Москва. 1970 год. Кинорежиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков приступили к съемкам фильма-саги “Тени исчезают в полдень” по одноименному роману Анатолия Иванова. В актерский состав вошел и студент ВГИКа Вадим Спиридонов.
Но сыграть Фрола ему помешал мастер курса Сергей Герасимов. Он сказал, что не отпустит его, так как у него готов сценарий, и он увезет весь курс на Байкал на съемки фильма “У озера”. Дебют в кино у Герасимова оказался для Вадима Спиридонова удачным.
Пробы на роль Фрола
Но вот парадокс: визитной карточкой артиста все-таки стала роль среднего брата Федора в киносаге Краснопольского и Ускова “Вечный зов”. Блестяще сыгранная роль Федора во многом определила амплуа Спиридонова.
Долгое время режиссеры видели в нем исключительно деревенского мужика. Вадиму Спиридонову было тесно в этих образах мужиков и кулаков. Он очень тяжело переживал свою нереализованность.
Похожие муки испытывал и другой талантливый советский артист — Юрий Васильев. Фильм “Журналист” принес его создателям известность и славу. Исполнителю главной роли Васильеву прочили фантастическую карьеру. Молод, талантлив, красив.
Юрий Васильев
Однако вторая заметная роль пришла к нему только спустя 20 с лишним лет. Когда режиссер Владимир Меньшов взялся за съемки абсолютно бесперспективного, по мнению его друзей и коллег, фильма “Москва слезам не верит”.
В 1979 году на киностудии “Мосфильм” обсуждали кинорежиссера Меньшова. Он, как многим тогда казалось, вопреки здравому смыслу, взялся за постановку бесперспективного сценария Валентина Черных “Дважды солгавшая”, от которого уже успели отказаться несколько коллег.
Друзья и коллеги отговаривали Владимира Валентиновича от неразумного поступка. А многие актеры и актрисы после прочтения сценария даже отказывались приходить на пробы. К примеру, не захотели играть в картине Анастасия Вертинская, Маргарита Терехова, Ирина Купченко.
Да и Вера Алентова согласилась сниматься исключительно из желания помочь мужу. Долго пришлось искать и исполнителя роли первого возлюбленного главной героини — телеоператора Родиона.
Режиссер видел в этом образе Владимира Ивашова. Он отказался, мотивируя это тем, что не хочет играть негодяя. Следом за Ивашовым играть Родиона не захотели Евгений Жариков, Олег Видов и Лев Прыгунов. Юрий Васильев был пятым кандидатом на роль красавца-телеоператора.
Он легко согласился на эту многогранную роль, которая совершенно не была похожа на него самого.
Юрий Васильев родился в Москве в семье, весьма далекой от театра и кино. Но еще в детстве осознал, что хочет быть актером. Решающим моментом стало то, что в дачном детстве он много общался с соседом по даче, замечательным актером Вахтанговского театра Николаем Плотниковым. Он близко дружил с родителями Юрия.
Для того чтобы стать актером, у Васильева было все: и талант, и красота. Да и удача оказалась на стороне юноши. Сразу после школы он был принят в ГИТИС. А после — в труппу Малого театра. Сначала Юрий получал небольшие роли: матроса, прохожего, восьмого гостя на балу. Но быстро дорос до главных. В его репертуаре появились и Молчалин, и князь Звездич.
Внимание на Васильева обратили и кинорежиссеры. Первым талант Юрия, тогда еще студента последнего курса, заметил постановщик “Мосфильма” Манос Захариас. Он грек по происхождению, волей судеб оказавшийся в СССР, в 1960 году взялся за экранизацию повести о ловцах губок.
Для съемок европейской истории ему требовался актер с несоветской внешностью. Выбор пал на Васильева. Исполнительницу главной женской роли, актрису Нелли Корниенко, Захариас нашел в Малом театре.
Утверждая Нелли на роль Ленье, режиссер даже не догадывался, что в жизни Васильев и Корниенко — муж и жена. Захариас пригласил их независимо друг от друга.
Юрий Васильев и Нелли Корниенко в фильме «Ловцы губок» (1960)
Впервые Юрий и Нелли встретились еще в школьные годы на отдыхе на Черноморском побережье. По возвращении домой в Москву стали встречаться. А потом и свадьбу сыграли. Молодые, красивые, талантливые, оба мечтающие об актерской карьере.
Нелли постигала азы профессии в Щепкинском училище при Малом театре, Юрий — в ГИТИСе. А в кино дебютировали в одном фильме. После премьеры фильма “Ловцы губок” карьеры молодых супругов пошли разными дорогами. Нелли была занята в театре, а Юрий начал совмещать работу в театре и на экране.
Через шесть лет после дебюта в кино стал знаменитым. Популярность обрушилась после выхода в прокат картины Герасимова “Журналист”. Сюжет фильма “Журналист” состоял из двух частей. В первой — сотрудник газеты “Правда” Алябьев едет в провинцию, чтобы разобраться с жалобами читателей. Для них он — столичный герой, а все девушки вокруг смотрят на него с придыханием.
Когда он во второй серии оказывается в Париже, то снимается с Мирей Матье, Анни Жирардо.
Одной из главных черт Васильева коллеги отмечали его исключительную порядочность.
В порядочности Васильева киногруппа убеждалась неоднократно. Но самый показательный случай произошел в городе Миасс. В одной из сцен Сергей Герасимов снимал местный хор. По окончании смены девушки пригласили в гости на пельмени актеров Сергея Никоненко и Юрия Васильева, а также оператора Алексея Чардынина.
-Мы пришли, девчонки в лучших отглаженных платьях. Все, конечно, больше всего смотрели на Юру. И уж когда его усадили, две самые лучшие девчонки сели справа и слева от него и стали за ним просто ухаживать. “Может быть, вам… Соль не нужна? Перец не нужен?” Все так тянутся. И все его трогают, грудью прикасаясь к Юре. Юра намек понял.
Сергей Никоненко.
Понял и попросил дать ему слово. Васильев поблагодарил всех за радушный прием, вкусную еду, внимание и заботу, а потом, сделав небольшую паузу, произнес: “Я очень люблю свою жену и очень по ней скучаю. Я каждый день звоню ей по телефону. Это Нелли Корниенко. Мы с ней работаем в одном театре. И я ей не изменяю”.
-После этих слов, по-моему, все шесть девчонок влюбились в Юру просто уже, ну просто! Такой красоты, да еще и преданный! Да еще такой порядочный! Ну не бывает таких! А оказывается, бывает. Вот Юра был именно таким.
Сергей Никоненко.
Фильм “Журналист” вышел в прокат в сентябре 1967 года. Первый показ проходил в Кремлевском дворце съездов.
По воспоминаниям Нелли Корниенко, она пришла туда вместе с подружками и, увидев невероятно убедительно сыгранные любовные сцены, сильно приревновала мужа к Галине Польских. Но когда вышла из зала, все негативные эмоции быстро улетучились. Влюбленный взгляд Юрия Васильева вернул в семью доверие и спокойствие.
Кадр из фильма «Журналист»
После успеха в кино театральная карьера Юрия сразу пошла в гору. Просто так на съемки его уже не могли отпускать. Приходилось отказываться. Со временем предложения стали поступать все реже. Слава утихла, а потом и вовсе показалось, что про артиста забыли.
Однако в 1979 году о нем вспомнил Владимир Меньшов. Позже в своих интервью Меньшов рассказывал: стоило Васильеву только войти в павильон, как он понял: Родион найден.
-Он там играет свою полную противоположность.
Сергей Никоненко.
Когда картина вышла в прокат и собрала полные залы зрителей, многие сомневавшиеся в ее успехе, изменили свое отношение. Да и в судьбе Васильева произошли приятные перемены.
Ему стали снова предлагать работу в кино. Главных ролей не играл, но все же снимался каждый год, вплоть до своей скоропостижной смерти в июне 1999-го.
-Я знаю, что он пришел домой, сел у телевизора, потом прилег и больше не проснулся. Уснул навсегда.
Сергей Никоненко.
Друзья говорили: “Умер легко и благородно, как жил”. Зрители горевали: жаль, что так рано, недоиграл, не реализовался. Но сам Юрий Васильев никогда на судьбу не жаловался. Благодарил за возможность жить в согласии с совестью, за счастье любить и быть любимым, за радость работать в одном из самых лучших театров страны и иногда благодаря кино, оказываться на вершине славы.
Юрий Васильев, Вадим Спиридонов
Ранний и неожиданный уход погрузил в траур поклонников и другого выдающегося актера — Вадима Спиридонова. Его сердце остановилось, когда артисту было всего 45 лет.
Они очень разные: и Васильев, и Спиридонов.
А между тем у них очень похожие биографии. Оба из Москвы. Только один сверхстоличный, а второй — почти как деревенский. Оба из среднего сословия. И у Юрия, и у Вадима отцы были инженерами. У одного мама бухгалтер, а у второго — библиотекарь.
И оба дебютировали в трилогии Сергея Герасимова. Картина “У озера” была заключительной частью трилогии Герасимова. Во ВГИК на курс Герасимова Спиридонов поступил довольно поздно — в 27 лет.
А вот актером решил стать еще в юности. А началось все со школы бокса, куда хулиган Спиридонов пришел по собственной воле. Вот только родителям такое увлечение сына не понравилось, и они отправили его в Дом культуры.
За ярким дебютом у Сергея Герасимова последовали и другие работы в кино. Четыре года Вадим играл малозаметные роли у разных режиссеров, пока в его актерской жизни не появился Федор из “Вечного зова”.
Идея постановки многосерийного фильма возникла у режиссерского дуэта после публикации романа в журнале “Москва”.
-Я первая прочитала в журнале “Вечный зов”. Не знаю почему, но мне так понравилось в то время. Я говорю: “Ты знаешь, такая потрясающая роль там! Если какой-нибудь, даже сказала, идиот захочет снимать этот фильм, Вадик, как бы здорово сыграть там Федора! До чего интересный характер! Мужик — прямо вертит, крутит его жизнь вообще по всем статьям!”
Валентина Спиридонова. Вдова.
Поговорили и забыли. Каково же было удивление супругов, когда через несколько месяцев в квартире раздался телефонный звонок. Ассистент режиссеров Ускова и Краснопольского Валентина Кузнецова приглашала Вадима Спиридонова попробоваться на роль старшего сына Антона в фильм “Вечный зов”.
-Ну, тут я на дыбы: “Вадик, какой еще Антон?! Сделай все возможное, невозможное уговори, упроси, но чтобы тебя попробовали на роль Федора”.
Валентина Владимировна тоже встала на сторону Вадима: “Нельзя такого актера терять, ну давайте попробуем его на Федора”. Первые дни режиссеры с опаской смотрели на такого Федора.
А потом прошло несколько съемочных дней, и они говорили: Господи, это такое счастье, что мы взяли Спиридонова на роль Федора”.
Валентина Спиридонова. Вдова.
Снимать картину режиссеры решили в Башкирии, недалеко от Уфы. Здесь было все, что требовалось для натурных съемок: леса, луга, горы, реки. А местные жители охотно помогали и делом — играли эпизодические роли, и советом.
Федор в «Вечном зове»
Они давали советы как рубить дрова и так далее. Советы они давали городским, а Вадима Спиридонова они принимали за своего и очень удивлялись, узнавая, что он профессиональный артист и москвич. Разговаривая с сельскими жителями, москвич Спиридонов постоянно наблюдал за их манерой ходить, говорить.
Он искал и по крупицам собирал характер своего героя, пытался понять его суть, оправдать его поступки. На съемочной площадке он не то что сценарием, он с романом не расставался. В течении нескольких лет Вадим Спиридонов жил и думал, как Федор.
10 лет не отходил от образа Федора
А когда подошло время снимать сцену расстрела, начал уговаривать постановщиков переписать сценарий. “Давайте не будем убивать, оставим Федора в живых”. Но согласиться режиссеры никак не могли. Это означало переписать сценарий нескольких серий.
Когда мы кончили снимать сцену, когда брат его убил, то он не мог встать, потому что он говорил: “Ну что я теперь буду делать без Федора? Я стал Федором на этой картине. Я знал, как он спит, как он ест, как он любит! Я стал Федором, а сейчас я никто!” — сказал Вадим. Он плакал.
Владимир Краснопольский.
Он плакал, потому что уходила часть его жизни. А лет-то ему было совсем немного. Тридцать с небольшим. А какой он образ создал.
Роль Акинфия Демидова сценарист Володарский писал специально для друга Спиридонова. Готовый сценарий с радостью взяли на Свердловской киностудии. Постановщиком назначили Ярополка Лапшина. Володарский позвонил Лапшину и сказал: -Демидова должен играть Спиридонов. Тот в ужасе: — Ни за то! Я его боюсь! Володарский ответил: -Тогда я забираю сценарий.
Получив роль, Спиридонов начал скрупулезно искать любую информацию о своем герое.
Приехав на площадку, Вадим Спиридонов сходу заявил, что роль Марьи должна играть Татьяна Ташкова. Режиссер встал на дыбы: “Да кто ты такой, чтобы диктовать условия?!”
-Спиридонов сказал: Я вообще откажусь, если не будет этой партнерши. Для меня это было совершенно неожиданно.
Татьяна Ташкова.
-Он очень любил как актрису, и я ее любила — Танечку Ташкову. Очень! Вообще чудный человек, красавица, умница.
Валентина Спиридонова. Вдова.
Режиссеру ничего не оставалось, кроме как согласиться на этот откровенный шантаж ведущего артиста.
-При всей его такой внешней неприступности, холодности, на самом деле он был очень чутким и трепетным человеком. И очень нежным человеком. Он очень любил свою жену, очень любил свою Валюшу. Он все время говорил о ней, все время ей звонил.
Валентина — это просто чудесная жена, которая действительно настоящая жена, которая пойдет за своим мужем и в огонь, и в воду.
Татьяна Ташкова.
Вскоре Вадим Спиридонов снял свою первую короткометражную картину. Он мечтал о полноформатной постановке, о главных ролях в новых фильмах. Но оторвавшийся тромб не дал воплотить задуманное. Актер умер мгновенно, в 45 лет.
Сколько сделано, сколько сыграно!
Вадим Спиридонов, как и Юрий Васильев, был популярным артистом, любимым и любящим человеком. Разве не в этом счастье? Простое человеческое счастье, которое к тому же дополнено прекрасной актерской судьбой.
Ведь у каждого из этих рано ушедших, но незабытых артистов были фильмы, которые смотрят до сих пор.