Вспоминая об актере и режиссере Виталии Мефодьевиче Соломине, все говорят только хорошее. Человек с большим сердцем и невероятно доброй душой остался в памяти близких мягким, талантливым и одновременно «каменным”. Что вдохновляло Виталия Мефодьевича, что придавало ему сил и с чем он никак не мог смириться?
12 декабря актеру бы исполнилось 82 года, он прожил мало – всего 61 год и ушел навстречу смерти прямо со сцены. После первого акта спектакля «Свадьба Кречинского» он упал в обморок, на сцену больше не вернулся и спустя месяц в больнице его сердце остановилось.
Соломина до сих пор считают непревзойденным. Во время панихиды по актеру, которая состоялась в Малом театре, о нем сказал коллега по цеху Валерий Баринов такие слова:
“Наше королевство потеряло принца…Когда умирает король – “Король умер, да здравствует король!”. Но когда умирает принц – его никем не заменить”.
А ведь и правда, как можно заменить его? Доктор Ватсон в исполнении Соломина по праву считается лучшим в мире до сих пор. Он смог наделить его невероятным благородством и бесстрашием. Актер в одном из интервью рассказал, что не играет роли, он играет темы. У каждого героя есть своя тема и образ, в который нужно проникнуть и раскрыть.
Принципиальность и строптивость
Вот и у Соломина был свой истинный образ – образ чересчур принципиального, гордого и в чем-то даже строптивого человека. Да, этот образ противоречил общепринятому восприятию актера – у него ведь очень добрые глаза, глаза полные нежности и какой-то чарующей привлекательности – ну не может быть такой человек строптивым и горделивым. Оказывается, что может.
Не зря же супруга Мария называла его «Горыныч» – потому что то ли из-за своей принципиальности, то ли из-за гордости, он мог не здороваться с коллегами в театре – вообще.
“Я ему часто задавала вопрос: Виташ, мне все коллеги говорят, что ты не здороваешься, ну как так?”
Но Виталий Мефодьевич объяснял, что не может общаться и даже здороваться с теми, кто его когда-то предал – даже по мелочи. Непорядочность он просто терпеть не мог.
«Я хватаюсь за каждое слово обо мне: бывает, начинаю очень переживать или даже острить из-за оскорблений и закрываюсь”.
После таких уколов со стороны людей, он мог долгие годы внутри себя переваривать сказанное, пока не наступало смирение.
Он не мог простить человеку невыполненного обещания или опоздания – да, вот таким он был принципиальным. При этом легко общался с людьми простыми, открытыми, не державшими фигу в кармане:
Папа с большим удовольствием общался с нашим соседом Колей. Сосед пил, причем крепко пил – был простым работягой. Папа с ним часто вел душевные беседы… Но если кто-то из окружения вел себя непорядочно, папа переставал здороваться, и неважно, какой социальный статус был у этого человека.
Такие вещи становились для него настоящим предательством и общаться после этого он не хотел. Но и к себе он относился с такой же серьезностью и требовательностью. Как-то на съемках «Сибириады”, Андрей Кончаловский назвал Соломина «каменный цветок”. И многие близкие согласятся, что это очень тонкая и точная характеристика актера, хотя те, кто не был знаком с ним близко, считали его мягким человеком.
«Я свободный человек, хотел бы этого или нет. Если я делал попытку ссучиться — я заболевал. Сильная головная боль правого полушария. Если я не решаю делать то, что нужно, я перестаю спать. А когда засыпаю от корвалола и снотворных, то просыпаюсь рано и с той же мыслью, которая мучила меня ночью…» – говорил актер
Семейный человек
Между тем, с родными Виталий Мефодьевич был совсем другим: он окружал их заботой и вниманием, придумывал совместные развлечения, и с ним всегда было интересно. Соломин, несмотря на свою занятость, находил время на посещение школы, в которую его вызывали нередко из-за лени и плохого поведения дочери. Там он краснел, а недовольство свое потом выражал молчанием.
Детство своим детям актер дарил незабываемое. Он находил время на зимние гулянья, на утренние свидания с дочерьми, когда рассказывал истории из жизни и отвозил Лизу в школу, часто, задумавшись о работе, проезжал мимо. А она молчала – тихонько радовалась, что уже начался первый урок, и что она может провести еще немного времени с отцом.
«Зимой мы часто ходили на горку кататься. У папы был любимый трюк. Он ложился на живот, а мы все сверху, как будто на санки. И вот так все вместе неслись вниз».
Елизавета рассказывала, что однажды на уроке литературы ее попросили пригласить папу на урок по Грибоедову – тогда изучали “Горе от ума”. Она без особой надежды сказала ему об этом, добавив:
“Тебе наверное нечего рассказать об этом?”. Лиза знала, это зацепит отца и он захочет прийти.
“Как это мне нечего рассказать???” — возмутился, ведь в одноименном спектакле он как раз и играл роль Чацкого. Соломин, конечно, согласился.
На уроке он произвел такой фурор, что даже после звонка никто не пошевелился, продолжив наблюдать за талантливейшим актером.
В свободное время Соломин мог часами гулять со своими дочерьми. Брал собаку, детей и уходил. Общался с ними обо всем – о любви, о Боге, о жизни. Никаких нравоучений – просто теплое, нежное общение любящего отца со своими детьми.
Супруга Мария рассказывала, что Виталий Мефодьевич никогда не строил границ с детьми, был максимально для них открыт, и удивительно, но ему удалось донести до них, что такое хорошо, а что плохо, не читая нравоучений и нотаций.
“Он был потрясающий папа. У него не было дистанции с девочками, он никогда не читал им моралей. Он был такой чуткий и нежный по отношению к ним. Когда Лиза ходила по клубам, я ложилась спать спокойно, а Виталий уснуть не мог совсем. При такой жесткости с другими людьми, он не мог отругать собственных дочерей за проступки – скажет им пару ласковым слов и все. Удивительно”, — делится Мария.
В отношениях со второй супругой у них все было прекрасно. Но до поры до времени. Соломин, находясь в браке, имел 2 продолжительных романа с актрисами Малого театра. Сколько боли и страданий пережила его супруга – представить просто невозможно. Узнавать от театральных «доброжелателей», что твой муж строит отношения на стороне – тяжело, как тяжело в глубине души простить измену тому, кого любишь. Соломина супруга в итоге простила.
«В первом случае он был словно в шорах, ему было все равно — узнаю я или нет. Я видела, что человек забыл обо всем на свете, потерял чувство реальности. Во второй раз у него не было уже такой страсти, и он не хотел, чтобы я что-то узнала. Он подходил ко всему более рационально.
В моменты откровенности он признавался, что очень благодарен мне за то, что я его оставила у себя, не дала уйти, а в дневники потом писал: «У меня очень мудрая жена»» – вспоминала Мария.
Вот таким противоречивым был Виталий Соломин. Казалось бы, он проявлял принципиальность в отношениях с людьми, а вот в делах любовных позволял себе вольности…
В любом случае, актер он потрясающий.