Меня восхищают женщины, которые умеют выбраться из любой грязи. Ну да, ошиблась с выбором мужа. Ну да, попала в нездоровые отношения. Но вот хватило же ума выбраться из них, и дальше пойти по жизни гордой походкой. Умница.
Поговорим сегодня о первой жене Андрея Тарковского – Ирме Рауш (1938), которая смогла состояться в профессии режиссера вопреки издевкам мужа.
Говорят, у всех гениев был тяжелый характер на грани психопатии. Не берусь судить – у всех или нет, но Андрей Тарковским был человеком… даже не сложным, а подленьким. Занимать деньги и не отдавать; пользовать своих актрис (даже очень молоденьких и глупеньких); мстить Бондарчуку через его 18-летнюю дочь; проваливаться в запои; а потом и вовсе в паранойе встретить свою кончину на чужбине… Все это не отменяет того, что режиссерский гений Тарковского был признан во всем мире, а его проекты стали классикой мирового кинематографа.
Ирма стала его первой женой, когда наш нарцисс, что называется, только формировался…
«Женщина не имеет своего внутреннего мира и не должна его иметь. Её внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины» (с) А.Тарковский.
***
Ирма Рауш родилась в семье поволжских немцев, а что это значило после 22 июня 1941 года, думаю, объяснять не надо. Отца Ирмы отправили в лагеря, но мать с дочерью пощадили. Девочка росла, как и все советские дети.
В 1954 Ирма поступила во ВГИК, причем, на режиссерский факультет, хотя все уговаривали подать документы на актерский. Ирма была миловидная белокурая девушка, и окружающим было странно, что симпатичная девчонка не в актрисы идет, а в режиссеры.
Поступила Ирма на ТОТ САМЫЙ легендарный курс Михаила Ромма, откуда вышли Шукшин и Тарковский, а через пару лет и Андрон Кончаловский. Из пятнадцати студентов на режиссерском было всего две девушки. Тот факт, что Ирма училась на режиссуре, не мешал ей понемножку сниматься в качестве актрисы.
Мы видим типичного влюбленного невротика:
«Ирма была миловидна, что и сыграло решающую роль на приемных экзаменах, как раскрыли позже тайну наши педагоги. На Ирму для актерских этюдов была даже очередь. Андрей терпеливо ждал, когда Рауш освободится и начнет репетицию в его сцене. Работали подолгу, часто дотемна.
С этих репетиций и началась Андреева влюбленность.
Почти ежедневно Андрей провожал Ирму домой, возвращался поздно. Однокурсники замечали, что он сильно похудел, стал взъерошеннее, глаза западали от бессонницы, сильно нервничал. Его отношения с Ирмой были непростыми, потому что у нее было полно симпатичных поклонников. Андрей переживал, страдал, метался. То решал порвать с Ирмой окончательно и бесповоротно, то как бездомный пес юлил вокруг нее с надеждой: а может, пригреет, а может, приласкает? Этот маятник качался до третьего курса.»
Ирма Рауш в молодости.
***
«Сидим во дворе института на поваленном телеграфном столбе. Зимний вечер. Он, подняв голову, смотрит на освещенное окно, где идет Ее репетиция (Ее с большой буквы, как у Блока). Сидим, ждем конца репетиции, наверное, не конца же света. Иногда Андрей бормочет что-то отрывистое, неразборчивое, то слова отдельные, а то и целые монологи! Все они обращены внутрь себя и к Ней. Забрало его сильно – его рыцарская влюбленность отвергалась. Иной раз Ирма даже подсмеивалась над его экзальтированной любовью. А он мучился, потому что не мог получить ясного ответа на свои чувства…»
Думаю, потом, когда она стала его официальной супругой и он стал ее регулярно унижать, он таким образом мстил ей вот за это подвешенное состояние, когда он был зависим от одного ее кивка головы, от ее усмешек, от ее благосклонности.
***
Почему же Ирма все же выбрала Андрея из роя своих поклонников?… Решил все один эффектный поступок. Больную влюбленность Андрея вынесли на товарищеский суд (который был подстроен, как выяснится позже). В ходе фарсового собрания Тарковский взял Рауш за руку и покинул аудиторию. Очень эффектный и красивый ход, впрочем, еще раз доказывающий нарциссизм Андрея: главное, чтоб все напоказ; главное, чтоб все восхитились. Ирма прониклась его поступком. Мол, даже когда Андрея песочили товарищи, он не отрекся от любимой.
Ирма Рауш, х/ф «Доктор Вера»
***
После того фарсового собрания воля Ирмы к сопротивлению была сломлена, замаячила свадьба.
Андрей познакомил Ирму с мамой Марией Ивановной. Мать встретила невестку долгим пронзительным взглядом и молчанием (нормально вообще, да? Там вся семья была своеобразная). Когда Андрей сказал матери, что Ирма очень похожа на нее саму, Мария Ивановна лишь рассмеялась, и шутливым тоном произнесла: «В Тарковских трудно не влюбиться, но выходить за них замуж рискованно!»
Андрей из семьи уходить не собирался, поэтому Ирма Рауш закрывала глаза на интрижки мужа.
***
Итак, они стали мужем и женой. Почти сразу Тарковский начал молодую жену исподволь тиранить. Он открыто смеялся над ее режиссерским образованием, мол, глупа она для такого. А режиссура – дело мужское.
Став постарше, уже после развода с Ирмой, он неоднократно будет рассказывать в интервью о своем отношении к женщинам, мол, они лишь красивый придаток к мужчине.
х/ф «Иваново детство» (1962)
***
В 1962 он снял Ирму в «Ивановом детстве» в роли матери Ивана. В том же фильме одна из ролей досталась 19-летней Валентине Малявиной, с которой Тарковский беззастенчиво закрутил роман на глазах у жены. Тогда бы Ирме и подать на развод, но она уже была в положении, и вскоре появился на свет сын Арсений (имя в честь деда Тарковского). Государство выделило молодым квартиру. Однако Ирма не была похожа на счастливую женщину: исхудала, осунулась, стала явно депрессивной.
«От былой красавицы осталась тень. Почти всегда ее лицо было понурым, даже скорбным. Говорят, материнство делает женщину счастливой?… Может, кого-то и делает, но Ирма словно несла печать проклятия в этом браке.»
Судя по всему, донжуанский список Андрея Тарковского вряд ли меньше, чем у «солнца русской поэзии»
***
Надо отдать должное Ирме: спустя 12 лет она таки нашла в себе силы выйти из этих больных отношений. И выйти достойно, без постыдных экзальтаций (к примеру, Бондарчук резала вены из-за Тарковского, а Малявина попросту спилась в итоге). Ирма Рауш, видимо, отличалась сильным характером, потому что десятилетие унижений в браке с гением не ударили по ее психике. Ну или она просто скрывала последствия этого брака.
Замуж она больше не вышла, детей у нее больше не было.
Зато она стала активно работать… режиссером! Несмотря на все снисходительные усмешки бывшего мужа, у нее все получилось. Пускай она и не получила лавры в своем деле, но крепким середнячком таки стала.
В 1990-ых, когда киноиндустрия была в упадке, Рауш занялась детской литературой. Сказки она сочиняла с юности. В 2007 году ее книга «Мальчик и домовой» стала победителем конкурса на лучшую книгу для семейного чтения.
Старший сын от Тарковского, Арсений, давно обосновался в Венеции, стал хирургом, своих сыновей назвал Андреем (в честь отца) и Евгением.