Изначально Леонид Куравлёв не планировал становиться актёром, о сцене не мечтал. Скорее наоборот — изначально принадлежал к категории людей, чьё будущее было весьма туманно.
Леониду было около трёх лет, когда Валентине, его матери, предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Их сослали из Москвы в далёкий северный посёлок под Мурманском, а вернуться назад мать и сын смогли только после войны.
Очень многое пришлось начинать заново. Когда Леонид окончил школу, встал вопрос о выборе будущей профессии. Решение принималось исходя из того, какие вступительные экзамены придётся сдавать. В школе молодой человек учился не важно, точные науки вообще «не тянул», поэтому решил поступать во ВГИК.
Экзамены Леонид сдал успешно, и понял, что оказался там, где нужно, у легендарного актёра и преподавателя Бориса Бибикова. С Куравлёвым на одном курсе обучались Софико Чаурели, Светлана Дружинина. Одногрупники говорили, что уникальный актёрский талант у Куравлёва было очевидно раскрылся ещё на первом курсе.
Светлана Дружинина вспоминает, что Леонид Куравлёв был душой компании, лучше всех рассказывал анекдоты. Поэтому немудрено, что на него обратили внимание студенты и преподаватели режиссёрского факультета и пригласили сниматься в нескольких курсовых проектах.
Первым был Андрей Тарковский, который, будучи выпускником ВГИКа задумал короткометражный фильм о сапёрах, благодаря чему Куравлёв вышел на большой экран. Киноленту «Сегодня увольнения не будет» 1958 года долгое время показывали на майских праздниках.
В отличие от Тарковского, с которым Куравлёв больше не сотрудничал, с другим, начинающим в то время режиссёром Василием Шукшиным, актёр подружился.
Было очевидно, кто сыграет главную роль в кинофильме 1960 года «Из Лебяжьего сообщают». Леонид Вячеславович отлично справился с поставленной задачей, а Шукшин после съёмок фильма и выхода на телеэкраны считал его не только другом, но и главным актёром.
Куравлёв вскоре был буквально нарасхват, режиссёры предлагали ему множество ролей. В 1964 году Василий Шукшин закончил работу над сценарием фильма «Живёт такой парень». Главную роль написал специально для своего друга — Леонида Куравлёва.
Партнёршей актёра была вторая супруга режиссёра — актриса Лидия Чащина. Между прочим, руководство кандидатуру Леонида Вячеславовича не одобрило, заявили, что роль он не вытянет. Но режиссёр никого слушать не стал и действовал на свой страх и риск.
Это был довольно отчаянный шаг, но Шукшин его сделал и Куравлёв с поставленной задачей отлично справился. Вообще-то роль была далеко не простая, Куравлёв играл … самого режиссёра. Образ Павла Колокольникова в фильме создан по образу Василия Шукшина.
Зрители были в восторге, так как они на экранах увидели «своего парня». Для самого актёра это был первый фильм, в котором он снялся в главной роли. Кинолента получила приз на Венецианском кинофестивале, Куравлёв стал народным любимцем, а через год получил звание Заслуженного Артиста РСФСР.
Окрылённый успехом Шукшин решил снять ещё один фильм — «Печки-лавочки». Леонид Вячеславович заверил друга, что он может на него рассчитывать. Режиссёр начал работу над сценарием, а артист продолжил работу у других режиссёров.
Он практически не отдыхал, предъявлял к себе довольно жесткие требования и стал владеть профессией мастерски. Это принесло свои плоды, актёр стал очень востребован. После съёмок в фильме «Вий» он получил международную известность.
Сама кинолента получила положительные отзывы кинокритиков, понравилась телезрителям и приобрели её в других странах.
Но предложения от режиссёров Куравлёва не очень устраивали, он не хотел больше играть обычных работяг, простачков. Предлагаемые роли казались ему однотипными, не особенно интересными. Но тем не менее он соглашался, если артисту нравился сценарий, устраивал актёрский состав.
И вот киностудия им. Горького начала работу над серьёзным проектом — кинолентой по роману Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Попасть к Татьяне Лиозновой мечтали очень многие актёры и Куравлёв в том числе. Его утвердили на роль Гитлера.
Артисту предложение очень понравилось и он начал работу. И тут позвонил Василий Шукшин, который закончил работу над своей кинолентой «Печки-лавочки». Образ главного героя был написан именно для Куравлёва.
Он Леонид Вячеславович от съёмок отказался, объяснив, что очень занят. Отказ старого друга режиссёра очень обидел, Шукшин решил, что тот его подвёл, нарушив обещание. Ему срочно пришлось искать кого-то на замену, а быстро найти подходящего артиста очень непросто.
После этого инцидента дружба между двумя знаменитостями потерпела фиаско. Говорят, что до самой смерти Шукшина они так и не помирились. Фильм «Печки-лавочки» вышел в 1972 году, став одной из самых удачных кинолент Шукшина. Им долгое время руководствовались преподаватели на актёрских и режиссёрских факультетах.
Что касается Куравлёва, роль Гитлера он так и не сыграл. В «17 мгновениях весны» его роль была почти эпизодической. Татьяна Лиознова предложила ему роль оберштурмбанфюрера Айсмана. Понятно, что актёр был от этого не в восторге.
Но я сомневаюсь, что Куравлёв хотел обидеть Шукшина, Леонида Вячеславовича тоже можно понять. Думаю, и у актёра и режиссёра своя правда. Как гласит народная мудрость, «знал был где упадёшь, солому постелил». А как думаете вы, дорогие читатели?