Как Георгий Бурков сорвал свою первую премьеру в театре, и за что его полюбил Рязанов

Во время гастролей по небольшим советским городам Драмтеатра имени Станиславского в 1964 году к главному режиссеру Борису Александровичу Львову-Анохину приехал по приглашению познакомиться 32-летний малоизвестный актер Георгий Бурков.

До этого Георгий Иванович несколько лет отслужил в городском театре в Кемерово. Там его заметили столичные критики и передали режиссеру, что есть в Сибири талантливый актер, которому место в Москве.

— Какой театральный вуз вы оканчивали? – спросил Львов-Анохин.

— Никакого, думаю, что это видно по уровню моей актерской игры, — ответил Бурков.

Худсовет рассмеялся, после чего Георгий Бурков был принят в труппу театра. В юности Георгий Иванович учился на юриста, но не окончил институт, а теперь стал столичным актером-самоучкой.

Актеру дали место в общежитии и роль в новой постановке. Репетировали несколько месяцев, а в день премьеры Бурков не пришел в театр. В тот день к Георгию Ивановичу приехал из Кемерово давний друг. Это дело они отметили, из-за чего премьеру пришлось отменить.

На следующее утро Георгия Буркова уволили из театра. Вот так бесславно карьера молодого актера в Москве могла закончиться, не успев начаться.

Но перед тем, как распрощаться навсегда, Львов-Анохин позвал Буркова к себе в кабинет. Режиссер не хотел терять талантливого актера. Он предложил проштрафившемуся Буркову такой вариант: работаешь несколько месяцев в театре, но не в штате. На испытательном сроке нужно будет доказать, что срыв премьеры – случайность, а не закономерность.

За работу режиссер пообещал платить каждый месяц по сотне рублей из своего кармана. Так Бурков остался в театре на общественных началах.

Режиссер Эльдар Рязанов позже вспоминал о том, как Георгий Иванович ходил за первой зарплатой. Входит Бурков в кабинет, и говорит: «Ну, вот, пришел». А Борис Александрович отвечает удивленно: «А зачем же ты, голубчик, пришел?».

Актер всем своим пытается намекнуть главному режиссера о цели своего визита: «Просто сегодня пятое число». «Так каждый месяц такой случается, и что с того?», — не может понять режиссер.

«Ну, как пятое. ПЯТОЕ ведь», — уклончиво и одновременно настойчиво отвечает актер. И вдруг выпалил. – «День зарплаты сегодня, а у меня деньги третьего дня закончились».

И ту до Львова-Анохина дошло, зачем пришел к нему Георгий Иванович. Он засуетился, полез в карман, отсчитал сотню и протянул смущенному Буркову. Позже актер говорил, что с экономической точки зрения это время было для него лучшим, ведь не платил ни копейки налогов.

В кино Георгий Бурков пришел по приглашению Рязанова. До этого он сыграл эпизод в фильме «Зося», но то появление сложно назвать полноценной ролью. Именно в момент знакомства с актером Эльдар Александрович сказал свою знаменитую фразу:

« У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента».

Про себя режиссер отметил, что Бурков – актер большого таланта, и дал ему роль … спившегося интеллигента в фильме «Зигзаг удачи». Несколько лет понадобилось актеру, чтобы выбраться из своего «алкогольного амплуа», а потом Рязанов повторял свой фокус снова и снова в фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Жестокий романс», «Гараж».

— Природа наградила Георгия Ивановича чувством доброты, лукавством, обаянием. В силу своих качеств этот человек не мог сыграть злого человека. Единственная неудача среди галереи образом, созданных Бурковым, это роль «хозяина малины» в «Калине красной» Василия Шукшина, — говорил Рязанов.

Стоит отметить, что в первом фильме Карена Шахназарова «Добряки» у Буркова тоже отрицательная роль, хорошо сыгранная роль, как и в «Калине». Поэтому, возможно, Рязанов ошибался, оценивая масштаб актерского дарования актера.