Инна Чурикова, какой Вы её запомнили?

— Заносчивая такая тётя. Вот бывают люди, которые просты в общении и со всеми разговаривают на равных, а есть такие, которые будут из себя корчить не пойми кого — вот это про Чурикову. Например, однажды она подошла ко мне и спросила: “А что современная молодёжь думает о проблеме наркомании?” Я начал ей что-то отвечать, а она демонстративно развернулась и ушла. Тогда я понял, что в следующий раз, если она у меня что-то спросит, то отвечать не буду. Но это что касается её человеческой стороны. А как актриса — она, конечно, была прекрасна.

— Кроме Чуриковой Вам удалось поработать и с другой легендой — Олегом Басилашвили. С ним как строились отношения?

— Очень хорошо! Он человек очень скрупулёзный и трудолюбивый. Если ему не нравится, как он сыграл, то будет тысячу раз репетировать, чтобы это получилось идеально. Я очень люблю, когда человек относится к своей работе очень-очень профессионально. Я заметил вот какую особенность — Олегу Валерьяновичу для работы не нужно было вдохновение, он добивался нужного эффекта упорным трудом. Каждое его движение, каждая фраза были идеально отточены у зеркала. И только потом они попадали на сцену или в кадр. Мне очень повезло, что я его встретил и с ним поработал. После «Курьера» я не раз к нему ездил в Питер в «БДТ», где он делился секретами мастерства той старой школы, которой нынче уже нигде не встретишь…

Кадр из фильма "Курьер", реж. Карен Шахназаров, 1986 год

Кадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год

— Вы ведь общались не только с советскими легендами, но и с голливудскими. Когда в Москву приезжали Том Круз и Арнольд Шварценеггер, Вы были их экскурсоводом на “Мосфильме”. Почему на эту роль выбрали именно Вас?

— Потому что я более-менее по возрасту подходил и по-английски умел хорошо разговаривать. Со Шварценеггером мы вместе ездили в молодёжное кафе. Тогда в Москве их было всего несколько штук. А Том Круз приехал к нам на съёмки фильма. Сам по себе он очень смешной парень и всюду ходит с огромной свитой. Помню, как он устроил визгливую сцену из-за меня. Во время экскурсии кто-то из киношников решил похвастаться нашим кино. Он показал на меня и говорит: “Том, видите этого молодого человека? Его первый же фильм “Курьер” за первую неделю посмотрело 35 миллионов человек. А ваш первый фильм «Цвет денег» посмотрело всего 8 миллионов”… Круз дико обиделся, стал дуться, пыхтеть и шипеть. Всё это выглядело очень забавно.

— Действительно, на Вас после фильма обрушилась сумасшедшая слава, а что творили поклонницы?

— Женского внимания хватало. Было трудно сходить в магазин и купить сосиски. Продавщицы, когда меня видели, сразу начинали кокетливо водить своими шиньонами… Девушки писали письма со всей страны. Но было обидно — мне хотелось любви, а им — исключительно замуж.

— А были такие, кто пугали Вас своей настойчивостью?

— От одной такой я по морде получил. Я в то время учился в медучилище, и там среди студенток был одна такая здоровая и злющая бабища. И вот она тоже положила на меня глаз. Но когда я ей отказал, то получил оплеуху. А дело было в столовой, при всём честном народе. Но я перенёс этот удар стоически и мученически.

— У главного героя фильма «Курьер» родители развелись. И Вы тоже столкнулись с этим, но уже в реальной жизни. Из-за чего это случилось?

— У мамы с отцом были постоянные конфликты. Одна из самых частых картин детства — родители закрываются на кухне и скандалят. Но нам с сестрой казалось, что это норма, что так во всех семьях, потому что мы с ней не видели счастливых семей. И когда мама с папой разошлись, мы с сестрой вздохнули свободно — атмосфера, которая долгие годы была накалена, наконец-то разрядилась. Отец стал жить отдельно со своими родителями. Но для мамы это была трагедия. Это очень плохо сказалось на её здоровье…

— Она на полгода попала в больницу. Кто о Вас заботился? На что Вы жили?

— Да, по сути, никто не заботился. Отец пытался проявить какое-то внимание, но я от него дистанцировался. Потому что маму было очень жалко, и я на него перекладывал вину за этот развод. Но спустя время я отпустил ситуацию и мне стало всё равно, кто прав, а кто виноват.

— Вы начали сами о себе заботиться с юных лет. Кем Вам пришлось поработать?

— Очень много кем… Дворником, к примеру, я пошёл работать, скорее, для души, потому что хотел подвижную работу. А также я знал, что дворники получают 135 рублей. Инженер на заводе мог получать меньше! А я два часа в день лопатой помахал — и уже заработал.

— Я знаю, что в то время у Вас были проблемы с учёбой в школе. И Вас несколько раз отчисляли. За что?

— Я был дерзок и не очень социально адаптирован…

Продолжение следует…

Из второй части интервью с Фёдором Дунаевским вы узнаете о том, из-за чего он состоял на учёте в детской комнате милиции, что потрясло его больше всего, когда работал на «скорой помощи», и как он обманул израильскую армию.

Автор: Юлия Ягафарова