кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Говорят, что Александр Галибин как коньяк, с возрастом становится только лучше – это касается как внешности актёра и режиссёра, так и его творчества. Многие запомнили Александра по его первой яркой роли вора-карманника Пашки-Америки в детективе «Трактир на Пятницкой» — в 1978 году этот фильм посмотрели 55 миллионов советских граждан, Галибин был тогда ещё студентом, в 23 года получившим широкую известность и узнаваемость.
Позже поклонники наблюдали за его творчеством, с удовольствием отмечая как растёт мастерство любимого актёра, как его внешность становится всё более интересной и импозантной, как органичен и убедителен он в каждой сыгранной роли.
кадр из фильма «Трактир на Пятницкой»
Родился и вырос Саша в Ленинграде в семье рабочих, мама трудилась на заводе, а отец был плотником на киностудии «Ленфильм», изготавливал и устанавливал декорации. Он часто брал сына с собой на работу и в киноэкспедиции, мальчик рано познакомился с закулисьем кинематографа, а из поездок неизменно возвращался с яркими незабываемыми впечатлениями. Вообще, родители старались дать Саше всё самое лучшее, сами они пережили блокаду, голод, эвакуацию, и хотели, чтобы их сын вырос ни в чём не нуждающимся, всесторонне развитым человеком.
В детские и юношеские годы Александр усиленно занимался спортом, учился музыке и танцу, а также посещал Театр юношеского творчества при местном Дворце пионеров, где приходилось осваивать не только азы актёрского мастерства, но и рукоделие – вышивку и макраме. Ребята сами ставили спектакли, мастерили для них костюмы и декорации, и всё это настолько увлекло юного Галибина, что с выбором будущей профессии он определился к 14 годам. Однако с первого раза поступить в ЛГИТМиК ему не удалось, парень год работал в Карелии в изыскательской экспедиции.
Став студентом мастерской Рубена Амиргазяна, Александр уже на 3-м курсе стал сниматься в кино, получил значимую роль в драме «…И другие официальные лица». А уже в следующем году был утверждён на роль Пашки-Америки в «Трактир на Пятницкой», и когда ещё работа над проектом не закончилась, прошёл отбор на роль Геннадия Иванцова в картину «Иванцов, Петров, Сидоров».
Карьера молодого актёра резко пошла вверх, он стал сниматься очень много, часто получал главные роли, в то время зрителям особенно запомнились следующие ленты с его участием: «Мужество», «Сказка, рассказанная ночью», «Нас венчали не в церкви», «Ослиная шкура», «Без особого риска», «Приступить к ликвидации», «Тревожный вылет», «Батальоны просят огня», «Путь к себе», «Муж и дочь Тамары Александровны», «История болезни».
кадр из фильма «Батальоны просят огня»
А потом он на 10 лет пропал с экранов, и поклонники не могли понять: что случилось? Как оказалось, из-за чрезмерно плотных съёмочных и гастрольных графиков, от постоянных переездов, неправильного питания и недосыпания, Александр заработал язву, лечиться было некогда, и он запустил болезнь. Однажды потерял сознание в электричке, был срочно доставлен в больницу, перенёс сложную операцию, пережил клиническую смерть. Тогда в сознании актёра что-то поменялось, он решился на кардинальные перемены:
«Ощущения после операции были сродни ощущениям человека, который проснулся посреди ночи и вышел на кухню попить воды, а вернувшись, обнаружил, что в комнате обрушился потолок. То есть он мог бы сгинуть под этими обломками, но какая-то сила его увела. То же самое и со мной. Я понял, что остался жив потому, что сделал не всё, что должен, в этой жизни… Пришло осознание, что нужно что-то менять. Я принял решение распрощаться с актёрской профессией и уехал в Москву. Поступил на режиссёрский курс ГИТИСа к Анатолию Васильеву» — рассказывал Галибин.
кадр из фильма «Романовы. Венценосная семья»
Став дипломированным режиссёром, Александр 2 года работал у своего наставника в театре «Школа драматического искусства», потом самостоятельно стал ставить спектакли в различных театрах Санкт-Петербурга и Риги, а также за рубежом – в Польше, Финляндии, Швейцарии и Австрии. В 2000-м году Галибин вернулся в Россию и был назначен главным режиссёром Новосибирского театра «Глобус», одновременно был художественным руководителем проекта «Москва – открытый город», полностью вёл два телепроекта.
В 2007 году вышел на большой экран его первый художественный фильм «Сорок», и поклонники смогли убедиться насколько талантлив Александр и в этом виде деятельности. Особенно благодарили его за фильм «Сестрёнка», увидевший свет в 2019 году.
Как ни хотел Галибин распрощаться с актёрской деятельностью, окончательно сделать этого не смог – через 10 лет вынужденного перерыва он не нашёл в себе сил отказаться от роли Императора Николая II в историческом фильме «Романовы. Венценосная семья». Ещё через 4 года соблазнился съёмками в драме Кирилла Серебреникова «Рагин», ну и конечно, не смог пройти мимо роли Мастера в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Получив в 2006 году почётное звание Народного артиста РФ Александр Владимирович полностью вернулся в кинематограф, совмещая актёрскую и режиссёрскую деятельность, да ещё и набрав свой курс в знаменитом Щукинском училище. с 2008 года Галибин работал художественным руководителем московского театра им. Станиславского, с 2014-го был ведущим телепередачи «Жди меня» на «1 канале», с 2016-го является постоянным членом общественного совета при Министерстве культуры РФ.
с оператором и актёрами фильма «Маруся Фореvа!»
Личная и семейная жизнь популярного артиста оказалась такой же разнообразной и насыщенной, как и творческая – он влюблялся, заводил романы, женился, разводился, пока не встретил ту единственную, от взгляда на которую буквально пропал. Александр Владимирович был женат трижды и имеет от разных браков троих детей, и это при том, что всегда ждал постоянства от семьи, как у его родителей.
Впервые Галибин женился ещё студентом на однокурснице Ольге Наруцкой, которая была старше его на 5 лет, так как уже успела окончить филфак ЛГУ. В браке родилась дочь Маша, но супруги вскоре расстались из-за несхожести характеров и взглядов на жизнь. Пока жена совмещала дом и работу в театре, Александр с удовольствием посещал все светские тусовки, а потом и вовсе завёл роман на стороне.
Разводились с большим скандалом — причём Александр говорил, что это у Наруцкой появились свои интересы — и потом много лет не общались, не разрешала Ольга актёру и видеться с дочкой, лишь когда Маша уже повзрослела им удалось найти общий язык.
первая жена Ольга Наруцкая/ вторая жена Рут Винекен
О втором браке актёр вспоминать не любит — он был женат на Рут Винекен, немке с тремя детьми и старше почти на 10 лет, они познакомились во время обучения на режиссёрском факультете. Женщина рассказывала в интервью, что ей очень обидно, что муж нигде не упоминает об их браке, как будто его и не было, в то время как она очень помогла ему в его режиссёрском становлении, да и кроме того, он тогда почти ничего не зарабатывал и она одна тащила всю семью – очерки в швейцарскую газету писала, пьесы переводила, находила новую драматургию.
Зарубежный период творчества Галибина как театрального режиссёра стал возможен только при непосредственном содействии и участии его второй жены. Перед возвращением в Россию супруги расстались.
А потом Александр увидел Ирину, которая была тогда замужней женщиной:
«Познакомились мы в СТД. Я читал там лекцию о современной драматургии. Ирина пришла послушать. Опоздала. Вижу, входит необыкновенно красивая женщина и садится как раз на то место, где прежде сидел я. Закончив свое выступление, я присел рядом с ней. Разговорились, познакомились… и вдруг меня пронзила абсолютно чёткая мысль: хочу, чтобы эта женщина была со мной. Всегда. Это — мой человек. Казалось бы, странно: взрослый мужчина, за плечами два брака, что за спонтанность? Не объяснишь этого. Есть то, что не подлежит анализу. Как говорится, так совпали звёзды. Бог свёл…» — рассказывал актёр.
с третьей женой Ириной
Ирина развелась с мужем, но поженились они не сразу – за весь следующий после знакомства год виделись не больше трёх раз, так как были заняты по работе в разных городах, и даже странах. Третья жена моложе Галибина на 18 лет, они до сих пор счастливы вместе, живут в прекрасной квартире на Патриарших прудах, воспитывают двоих детей – 19-летнюю Ксению и 8-летнего Василия.
Александр называет жену любовью всей своей жизни и признаётся, что плохо понимает, что бы с ним было, если бы их пути разминулись. С Ириной он смог наконец создать крепкую и любящую семью, о которой мечтал с юных лет. Старается актёр не прерывать общения и со своей старшей дочерью Марией, и с внучкой Елизаветой, которой уже 23 года.
наверху с мамой и старшей дочерью Марией Наруцкой; внизу с женой Ириной и их детьми
Александр Владимирович продолжает много работать и как актёр, и как режиссёр, и как педагог театрального ВУЗа. В настоящее время он занят в производстве двух фильмов, где играет главные роли – «Времена года» и «Хор», оба проекта должны выйти на экраны уже в ближайшие месяцы. Несмотря на то, что Галибин теперь очень выборочно относится к выбору ролей, выбирая для себя только интересные работы, к своему творчеству и мастерству относится очень самокритично, уверяя, что каждый его успех – просто очередная удача:
«Я ничего не приобрёл в институте. Не понимал, что такое актёрская профессия, не знал, что делать дальше. Мне нужно было бросать эту стезю в 1978 году, когда вышла картина «Трактир на Пятницкой». В дальнейшем не было сделано ничего. Момент везения, который присутствовал в моей биографии, это единственное, на что я могу опереться сегодня. Всё. Может быть, немножко таланта. Но талант — вещь относительная: Бог его дал — Бог может и обратно взять» — говорит он.
Александр Галибин