Удивительно, но настоящий патриот советской страны, фронтовик, талантливый поэт и писатель Булат Окуджава всю свою жизнь был в немилости у чиновников культуры.
В своих произведениях, неважно, что это было – стихи, песни, проза или киносценарии, он никогда не касался вопросов политики. В его произведениях много лирики и юмора, но никогда не было злой сатиры. Так почему же его так не любили чиновники всех мастей и в том числе руководители кино?
Булат Окуджава.
Точнее всех на эту тему высказался его друг Евгений Евтушенко. На поминках Окуджавы он сказал, что Булат Шалвович мог лишь одним своим пронзительным взглядом поставить на место любого хама, в том числе и самого высокого чиновника. У Окуджавы отсутствовало чувство иерархического преклонения перед кем либо. А такое в СССР не прощалось.
За свою жизнь Булат Окуджава написал всего четыре киносценария. И все сценарии начальством были отклонены. Лишь благодаря упорству двух кинорежиссёров на свет появились два фильма по его сценариям: «Верность» Петра Тодоровского и «Женя, Женечка и «катюша» от Владимира Мотыля. Оба фильма о войне. А точнее о людях войны, об их переживаниях, чувствах и слабостях.
Наверное, по мнению советских цензоров тех лет, среди которых, кстати, было немало фронтовиков, у солдат-победителей не могло быть слабостей. По-другому сложно понять, почему такие пронзительные военные истории они старались прятать от советских зрителей.
Фильм «Женя, Женечка и «катюша» — необыкновенно лирическая кинодрама. История про обычного советского парня, абсолютного пацифиста по своей натуре, но который был вынужден пойти на войну. И даже такое страшное событие, как кровавая и жестокая война, не смогла изменить его сущность.
Главную роль гениально исполнил Олег Даль. Почему-то сегодня многие пишут, что лучшие его роли были в картинах «Плохой хороший человек», «Отпуск в сентябре» и «Незваный друг». Дескать, в этих картинах он даже не играл, а жил. А я вот считаю, что жил он как раз в роли Жени Колышкина в фильме Мотыля и Окуджавы.
Владимир Яковлевич Мотыль позже в своей книги вспоминал, что когда он напросился на приём к директору «Ленфильма» Илье Николаевичу Киселёву с этим отказным сценарием, он огорошил директора ещё и своим требованием, что в главной роли он будет снимать только Олега Даля, которого чиновники тоже не жаловали.
Их беседа длилась почти час. И Мотыль убедил Киселёва. Тот дал разрешение на фильм, но предупредил, что принимать работу будет лично. И если что-то будет не так, то это будет последний фильм Мотыля на ленинградской киностудии, а возможно и вообще в советском кино.
Теперь то мы знаем, что в тот раз всё обошлось. И у Мотыля впереди были такие киношедевры, как « Звезда пленительного счастья» и «Белое солнце пустыни». Но это случилось уже позже. А тогда, в возрасте 39 лет, когда он взялся за отклонённый сценарий Окуджавы, он поставил на кон всю свою будущую карьеру.
В этом фильме вторую главную роль сыграла актриса Галина Фигловская.
Её судьба была удивительной и совсем не типичной для советских актрис. Всю свою жизнь она занималась химией и проработала в конструкторском бюро «ХимМаша».
Галина Фигловская.
Актёрство для неё было лишь любимым хобби. Правда, настолько любимым, что, имея красный диплом МХТИ им. Д. И. Менделеева, она пошла учиться на вечернее актёрское отделение Щукинского училища.
После успехов в кино актрису пригласили в труппу легендарного БДТ Товстоногова. В то время 27-летняя Галина уже была руководителем научного направления и готовилась защищать диссертацию.
Но она всё же решилась на крутой поворот в своей судьбе и ушла служить в театр.
Через несколько лет Галина разочаровалась в актёрской профессии и уже окончательно вернулась в своё конструкторское бюро. Она была успешным научным сотрудником и проработала там до пенсии. В 2000 году после тяжёлой болезни Галины Викторовны Фигловской не стало. Ей было 62 года.
Фильм Владимира Мотыля стал своеобразным кинопамятником этой удивительной женщине.