Два года назад покинула этот мир Ирина Печерникова. Она дожила до понедельника, но не дожила одного дня до своего 75-летия. Актриса отправилась своим небесным маршрутом во вторник 1 сентября 2020 года, в день, когда все российские дети и учителя поздравляют друг друга с Днём знаний, с возвращением в школу. И созданный ею образ Натальи Сергеевны в этот день незримо встаёт перед глазами…
Один поэт отозвался тогда пронзительными строками:
Уходят Ирины, уходят глубины,
Приходят витрины, приходят чужбины.
И старенький сад словно сносит лавиной,
Там вишни росли и мерцали рубины.
Ваш путь — серебро, благословная схима,
Молчанье в России сразила ангина.
То кашель жеманства, то хрип матерщины,
Вы были другими, другими, Ирины.
Мне облик ваш мил как морозные зимы.
На слякоть сегодня разменяны льдины.
Собрали зерно и осталась мякина.
Уходят Ирины, уходят глубины…
Статная, красивая актриса-женщина, манящая своей ангельской нежностью. Сама внешность Ирины Печерниковой уже было прекрасное произведение искусства. Мраморная кожа, черные волосы, голубые глаза, бархатный голос. Её необыкновенные большие глаза излучали свет и тепло. Интеллигентность, индивидуальность, аристократичность, её утончённое редкое дарование заключалось в глубине её личности.
Ирина Печерникова являлась символом красоты эпохи застоя, но она была и вне эпохи, непохожая ни на кого, отдельная, неповторимая.
Роль молоденькой учительницы английского языка Натальи Сергеевны в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» прославила юную актрису. Сочетание идеальной красоты, хрупкости и внутренней силы её образа прямо в начале карьеры поставило перед ней высочайшую планку, которую ей потом нужно было преодолевать и превосходить.
В том же 1968 году она сыграла княжну Зинаиду в фильме «Первая любовь», снятом Василием Ордынским по повести Тургенева. Обворожительная и жестокая, своенравная и покорная, ослепительно прекрасная героиня — как будто другая, скрытая сторона несоветской советской учительницы из «Доживём до понедельника». Это уже амплуа. И в него совсем не вписывалась комсомолка и спортсменка Нина из «Кавказской пленницы». Леонид Гайдай предлагал Ирине Печерниковой эту роль, но она отказалась почти с возмущением: Кавказ, ослы, комедия… Потом, по её собственному признанию, жалела.
«Княжна Мэри». И Печерникова и Олег Даль (чуть в кадре)
Но все-таки Кавказ «вернулся» к ней в великолепном телеспектакле «Страницы журнала Печорина» великого Анатолия Эфроса, где она сыграла княжну Мэри в дуете с Олегом Далем, с которым дружила до самой его смерти. Печерникова и Даль — два уникума, два глобальных одиночества, чувствовали друг друга на уровне божественной интуиции. Амплуа героини классической литературы 19 века и романтичной и загадочной женщины, которую неизвестно как занесло в бурный и кровавый двадцатый век, плотно вошло в жизнь актрисы Ирины Печерниковой.
Детсткий снимок И. Печерниковой
И тем не менее её занесло в двадцатый век, в самую его середину, в самую гущу. Ирина Викторовна Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в Грозном. Она была третьим ребенком в семье, родилась недоношенной, в два года упала в кастрюлю с кипятком, её родители только и слышали: «нет, не выживет». Но она выживала, и тогда, в детстве, и потом, ломая на съёмках руки и ноги. Она вспоминала своих родителей как ангелов-хранителей, окружавших её защитной любовью, хотя их самих в свои ранние годы помнила плохо. Они были геофизиками и часто уезжали в командировки. Потом семья переехала в Москву, и Ирина пошла в школу уже в столице.
После школы — поступление в Школу-Студию МХАТ. Она вспоминала, как перед вступительным экзаменом вместо учебников читала сказки и потом рассмешила приемную комиссию «собачьим» репертуаром: и стихотворение, и проза были про собак. Она поступила на курс Софьи Пилявской, еще студенткой играла в мхатовском спектакле «Зима тревоги нашей», но по окончании в МХАТ не попала и пошла работать в Ленком к Эфросу, которого боготворила. Затем, после ухода Эфроса в Театр на Малой Бронной — в театр имени Маяковского, к Андрею Гончарову, с единственным и непременным условием никогда на неё не повышать голос. Гончаров это условие выполнил.
Защищённая любовью она умела играть любовь и любить. После триумфальных «Доживём до понедельника» и «Первой любви» она на концерте познакомилась с саксофонистом приехавшей на гастроли польской группы «Бизоны» Збигневом Бизоном. Это была Любовь. Шесть лет жизни за границей: Польша, Швеция, Англия, новые впечатления и тоска по сцене, измена мужа и возвращение в Москву в 1973 году в театр имени Маяковского, второй брак с актером Борисом Галкиным. И то и другое — неудачно.
Ирина Викторовна смешно вспоминала как они с Галкиным отправились в свадебное путешествие в Среднюю Азию и их поселили в пансионате на берегу водоёма, в лучшем номере с видом на все окрестные красоты. Утром они проснулись, вышли на балкон полюбоваться видами природы, а перед их очами предстала бескрайняя пустыня. Водоём полностью высох. Потом выяснилось, что они в пансионате единственные постояльцы. На следующий день молодожёны сбежали в Москву.
Вроде Ирина Печерникова снималась много в период своего яркого женского расцвета. Но почему-то осталось ощущение, что мы Печерниковой-актрисой не насытились полностью. Что-то очень важное в кино она не сыграла. Хотя за один волшебный образ Марии Васильевны Татариновой её можно памятник воздвигнуть нерукотворный.
«Два капитана». М.В. Татаринова. 1976
И вот чехарда с театрами закончилась. Настоящая белая полоса удачи пришла к Ирине Печерниковой в 1978 году и продлилась 12 лет. Михаил Иванович Царёв пригласил её в труппу Малого театра, добился для неё двухкомнатной квартиры на улице Горького. В Малом театре Ирина Печерникова блистала. Там были сыграны её лучшие роли, например Елена в тургеневском «Накануне» — настоящая тургеневская девушка: глубокая, сильная, жертвенная. Повзрослевшая княжна Зинаида. И конечно главные роли в пьесах Островского. Ураган перемен разрушил Советский Союз, разрушил судьбы многих людей. Среди них была и Ирина Печерникова. Умер Михаил Иванович Царев, стала чужой страна, стал чужим и холодным театр. Она ушла и осталась наедине с собой.
Два эталона красоты: А. Харитонов и И. Печерникова в телепостановке «Ванина Ванини». 1983
Она пила, ни в кино, ни в театре её не ждали. Несмотря на это в 1996 году она решила изменить свою жизнь и по совету друзей поехала в клинику доктора Довженко в Феодосии, чтобы покончить с алкоголизмом. Там и произошла судьбоносная встреча с актером Александром Соловьёвым. Он был моложе, был её давним поклонником, а еще у него была семья. И это была любовь. Они были вместе всего три года, вплоть до его трагической гибели в январе 2000 года. Продали квартиру на улице Горького, купили дом недалеко от Ростова Великого в Ярославской области. Дом на холме, к которому вела лесная дорога, который они оба очень любили, и в котором Ирина встретила смерть.
На следующий день после похорон Александра Соловьева умер отец актрисы. От двойного удара она долго не могла прийти в себя, но друзья и поклонники её поддержали.
Она начала сниматься, не часто, но успешно, о ней сняли несколько документальных фильмов и передач. Много играть она не могла, в последние годы она страдала от онкологического заболевания.
«Последняя репродукция». 2007 г.
«Земля Эльзы». 2019 год.
Но Ирина Викторовна успела показать красоту и в старости. Её последний фильм, в котором она снялась в 2019 году и где она играет немку Эльзу, по мнению критиков, её лучшая роль в кино. До чего же она хороша и правдива в этой роли. Внутреннее благородство, аристократизм, чистота и одухотворённость — всё это вместе и есть портрет Ирины Печерниковой в любое время её жизни.
Об Ирине Печерниковой больше хочется говорить стихами. Язык прозы по отношению к ней жалок и несовершенен. Как ничто лучше подходит к ней стихотворение Леонида Дербенёва, которое после стало песней в исполнении В. Ободзинского:
«Твои глаза как два тумана,
Как два прыжка из темноты.
Каким путём, каким обманом
В двадцатый век прокралась ты?
…И никуда теперь не деться —
Бежать что толку от судьбы?
Двадцатый век не знает средства
От колдовства и ворожбы.
И город вдруг исчез бетонный
Бреду, как в сказочных лесах,
И вновь тону в твоих бездонных,
В твоих загадочных глазах!».