Фильм «Курьер» стал феноменом советского кино благодаря главному герою — подростку из «потерянного поколения». Его сыграл мальчик без театрального образования, который в кадре не уступил ни Инне Чуриковой, ни Олегу Басилашвили. Его судьба сложилась не менее драматично, чем у героя картины. В гостях у «Жизни» актёр Фёдор Дунаевский.
Кадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год
— «Курьер» появился в Вашей жизни с лёгкой руки Анастасии Немоляевой, которая была Вашей одноклассницей. Вы с ней дружили?
— Да, очень. Когда она прочитала сценарий к фильму, то и подумала, что эта роль мне идеально подходит.
— Как проходили пробы?
— Очень долго, потому что Карен Георгиевич Шахназаров долго не мог определиться, кого именно он хотел видеть на эту роль.
— Какую задачу он ставил перед Вами?
— Никакую. Для него самое главное — это естественность. Во мне была та свобода, которая нужна была моему герою Ивану. Главный герой очень расслабленный, раскрепощённый и просто свободный человек. И если взять такого человека и посадить в компанию зажатых людей, то он в их окружении будет смотреться неадекватно. В этом и была суть фильма.
— В этом же фильме играла Инна Чурикова, какой Вы её запомнили?
— Заносчивая такая тётя. Вот бывают люди, которые просты в общении и со всеми разговаривают на равных, а есть такие, которые будут из себя корчить не пойми кого — вот это про Чурикову. Например, однажды она подошла ко мне и спросила: “А что современная молодёжь думает о проблеме наркомании?” Я начал ей что-то отвечать, а она демонстративно развернулась и ушла. Тогда я понял, что в следующий раз, если она у меня что-то спросит, то отвечать не буду. Но это что касается её человеческой стороны. А как актриса — она, конечно, была прекрасна.
— Кроме Чуриковой Вам удалось поработать и с другой легендой — Олегом Басилашвили. С ним как строились отношения?
— Очень хорошо! Он человек очень скрупулёзный и трудолюбивый. Если ему не нравится, как он сыграл, то будет тысячу раз репетировать, чтобы это получилось идеально. Я очень люблю, когда человек относится к своей работе очень-очень профессионально. Я заметил вот какую особенность — Олегу Валерьяновичу для работы не нужно было вдохновение, он добивался нужного эффекта упорным трудом. Каждое его движение, каждая фраза были идеально отточены у зеркала. И только потом они попадали на сцену или в кадр. Мне очень повезло, что я его встретил и с ним поработал. После «Курьера» я не раз к нему ездил в Питер в «БДТ», где он делился секретами мастерства той старой школы, которой нынче уже нигде не встретишь…
Кадр из фильма «Курьер», реж. Карен Шахназаров, 1986 год
— Вы ведь общались не только с советскими легендами, но и с голливудскими. Когда в Москву приезжали Том Круз и Арнольд Шварценеггер, Вы были их экскурсоводом на “Мосфильме”. Почему на эту роль выбрали именно Вас?
— Потому что я более-менее по возрасту подходил и по-английски умел хорошо разговаривать. Со Шварценеггером мы вместе ездили в молодёжное кафе. Тогда в Москве их было всего несколько штук. А Том Круз приехал к нам на съёмки фильма. Сам по себе он очень смешной парень и всюду ходит с огромной свитой. Помню, как он устроил визгливую сцену из-за меня. Во время экскурсии кто-то из киношников решил похвастаться нашим кино. Он показал на меня и говорит: “Том, видите этого молодого человека? Его первый же фильм “Курьер” за первую неделю посмотрело 35 миллионов человек. А ваш первый фильм «Цвет денег» посмотрело всего 8 миллионов”… Круз дико обиделся, стал дуться, пыхтеть и шипеть. Всё это выглядело очень забавно.
— Действительно, на Вас после фильма обрушилась сумасшедшая слава, а что творили поклонницы?
— Женского внимания хватало. Было трудно сходить в магазин и купить сосиски. Продавщицы, когда меня видели, сразу начинали кокетливо водить своими шиньонами… Девушки писали письма со всей страны. Но было обидно — мне хотелось любви, а им — исключительно замуж.
— А были такие, кто пугали Вас своей настойчивостью?
— От одной такой я по морде получил. Я в то время учился в медучилище, и там среди студенток был одна такая здоровая и злющая бабища. И вот она тоже положила на меня глаз. Но когда я ей отказал, то получил оплеуху. А дело было в столовой, при всём честном народе. Но я перенёс этот удар стоически и мученически.
— У главного героя фильма «Курьер» родители развелись. И Вы тоже столкнулись с этим, но уже в реальной жизни. Из-за чего это случилось?
— У мамы с отцом были постоянные конфликты. Одна из самых частых картин детства — родители закрываются на кухне и скандалят. Но нам с сестрой казалось, что это норма, что так во всех семьях, потому что мы с ней не видели счастливых семей. И когда мама с папой разошлись, мы с сестрой вздохнули свободно — атмосфера, которая долгие годы была накалена, наконец-то разрядилась. Отец стал жить отдельно со своими родителями. Но для мамы это была трагедия. Это очень плохо сказалось на её здоровье…
— Она на полгода попала в больницу. Кто о Вас заботился? На что Вы жили?
— Да, по сути, никто не заботился. Отец пытался проявить какое-то внимание, но я от него дистанцировался. Потому что маму было очень жалко, и я на него перекладывал вину за этот развод. Но спустя время я отпустил ситуацию и мне стало всё равно, кто прав, а кто виноват.
— Вы начали сами о себе заботиться с юных лет. Кем Вам пришлось поработать?
— Очень много кем… Дворником, к примеру, я пошёл работать, скорее, для души, потому что хотел подвижную работу. А также я знал, что дворники получают 135 рублей. Инженер на заводе мог получать меньше! А я два часа в день лопатой помахал — и уже заработал.
— Я знаю, что в то время у Вас были проблемы с учёбой в школе. И Вас несколько раз отчисляли. За что?
— Я был дерзок и не очень социально адаптирован…
Продолжение следует…
Из второй части интервью с Фёдором Дунаевским вы узнаете о том, из-за чего он состоял на учёте в детской комнате милиции, что потрясло его больше всего, когда работал на «скорой помощи», и как он обманул израильскую армию.
Автор: Юлия Ягафарова