Как Андрей Кончаловский «приспособил» Ирину Мирошниченко для большого кино

Ирина Мирошниченко пришла в кинематограф, когда режиссеры взяли на вооружение ее мхатовскую закалку и оригинальную внешность. Началось все с эпизодов, которые стали для актрисы хорошим опытом.

Все ее первые роли в кино оказались очень разными. Разведчица Галина Ортынская в фильме «Их знали только в лицо», чекистка в картине «Миссия в Кабуле», Елена Андреевна Серебрякова в киноленте Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» и солдатская вдова Вера в картине Николая Губенко «Пришел солдат с фронта».

«Андрей Рублев»

Таким образом, первых героинь Ирины Мирошниченко объединяла непохожесть, но в каждой роли актриса узнаваема, ее неповторимый образ, внешность, свободная от ограничений и канонов. Ей одинаково хорошо удается играть и крестьянку, и светскую даму.

Впервые Ирина Петровна появилась на экране во время учебы в Школе-студии СХАТ. Она сыграла эпизодическую роль в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Эта роль не оставила заметного следа в карьере актрисы.

«Я шагаю по Москве»

Чуть позже случился эпизод в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Мирошниченко сыграла в сцене восхождения на Голгофу, где актеры молчат. Здесь актриса играет одно состояние – отчаяние и острое предчувствие глобальной катастрофы.

— У Ирины Мирошниченко, сколь четко вписанной в представления о современном стиле, оказывается совершенно библейский тип лица, — отмечали советские критики.

Спустя несколько лет актриса создаст цельную роль методом отстранения от собственной внешности в фильме «Пришел солдат с фронта».

«Пришел солдат с фронта»

Первая значительная роль Ирины Петровны в кино – Галина Ортынская, именно она принесла актрисе известность. Она смогла облагородить довольно тривиальный и не до конца проработанный образ.

Она сыграла благородную женщину, способную в нужные моменты становиться жестокой, и даже способную на большие жертвы, когда это нужно для цели. На экране зрители увидели бесстрашную советскую разведчицу.

Кинолента «Пришел солдат с войны» имела большой успех, и Ирине Мирошниченко потом не раз предлагали сыграть разведчиц, но она, не желая становиться заложницей образа, всякий раз отказывалась.

«Их знали только в лицо»

Андрея Кончаловского спрашивали, почему он сделал такой неожиданный выбор, пригласив на роль Елены Андреевны Серебряковой Ирину Мирошниченко. Он отвечал: «Потому что она не выглядит смешно за роялем».

Облик актрисы действительно не связан с традиционным образом Серебряковой, за что критиковали режиссера, многие не приняли такой трактовки образа. К тому же, актриса оказалось непривычно молодой для этой роли. Молодость и раскованность внесли нотку дерзости в образ Елены Андреевны.

«Дядя Ваня»

И, все-таки, актриса заставила зрителей и критиков поверить в этот образ, и вывести его в центр драмы. Критики позже говорили, что Андрей Кончаловский «приспособил» Ирину Мирошниченко к миру большого кино.