Как снимали «Благословите женщину»: кадры со съемок и 15 фактов о фильме

Почему Говорухин позже отказался снимать Ходченкову? Что Балуев думал о своем персонаже? Окупился ли фильм в прокате? Обо всем этом в нашей сегодняшней статье.

1. Сюжет мелодрамы Станислава Говорухина основан на реальных событиях. Фильм снят по повести «Хозяйка гостиницы». Автор книги — писательница Елена Вентцель. Елена Сергеевна Вентцель — советский математик, доктор технических наук, профессор. В начале 1960-х годов Елена Вентцель взяла псевдоним И. Грекова (от математического слова «игрек») и начала публиковаться в журнале «Новый мир», которым тогда руководил Александр Твардовский. Повесть «Хозяйка гостиницы» появилась на свет в 1976 году на страницах газеты «Звезда». Прототипами героев стали реальные люди.

2. В Одессе, по адресу Аркадиевский переулок, 20, жила супружеская пара Ольга и Константин Кирюшины. Супруги держали на своем участке небольшой гостевой домик. Комнату у них однажды снимала артистка Лия Бугова.

Вот этот дом.

-2

Константин с Ольгой познакомились в поезде. Костя был военным. И был женат, но вскоре после встречи с Олей полюбил её, и предложил выйти за него замуж. Когда Ольга и Константин пришли в ЗАГС, то столкнулись с многозначительными взглядами сотрудников. Оказывается, буквально накануне Костя разводился — в этом же самом ЗАГСе. Елена Вентцель 50 лет дружила с Ольгой и досконально знала её биографию. Более того, писательница читала подруге текст повести перед публикацией, и они вместе правили какие-то места, вносили важные дополнения.

А вот как выглядели Ольга и Константин Кирюшины.

-3

3. На роль Шунечки Ларичева режиссер Станислав Говорухин планировал взять Алексея Гуськова. Но выбрал Александра Балуева именно потому, что тот внешне походил на Константина Кирюшина — прототипа Александра Ларичева. К тому же, отец Балуева был военнослужащим, да и сам актер к тому времени нередко играл военных. К примеру, белогвардейца Владимира Панчина в фильме «Конь Белый».

Вжиться в роль Балуеву было непросто. Артист категорически не одобрял поведение своего персонажа. Балуев считал, что Ларичев «чудовищно» относился к своей жене, и удивлялся, что после фильма многие зрительницы остались в восторге от образа этого брутального офицера. Между прочим, на съемках Балуев сам скакал верхом на лошади, без дублеров.

4. В качестве экранного воплощения главной героини Веры Станислав Говорухин рассматривал кандидатуру Марии Мироновой. Светлана Ходченкова в то время была студенткой Щукинского училища, на курсе Михаила Борисова. Ходченкова пришла на пробы в последние три дня. Она претендовала на роль Жени, младшей сестры Веры. Но оказалась для этого слишком высокой. Рост Ходченковой — 180 сантиметров.

-4

Как только Станислав Говорухин увидел Свету, то сразу понял, что именно ее и нужно снимать в роли Веры Платоновны. Актриса показалась Говорухину воплощением русской красавицы с косой до пояса.

5. Ходченкова была очень счастлива, что ее утвердили. Первая роль в жизни, и сразу главная. Девушка буквально летала по квартире, «как белка в колесе». Совмещать работу с учебой в Щуке оказалось непросто, но Светлана справилась.

При съемке любовных сцен, Ходченкова чрезвычайно смущалась. Все-таки Балуев был на 24 года старше, к тому же уже именитый артист. Чтобы раскрепостить актрису, Станислав Говорухин удалял с площадки лишних людей и оставлял, кроме себя, только оператора.

-5

6. На роль матери Веры, Анны Степановны, Говорухин взял знаменитую Ирину Купченко. Она приехала на место съемок раньше всех, и долго бродила с корзинкой по рынкам, наблюдала за местными женщинами, перенимала у них какие-то жесты, фразы, походку. Затем собрала всё это воедино и добавила к своему образу. Таким образом, Говорухин разрешил именитой актрисе импровизировать.

А Инна Чурикова сказала, что только её героиня «не позволила уйти в депрессию и досмотреть фильм до конца».

Роль Веры Смолиной сыграла непрофессиональная актриса, вице-чемпионка мира по шахматам Александра Костенюк. В 2008 году она стала и чемпионкой, а вот в кино больше не снималась.

7. Кроме Москвы (Красная площадь, станция метро «Красные ворота»), съемки проходили в Твери и Одессе.

Поселок «Васильевский мох» под Тверью превратили в северный городок. Некоторые сцены снимали на ныне заброшенной станции Васильевский мох.

-6

«Дом Веры» в Одессе — декорация. Непрочную конструкцию однажды даже чуть не смыло в море. Зато домик заинтересовал местных риелторов, им казалось, что «особняк» настоящий и они даже пытались его выкупить.

8. Сцены «походного быта» Ларичева и Веры снимали в Забайкалье. Это оказалось дорого, но Говорухин пошел на лишние расходы ради усиления реалистичности. После солнечного моря, забайкальский климат усиливал контраст, чтобы показать, в каких условиях жила Вера до замужества с Ларичевым, а в каких — после. В октябре в Забайкалье стоял сильный холод, дул пронизывающий ветер, но при этом совершенно не было снега.

9. Съемочная группа остановилась в поселке Агинское. А там как раз работал местный фотограф Андрей Бекетов. В холле гостиницы кто-то из участников съемок увидел выставку работ Бекетова и предложил фотографу поработать вместе. Фильм снимали на пленку, поэтому посмотреть материал сразу было невозможно. Бекетов должен был фотографировать эпизоды, а вечером Говорухин и его помощники смотрели, как выстроен кадр.

-7

10. Авторы фильма разбили около Агинского сразу три съемочных площадки. Одна — юрта с военным штабом, вторая — палаточный военный лагерь с танками. В эпизодах задействовали множество местных жителей, а кроме того, солдат-срочников и животных: лошадей, верблюдов.

11. Между прочим, самому Говорухину для съемок пришлось брать отпуск от работы в Государственной Думе.

-8

12. Эпиграф картины «Посвящается нашим мамам и бабушкам» вызвал массу вопросов. То есть, вот этого они ждали от жизни? Вот так с ними нужно было обращаться 8 десятилетий тому назад?

13. Кассовые сборы фильма составили 604 тысячи долларов. Для сравнения, годом раньше «Бумер» собрал почти в три раза больше. Создатели «Благословите женщину» посчитали такой результат провальным. Зато рейтинги четырехсерийной телевизионной версии картины превзошли все ожидания.

-9

14. После съемок фильма, Станислав Говорухин постоянно восторгался работой Светланы Ходченковой. «Таких артисток больше не осталось» — говорил режиссер. Он хотел и дальше работать с актрисой. Пышные формы, круглое лицо, длинная коса. Оказывается, Ходченкова набрала лишний вес, когда поступала в Щукинское училище. Но еще во время работы над «Благословите женщину» Светлана начала худеть. Она не желала играть «пышнотелых провинциалок», опасаясь застрять в этом образе навсегда.

Костюмеры забили тревогу: одежда стала болтаться на Ходченковой мешком. Пришлось снова начать налегать на калории, есть много жареного и жирного. Однако, после завершения работы над фильмом, Светлана снова села на диету.

В 2005 году Говорухин снял мелодраму «Не хлебом единым» по роману Владимира Дудинцева. Главную роль снова исполнила Светлана Ходченкова. Она сыграла учительницу русского языка Надю Дроздову. Как видите, в кадре актриса значительно худее, чем тремя годами раньше.

-10

15. В итоге, Ходченкова суммарно сбросила 20 килограмм и разочарованный Говорухин отказался работать с ней дальше. Помимо худобы, режиссера расстроило участие Светланы в коммерческих проектах. Говрухин ругал артистку за съемки в сериалах. «Станет обычной актрисой» — горевал режиссер. «Но жить-то надо» — парировала Ходченкова.

В 2015 году Говорухин сменил гнев на милость и снова позвал актрису — в ностальгическую драму «Конец прекрасной эпохи». Правда, там у Ходченковой уже не главная роль.

-11

А вам нравится фильм «Благословите женщину»?