Как прожила жизнь замечательная советская актриса Вера Шершнёва, которую современники называли второй Верой Холодной


Вера Шершнёва

Вера Шершнёва хорошо знакома нескольким поколениям зрителей по главным ролям в фильмах своего мужа Леонида Лукова, которые сразу становились популярными – «Молодость», «Я люблю», «Большая жизнь», «Александр Пархоменко», «Два бойца». Эти картины и сейчас при возможности пересматривают поклонники замечательной творческой пары, жалея лишь о том, что яркая, талантливая актриса снималась непростительно мало – в её фильмографии всего 14 работ..

Артисткой Вера мечтала стать с тех пор, как в село Новокрасное, где жила её семья, впервые привезли немое кино. После увиденного мир 13-летней девочки перевернулся, у неё появилась цель в жизни, и она упорно шла к ней все последующие годы.

кадр из фильма «Я люблю»

Вера родилась в 1906 году в Одессе в многодетной семье, отец работал шахтёром в Донбассе, мать воспитывала детей и вела дом. Глава семьи подорвал здоровье в шахтах, позже устроился рабочим на химзавод. Дети тоже рано шли работать, помогали родителям чем могли, Вера в 15 лет уже работала резчицей черепицы на кирпичном заводе, вступила в комсомол, в дальнейшем трудилась сборщицей винограда, организовала сельский женский отряд.

Всё свободное время девушка проводила в кружке художественной самодеятельности, помогала ставить спектакли, изготавливать декорации, играла роли во всех любительских постановках. В 1926 году Шершнёва всерьёз приступила к осуществлению своей мечты – вернулась в Одессу и поступила на актёрский факультет кинотехникума, а чтобы заработать на жизнь устроилась в ночные смены на завод Молочарсоюза.

Уже на 3 курсе Веру утвердили на небольшую роль в драму Веры Строевой «Право отцов», а после получения диплома приняли в штат Одесской киностудии. Там она снялась в фильмах «Рождение героини» и «Штурмовые ночи». В 1932 году молодую актрису пригласили на Киевскую киностудию для работы над фильмом «Эшелон №…», который ставил режиссёр Леонид Луков.

кадр из фильма «Я люблю»

Вере досталась главная роль секретаря комсомольской организации Таси, а во время съёмок она заметила, что Луков буквально не сводит с неё глаз. Между ней и Леонидом случился служебный роман, за развитием которого наблюдала вся съёмочная группа, и завершился он свадьбой сразу после премьерного показа картины.

Режиссёр стал снимать жену в главных ролях во всех своих фильмах, и вскоре имя белокурой красавицы гремело на весь огромный Советский Союз. Их творческий тандем был на редкость удачен, Вера блистала на экране, Леонид получал высокие правительственные награды. Но, то ли слишком много было завистников вокруг (сплетничали, что руку приложил Орлова и Александров), то ли супруги перешли дорогу кому-то влиятельному – сначала режиссёру запретили «проталкивать» всюду свою жену, а потом многие его фильмы подверглись жесточайшей уничтожающей критике.

Так, например, драма «Большая жизнь», тепло принятая зрителями, была разнесена в пух и прах на уровне ЦК партии, на эту тему даже вышла в прессе разгромная статья. Правда, это не помешало Лукову получить за этот фильм Сталинскую премию второй степени. А вот Веру он вынужден был больше не снимать в своих лентах, а другие режиссёры в проекты её не приглашали, и актриса, переживая о так рано завершившейся карьере, занялась домом и детьми. Почти 20 лет Шершнёва была обыкновенной домохозяйкой, воспитывала сына и дочь, радовалась успехам мужа, разделяла с ним неудачи.

Лишь в 1961 году она вернулась на экраны, сыграла хозяйку швейной мастерской Полину Ивановну в фильме «Две жизни», через 4 года получила эпизодическую роль сотрудницы справочного бюро в картине «Путешественник с багажом» настолько крохотную, что фамилию Веры Дмитриевны даже не упомянули в титрах. И, конечно, мало кто узнал в ней прежнюю яркую красавицу которую называли первой блондинкой СССР, главной конкуренткой Любови Орловой, а за талант и убедительность игры — второй Верой Холодной.

кадр из фильма «Две жизни»

Леонид Луков продолжил снимать фильмы, но теперь приглашал на главные роли других актрис, в 1952 году получил ещё одну Сталинскую премию за картину «Донецкие шахтёры», в 1957-м был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Во время работы над фильмом «Разные судьбы» в 1956 году Леонид Давидович влюбился в молодую актрису Татьяну Пилецкую, принялся активно ухаживать за ней и даже подарил автомобиль.

Она не ответила взаимностью, но режиссёр ещё долго называл её своей музой, снял в следующем фильме «Олеко Дундич». 23 декабря 1958 года на экраны вышла 2 серия фильма «Большая жизнь», отснятая ещё в 1946-м, и в адрес режиссёра разразился шквал критики, негативную оценку дал даже сам товарищ Сталин. После личной встречи с вождём Луков пережил 3 инфаркта, впал в длительную депрессию, несколько лет не мог снять ни одного фильма.

Леонид Луков

Его не стало 24 апреля 1963 года, очередной инфаркт случился прямо на съёмочной площадке во время работы над фильмом «Верьте мне, люди» — после смерти 53-летнего режиссёра картину заканчивали Илья Гурин и Владимир Беренштейн. Леонида Лукова похоронили на 8 участке Новодевичьего кладбища, через 15 лет рядом с ним упокоилась и Вера Дмитриевна Шершнёва. Последние свои годы она прожила тихо и незаметно, забытая и зрителями, и бывшими коллегами.