Я анализирую свою жизнь и понимаю, какая я счастливая… Актриса Тамара Алёшина похоронена на Волковском православном кладбище

В фильмографии Тамары Алёшиной нет и трёх десятков кинокартин, хотя формально она снималась почти полвека — её кинодебют состоялся ещё в 1940 году в драме Михаила Гавронского «Приятели», а последним фильмом, в котором она сыграла, стал «Перегон» режиссёра Олега Рябоконя, вышедший на экраны в 1984 году. Но большая часть фильмов, в которых снималась Алёшина, — это по сути, перенесённые на плёнку спектакли.

Снимались они обычно Ленинградским телевидением и показывались по телевидению же. И видело их, в отличие от художественных кинофильмов, значительно меньшее число зрителей, хотя порой и в этих фильмах-спектаклях играли замечательные актёры, многие из которых, уйдя потом в «большое кино», стали популярны и знамениты. Партнёрами Алёшиной в них были такие известные актёры как Константин Скоробогатов, Александр Борисов, Константин Адашевский («Горячее сердце», 1953 год), Ольга Лебзак и Руфина Нифонтова («Одна ночь», 1956 год), Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, Ефим Копелян («Третья, патетическая», 1960 год), Николай Симонов, Татьяна Доронина, Владислав Стржельчик («Очарованный странник», 1963 год) — список можно продолжать долго. И Тамара Алёшина на фоне всех этих замечательных артистов не была в тени, роли её, пусть и не главные, те, кто видел эти телеспектакли, запоминал. Но видели их, повторю, к сожалению, не очень много зрителей. Поэтому и запомнилась Алёшина большинству лишь ролью в первой послевоенной комедии «Небесный тихоход», где она замечательно сыграла жену капитана Кайсарова — старшего лейтенанта Светлову.

Кадр из фильма "Небесный тихоход" (1945 г.). Старший лейтенант Светлова - Тамара Алёшина

Кадр из фильма «Небесный тихоход» (1945 г.). Старший лейтенант Светлова — Тамара Алёшина

До «Небесного тихохода» Алёшина окончила Ленинградский театральный институт, была приглашена Леонидом Вивьеном в Ленинградский государственный театр драмы (нынешняя Александринка). В знаменитом театре она дебютировала в том же 1940 году в роли Софьи в спектакле «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова.

Вивьен в интервью Комсомольской правде сказал:

Роль Софьи исполняли выдающиеся артистки русского театра – Семёнова, Савина, Мичурина-Самойлова. Тамара Алёшина блестяще справилась со своей ролью. Она – лучшая из всех Софий, которых мне приходилось видеть на московских и ленинградских сценах.

Кстати, в этом же спектакле, только шестью годами позже и в другой роли — Лизы, её впервые увидел режиссёр Александр Белинский:

Не мог я представить, что с сорок шестого года после очередной и тоже неудачной постановки «Горя от ума» (не везет Александринскому театру с этой замечательной пьесой уже которое столетие!) начнётся моя долгая прекрасная дружба, именно дружба, с красавицей Тамарой Алёшиной.

Во время войны Пушкинский театр был эвакуирован в Новосибирск и выступал здесь на сцене театра «Красный факел». Уже когда Пушкинский был в Сибири, в его труппе появился актёр Юрий Толубеев — в своё время любимый ученик Леонида Вивьена. Как писал всё тот же Белинский:



Первым значительным событием в жизни эвакуированного коллектива было вступление в труппу Юрия Владимировича Толубеева, ставшего на долгие годы первым артистом театра.

Толубеев играл почти исключительно положительные роли: парторга Колесникова в «Нашествии» Леонида Леонова, Мирона Горлова во «Фронте» Александра Корнейчука, капитана Сафонова в «Русских людях» Константина Симонова. В последнем спектакле была занята и Тамара Алёшина — у неё была роль разведчицы Валечки. Увидев свою партнёршу, Толубеев в неё сразу влюбился и, хотя и был женат на дочери главного режиссёра театра Леонида Вивьена Марине, сдерживать свои чувства не смог. Толубеев ради Алёшиной ушёл от Марины. Впрочем, возможно это она ушла от Юрия Владимировича, не простив тому, что актриса Алёшина ждёт от него ребёнка. Как бы то ни было, Тамара Алёшина вышла замуж за Юрия Толубеева, и в марте 1945 года у них родился сын Андрей — также будущий знаменитый актёр.

Юрий Толубеев. Фото film.ru

Юрий Толубеев. Фото film.ru

Забегая чуть вперёд отмечу, что и брак Толубеева с Алёшиной также не выдержал испытания временем — через несколько лет после рождения сына Толубеев ушёл из семьи. При этом они продолжали играть в одном театре и, порой, вместе в спектаклях. А потом он женился на молодой журналистке Галине Григорьевой. Его сын Андрей остался с матерью, которая разрыв с мужем переживала очень тяжело. И, очевидно, это стало одной из главных причин её ухода из кино — после 1965 года она не снималась шестнадцать лет. Снова зрители смогли увидеть её на большом экране лишь в начале восьмидесятых, незадолго до её смерти.

Андрей Толубеев. Фото 24smi.org

Андрей Толубеев. Фото 24smi.org

Звезда актрисы Алёшиной в «Небесном тихоходе» поднялась в зенит, предложения от режиссёров после выхода кинокомедии на большой экран шли сплошным потоком, но годовалый ребёнок требовал постоянного ухода. К тому же рос Андрей довольно болезненным мальчиком, что, собственно, для родившихся в самом конце войны было не редкостью. Намучавшись ещё во время съёмок «Небесного тихохода», когда грудной младенец лежал в коляске прямо у взлётного поля в Левашово под Ленинградом, где эти съёмки и проходили, Тамара решила повременить с продолжением карьеры киноактрисы — она просто не могла себе позволить уезжать надолго из дома на съёмки. И лишь когда мальчик подрос — ему исполнилось восемь лет, и он уже учился в школе — Алёшина согласилась сняться в небольшой роли в детском фильме режиссёра Анатолия Граника «Алёша Птицын вырабатывает характер». Она сыграла маму главного героя.

Кадр из фильма "Алёша Птицын вырабатывает характер" (1953 г.). Бабушка - Ольга Пыжова, мама - Тамара Алёшина, папа - Юрий Бубликов

Кадр из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953 г.). Бабушка — Ольга Пыжова, мама — Тамара Алёшина, папа — Юрий Бубликов

И в течение следующих десяти лет снялась в полутора десятках фильмов. Многие из них, правда, как я уже говорил, были экранизациями спектаклей. Впрочем, было и несколько ролей в художественных полнометражных фильмах, например Елизавета Петровна в биографическом фильме «Михайло Ломоносов» Александра Иванова, революционерка Вера в исторической драме «Ласточка».

Кадр из фильма "Михайло Ломоносов" (1955 г.). Елизавета - Тамара Алёшина

Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1955 г.). Елизавета — Тамара Алёшина

Впрочем, наверное не стоит всё же принижать и телеспектакли, в которых сыграла Тамара Алёшина. Многие из них мало чем уступали художественным фильмам, а актёры в них были задействованы, как я уже упоминал, весьма звёздные.

Кадр из фильма "Очарованный странник" (1963 г.). Евгения Семёновна - Тамара Алёшина

Кадр из фильма «Очарованный странник» (1963 г.). Евгения Семёновна — Тамара Алёшина

Кадр из фильма "Дети Ванюшина" (1964 г.). Людмила - Тамара Алёшина

Кадр из фильма «Дети Ванюшина» (1964 г.). Людмила — Тамара Алёшина

Но расставание с Юрием Толубеевым подкосило её. Несколько месяцев актриса практически не выходила из дома, потом с трудом заставила себя вернуться к работе в театре. К слову, в Пушкинском у неё по-прежнему было довольно много ролей. Она играла миссис Колберт в спектакле «Душной ночью» по пьесе Джона Болла, Веру Николаевну в спектакле «Дело, которому ты служишь» по Юрию Герману, Софью Ивановну в «Похождениях Чичикова» и множество других ролей. А в 1984 году на экраны вышел последний её фильм — «Перегон» по повести Виктора Конецкого «Завтрашние заботы». Алёшина играла мать главного героя.

Кадр из фильма "Перегон" (1984 г.). Мать Вольнова - Тамара Алёшина

Кадр из фильма «Перегон» (1984 г.). Мать Вольнова — Тамара Алёшина

Тамара Ивановна, хоть и была красивой и известной актрисой, больше замуж никогда не вышла. Её близкая подруга, народная артистка России Галина Карелина вспоминала о ней:

Все героини Тамары Ивановны были воплощением свободы, воли, необузданной любви. И в то же время в ней была необыкновенная ирония, какая-то тайна. Если одаренная актриса, да еще умна, да еще красива — вот весь нужный комплект, в результате получается женское очарование. Тамара Ивановна Алешина — это было женское очарование.

Тамара Ивановна Алёшина умерла 21 сентября 1999 года. Галина Карелина вспоминала:

Я помню, как мы провожали ее в последний путь: сидели в машине, там был ее сын Андрей Толубеев. Когда проезжали мимо БДТ, Андрей Юрьевич вдруг вышел из машины и положил две красные, даже не красные, а почти черные розы у входа в БДТ, а потом мы подъехали к нашему театру, к Александринке, он опять вышел и положил к служебному входу две розы.

Это был какой-то знак. Очень эмоционально, по-алёшински. Тогда подумалось, что это так естественно для Тамары Ивановны. Потом мне сказали, что это была ее просьба…

Актриса похоронена на Волковском православном кладбище

Могила Тамары Алёшиной на Волковском православном кладбище

Могила Тамары Алёшиной на Волковском православном кладбище

В ней всегда был свет, ясность. В то же время была твердость. Безусловно, если ей что-то не нравилось, она могла отрицать, могла что-то не любить, быть категоричной. О ней можно очень много говорить. Это была личность. Личность, достойная уважения…