Советский кинематограф изобиловал сценами, где персонажи курили или распивали спиртные напитки. Зрители воспринимали это как естественную часть повествования, будь то серьезная драма или картина для семейного просмотра. Культовая «Ирония судьбы» строилась на сюжете, где главный герой в состоянии опьянения отправляется в другой город.
В ленте «Москва слезам не верит» откровения героень звучат под бокалы игристого. Даже в военных и спортивных фильмах находилось место для «наркомовских ста грамм». Однако за кадром артисты обычно употребляли совершенно безобидные жидкости, поскольку съемочный процесс требовал многократных дублей.
Алкоголь в кино СССР: между правдой и имитацией
Для создания правдоподобных застольных сцен кинематографисты разработали систему безопасных замен. Поскольку зритель не мог оценить вкусовые качества напитка, основное внимание уделялось визуальному соответствию. Образы персонажей, склонных к выпивке, часто наделялись такой харизмой и обаянием, что сцены с их участием не вызывали осуждения. Домашняя атмосфера и человеческая достоверность вызывали у аудитории скорее симпатию, чем критику пагубной привычки.
Любопытно, что герои-выпивохи пользовались значительной популярностью, а некоторые зрительницы переносили симпатию к экранным образам на реальных мужчин. Современные исследователи иногда усматривают в этом косвенную пропаганду алкоголя, приносившего значительный доход государственной казне. Демонстрация употребления спиртного на экране не встречала серьезных цензурных препятствий. Возрастные ограничения накладывались преимущественно на ленты с эротическими сценами, как в случае с фильмом «Маленькая Вера». Если подобных моментов не было, кинокартина считалась доступной для любой возрастной категории.
Хитрости с красным вином и шампанским
Имитация красного вина не представляла особых сложностей — его успешно заменяли морсом или ягодным компотом. Этот экономичный метод обеспечивал необходимую цветовую гамму и консистенцию. Александр Демьяненко, исполнявший роль Шурика в «Кавказской пленнице», вспоминал, что в ходе съемок употребляли именно ягодный морс. А в знаменитом пиршестве из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» в бокалах находился вишневый сок.
Примечателен случай, когда Леонид Гайдай для съемок той же картины выделил 200 рублей на приобретение настоящих деликатесов. Чтобы актеры случайно не съели реквизит, все продукты были обработаны керосином. Шампанское в кадре чаще всего заменяли обычным лимонадом, который давал необходимую пену и пузырьки. Однако для сцен с открыванием бутылки использовали настоящий напиток для достижения максимальной достоверности. Таким образом, зритель видел реальную бутылку, в то время как актеры употребляли безалкогольный аналог. Интересно, что во многом благодаря советскому кинематографу игристое вино стало неотъемлемым атрибутом новогоднего праздника.
Эльдар Рязанов во время работы над «Гусарской балладой» иногда разрешал актерам немного настоящего шампанского. Однако эта практика прекратилась после инцидента с пиротехником, который в состоянии опьянения запустил салют в направлении режиссера. Народный артист Юрий Яковлев делился забавным эпизодом из жизни: при открытии бутылки «Советского» шампанского в самолете напиток фонтаном хлынул на потолок. Артисту пришлось прижать бутылку к груди и стоять неподвижно, пока не прекратилось пенообразование.
Секреты съемок сцен с водкой
Водку в кадре обычно заменяла чистая вода. Иногда для правдоподобия добавляли лимонный сок или подкрашивали жидкость. Для создания эффекта «маслянистости» использовали небольшое количество сахара. Однако иногда происходили курьезные случаи. Например, при работе над драмой «Когда деревья были большими» Юрию Никулину пришлось выпить настоящую водку, что привело к необходимости переснимать несколько дублей из-за изменения его мимики.
Во время съемок знаменитой бани в «Иронии судьбы» в неотапливаемом павильоне «Мосфильма» актеры тайком заменили бутафорскую воду настоящей водкой, чтобы согреться. После нескольких дублей Эльдар Рязанов заметил характерные изменения в поведении артистов и остановил съемки. На следующий день режиссер лично проверял все бутылки. В картине «ДМБ» в ресторанной сцене Сергею Арцибашеву пришлось выпить более двух литров воды, поскольку алкоголь был заменен для сохранения его здоровья.
Пиво: самая сложная для имитации субстанция
Создание правдоподобной замены пиву представляло наибольшие трудности. В комедии «Кавказская пленница» актерам пришлось употреблять настоящий напиток, поскольку альтернативы не нашлось. Особенно сложно пришлось Георгию Вицину, придерживавшемуся трезвого образа жизни. Сделанный им глоток вызвал искреннюю гримасу отвращения, которую сохранили в финальном монтаже. Именно в этом эпизоде прозвучала знаменитая фраза о том, что хорошо жить – еще лучше.
В фильме «Любовь и голуби» также использовали настоящее пиво. Режиссер Владимир Меньшов заметил парня из массовки, органично вписавшегося в атмосферу, и предложил ему сыграть в кадре с кружкой пенного напитка. Этот импровизированный момент вошел в окончательную версию картины.
Обычно пиво заменяли квасом, но для создания плотной пены добавляли мыльный раствор или пену для бритья. Популярность пенного напитка в СССР еще более укрепилась после выхода комедии «Не может быть!», где прозвучала запомнившаяся песня о вреде воды, а не пива.