Алла Ларионова была не только обладательницей выдающегося таланта, но и привлекательной внешности. О красоте Аллы ходили легенды, у нее всегда было много поклонников. В числе этих ухажёров находился и Николай Рыбников, хотя сначала у него было мало шансов завоевать её внимание.
Рядом с главным входом на Троекуровском кладбище нашли свой вечный покой известные актеры — супруги Алла Ларионова и Николай Рыбников. Их отношения, которые продолжались на протяжении тридцати трех лет, стали легендарными и послужили основой для создания фильма режиссера Петра Тодоровского под названием «Какая чудная игра». Эта история рассказывает о терпении, вере и … ненависти.
Начало
Лето 1948 года. В небольшом и душной обстановке ВГИКа Сергей Герасимов и Тамара Макарова отбирают новый набор будущих советских кинозвезд. «Хозяйка медной горы» внимательно рассматривает одну из девушек, отличающуюся своей смешной внешностью, с пухлыми щеками и буйными волосами. От волнения лицо Макаровой покрыл нежный девичий румянец, кудрявые волосы непослушные волосы рассыпались по плечам.
- Сергей Аполлинариевич, — шепчет Макарова своему мужу, наклоняясь, — посмотри, какая милая девушка. Может, мы ее выберем?
- Посмотри внимательнее, у нее такой большой нос… А губы… Она не красива и не фотогенична, — мастер имел свое собственное представление о красоте.
В его памяти всё ещё была свежая рана от последней неудавшейся любви. Герасимов влюбился в свою студентку — высокую, стройную, с длинными волосами до пояса. Он даже хотел жениться, и его жена уже согласилась на это. Но мать девушки возразила: «Посмотри, какая она молодая, а ты уже стар и лыс». В итоге приговор был неоспорим.
- Ты просто дай ей шанс, обрати на нее внимание!
Тамара Макарова обычно умела уговорить своего мужа, он доверял ее суждениям. Но на этот раз он нарушил свои правила.
В коридоре стояла и плакала девочка с голубыми глазами.
- Сергей Аполлинариевич, — дверь в аудиторию резко распахнулась, и появилась статная фигура парня из Борисоглебска.
- Вас зачислили на курс, — мастер сразу его перебил. — Что-то еще?
- У меня к вам мужское дело. Пожалуйста, дайте Аллочке Ларионовой место, а я приду в следующий раз.
- Почему вы так беспокоитесь? — в голосе мастера послышалась улыбка.
- Я люблю ее. Но что вы можете понимать в любви? — парень махнул рукой и вышёл к дверям.
Этого парня звали Коля Рыбников. В итоге взяли обоих…
Из-за того, что Ларионова была увлечена другим мужчиной, Рыбников, который старался завоевать ее, даже пытался покончить с собой. Его спас мастер Герасимов, который провел с ним серьезный разговор. Этот разговор изменил Колю Рыбникова, и он осознал, что нужно уметь завоевывать женщин. Мастер Герасимов советовал ему не сдаваться и продолжать завоевание любимой женщины.
После разрыва с Кларой Румяновой, Рыбников перешел в наступление, чтобы завоевать сердце Ларионовой. Кроме того, режиссер Юрий Чулюкин решил включить эпизод с ними в фильме «Девчата», вспоминая реальную историю, когда Рыбников подарил золотые часы Румяновой, но они через час были выброшены им в окно после ссоры.
Однажды однокурсник, сосед по комнате в общежитии, начал свой издевательский рассказ Рыбникову о своих свиданиях и отношениях с той самой девушкой с голубыми глазами.
- — Ну что ты мучаешься — хочешь, я тебе ее отдам, — однокурсник явно издевался над самым чистым и светлым чувством. — Забирай…
Однако он не успел закончить фразу. Сильный удар Рыбникова сбил его с ног. Драка была жесткой, разнимала половина общежития. Рыбников тогда сломал палец, который никогда больше не срастется правильно.
В течение нескольких лет, даже если Ларионова была за границей или где-то вдали, в Сибири, она всегда получала телеграммы от Рыбникова: «Люблю. Пью твое здоровье. Твой Коля»». Она улыбалась и задумалась, что рыцарство Николая уже не вызывает у нее смеха. Более того, она чувствовала, что ей это необходимо. Были романы и отношения с мужчинами и дальше, она всегда предпочитала, чтобы ухажер был старше на 10-15 лет.
Долгожданное счастье Николая
Благородное поведение Рыбникова она оценила только в конце 1956 года, когда случайно обнаружила в паспорте Ивана Переверзева, отца своего будущего ребенка, свежий штамп о его браке с бывшей женой, актрисой Надеждой Чередниченко. Несколько дней спустя она узнала, что актриса Театра сатиры Кира Канаева оказалась именно в такой же ситуации. Переверзев ввел в заблуждение женщин и морочил им голову. Его цель была забрать свою жену от Петра Тодоровского, тогда еще начинающего кинооператора. И, в конце концов, он добился своего.
- Давай остаемся друзьями, — сказал Переверзев Ларионовой на прощание.
Алла Ларионова собрала свои вещи, переехала в другой номер и позвонила жене своего брата Валентине. Та, в свою очередь, сообщила Николаю Рыбникову о произошедшем несчастье.
«Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск — делать предложение», — вспоминала продюсер Светлана Павлова.
Грустные размышления Аллы прервал стук в дверь гостиничного номера. На пороге стоял Николай Рыбников. Он приехал к ней, чтобы вместе встретить Новый год.
— Алла, выходи за меня замуж! — первое, что услышала Ларионова от воздыхателя.
Она долго отказывалась, он пытался понять причину.
— Зачем я тебе нужна такая… Беременная от другого, — ей казалось, что сейчас остановится сердце.
— Этот ребенок будет мой! — сказал как отрезал.
Свадьбу нужно было сыграть срочно, так как ребенок актрисы должен был родиться в законном браке. На тот момент было 2 января 1957 года, загсы все закрыты, но настойчивый артист нашел администратора, который организовал скромную церемонию для советских звезд.
«У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей», — подчеркивала Павлова.
Таким образом, Рыбников спасает Аллу Ларионову, которая была в неловком положении, ожидая ребенка от Ивана Переверзева, предложив ей брак. Несмотря на то, что за шесть лет до этого поста актриса почти игнорировала Николая Николаевича, она согласилась на предложение сразу. Роль хозяйки дома была для нее в новинку, хозяйством почти не занималась. Готовку и стирку взял на себя Николай, он умел приготовить от души так, что можно было смело брать его на место шеф-повара в ресторан,а остальные заботы по уборке ложились на плечи тещи Валентины Алексеевны.. Алла готовила для своих многочисленных гостей, которых так не любил, но принимал Николай. Он больше предпочитал одиночество, шумные компании быстро ему надоедали, но терпел из-за Аллы. Двери их квартиры всегда были открыты для многочисленных друзей.
«В Аллу многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы. Как говорила Мордюкова — для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси», — откровенничала Светлана Павлова.
Со временем, состарившиеся друзья будут восхищаться силой любви Николая к своей “девочке с голубыми глазами”. Все знали, что для Рыбникова была только одна женщина — его Лапуся. Все уважали его защиту ее чести. Драки и конфликты остались в молодости. Теперь Рыбников проявил свою лояльность с другой стороны: любой, кто высказывал негативное мнение о его жене, больше не имел доступа в их дом.
Как было известно, вокруг Аллы Ларионовой ходило множество сплетен и слухов. Говорили, что она устраивает роскошные ванны с шампанским, имеет много любовников, включая высокопоставленных мужчин, таких как министр культуры Александров, и старшего по возрасту Вертинского, с которым она познакомилась на съемках фильма «Анна на шее». Возможно, Рыбников больше всего ненавидел пожилого шансонье Вертинского.
Когда родилась их старшая дочь, в их квартиру пришла корзина с белой сиренью, а в ней записка от Вертинского:
«Милая Аллочка! Я так счастлив, что у вас родилась дочка. Обязательно окрестите ее. Я буду счастлив стать ее крестным отцом».
Рыбников, прочитав это, рассердился. Но Ларионова попыталась его успокоить, спросив, почему он ревнует к пожилому мужчине. Он пробурчал себе под нос: «Я ему покрещу, я ему покрещу», и больше не обсуждал этот вопрос.
В последние годы, по настоянию своей жены, Рыбников старался сидеть на диете, так как пошаливало сердце. Однако он часто посещал баню, где парились люди различных профессий, от грузчика до директора магазина.
После одного из таких походов в баню, Николай Николаевич решил прилечь и немного поспать. Ничто не предвещало беды. Однако их любимец, маленький черный пудель, по какой-то причине стал беспокойным, скулил и царапал двери комнаты, явно настойчиво привлекая внимание. Николай уже больше не проснулся…
«На Ваганьковском она место забраковала, потому что к нему нельзя было подъехать: гроб пришлось бы нести на руках. Сказала: «Я часто езжу на машине мимо Ваганьковского, не хочу, чтобы у меня каждый раз сердце рвалось. Лучше уж я буду приезжать на Троекуровское — посижу, поговорю с Колей. После его смерти часто говорила: «Уснуть и не проснуться — мне бы так! Такую смерть надо заслужить». Она умерла в апреле 2000 года во сне. Значит, заслужила» — рассказывала дочь Алена.
Ларионова пережила мужа на десять лет. Воспоминания о Рыбникове пронизывали каждый угол их прекрасной квартиры, и она решит расстаться с этим домом, разменяв его, ибо «каждый угол напоминает о Рыбникове». Она будет искать утешение в работе и в 1992 году вернется на сцену вместе с артистами Вахтанговского театра, где сыграет в спектакле «Деньги, коварство и любовь». После смерти мужа ей будет нелегко — похоронит мать, переживет сложную операцию. Однажды, возвращаясь с гастролями на самолете, она почувствует себя плохо и упадает в обморок. Ее положат в проходе, где больше места. Актриса Валентина Титова предложит:
- — Алла, давай я сниму парик, легче будет дышать.
- — Никогда! Умирать, так в парике!
В последние годы жизни Ларионова покрестится в Иерусалиме.
- Прийти к Богу не поздно никогда. Это сложное восхождение, особенно для нас, лицедеев, — сказала она.
Но на руке Аллы Дмитриевны надежно будет зафиксирована красная шерстяная нитка, используемая для защиты от сглаза. В конечном счете, основной ее заботой были финансовые проблемы, а точнее, отсутствие денег. Ей были нужны деньги на создание памятника Рыбникову, и помощь пришла со стороны совершенно чужих людей.
Алла Дмитриевна ушла из жизни во сне 25 апреля 2000 года, в период Страстной недели. Ее уход был таким же спокойным, как и смерть ее мужа.
Актрису похоронили на Троекуровском кладбище, рядом с мужем.