В 1975 году вышла новая комедийная лента «Не может быть!» от знаменитого режиссера Леонида Гайдая. Фильм, снятый по трем сатирическим произведениям Михаила Зощенко пришелся зрителям по вкусу. Да и я сам помню, что когда впервые увидел этот фильм в детстве, то просто не мог от него оторваться.
Поэтому сегодня я хотел бы рассказать вам 20 интересных фактов о фильме «Не может быть!», а также показать вам несколько кадров со съемок этой знаменитой комедии.
1. У Леонида Гайдай уже был успешный опыт экранизаций известных произведений известных произведений, поэтому он решил, что ему стоит попробовать нечто подобное. На сей раз он решил снимать фильм по мотивам произведений известного писателя-сатирика Михаила Зощенко.
В 1973 году Гайдай вместе со сценаристом Владленом Бахновым подал заявку на съемки нового фильма с рабочим названием «Тайна, покрытая лаком». Гайдай сразу решил объединить в один фильм несколько историй по мотивам произведений Зощенко. Но при этом все эти истории должны были быть объединены общим персонажем. Нечто подобное Гайдай уже проделывал в фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Также, по его задумке события фильма должны были разворачиваться в современности, то есть в 70-е годы XX века. Вот только худсовет зарубил сценарий, так как по мнению чиновников юмор Зощенко не вписался бы в советские рамки. Поэтому им велели переделать сценарий, убрав современность, а также исключив общего персонажа.
2. Помимо первоначально сценария, худсовету не понравилось и название фильма. Название «Не может быть!» родилось совершенно случайно. Кто-то просто предложил использовать это название, раз с современниками таких ситуаций просто не могло произойти.
3. Михаилу Пуговкину досталась роль заведующего магазином Горбушкина. Кстати, именно Пуговкин придумал сделать так, чтобы у него тряслись руки в кадре во время наполнения стакана водой, и чтобы он стучал этим стаканом себе по зубам. Во время съемки этой сцены актер, кстати, чуть не выбил себе зубы. Уж слишком сильно он вжился в роль.
4. На роль брата жены Горбункова (первая новелла) был приглашен Вячеслав Невинный. В это время он находился на съемках другого фильма, поэтому он поручил своему помощнику купить билет в Астрахань, где должны были проходить съемки ленты «Не может быть».
Помощник уже купил билет, но потом увидел телеграмму, в которой было написано «Съемки в Астрахани сегодня Не может быть». Так как он не знал, что «Не может быть» — это название фильма, он решил, что съемки просто отменились, поэтому сдал билет обратно.
И кстати, именно Вячеслав Невинный придумал для своего героя тот самый жест, когда он проводил пальцами возле губ.
5. Леонид Гайдай не хотел брать Нину Гребешкову на главную роль, так как он очень не хотел, чтобы все думали, что он снимает свою жену чисто по блату. Но в итоге он все же взял свою жену на роль супруги Горбушкина, и стоит отметить, что Гребешкова прекрасно справилась с этой ролью.
И как отмечали другие актеры, Гайдай относился к своей супруге гораздо строже, чем к остальным актерам, и требовал от нее гораздо больше чем от других.
6. На роль соседа Горбушкиных Гайдай взял Михаила Светина, с которым до этого никогда не работал. Но он ни разу не пожалел, что взял его на эту роль. Более того, Светин подавал очень много интересных идей. Так, например, именно он предложил режиссеру использовать прищепки в сцене с подгоном одежды, и именно он предложил подчеркнуть мелочность актера кражей будильника.
7. Когда Леонид Гайдай пригласил Светлану Крючкову, она очень надеялась, что ей дадут роль невесты главного героя из третьей новеллы, но у Гайдая на нее были другие планы, поэтому он отвел ей роль Зиночки во второй новелле.
Когда Крючкова высказалась о своем желании режисеру, на что тот положил ее фотографию рядом с фотографией Куравлева и прямо сказал, что они даже не смотрятся вместе.
8. Изначально роль Барыгина-Амурского хотел сыграть Леонид Куравлев, но Гайдай сказал, что он не годится на эту роль. Сам же режиссер видел в этой роли Олега Даля, и к удивлению многих актер согласился сыграть эту роль. Ну а Куравлеву была предложена роль незадачливого жениха из третьей новеллы.
9. Михаил Кокшенов попал в этот фильм практически случайно. Как-то раз Леонид Гайдай увидел в киоске Союзпечати фотокарточку с Михаилом Кокшеновым. Увидев фото актера в синем пиджаке, купленном в магазине «Березка», режиссер тут же приобрел его, так как именно такой типаж ему был нужен для второй новеллы.
Гайдай принес фото на студию и велел ассистентам найти актера с фотографии, что и было послушно исполнено.
10. Как я уже упоминал ранее, изначально роль невесты из третьей новеллы хотела сыграть Светлана Крючкова. Также, на эту роль пробовалась и Ирина Муравьева, которой, правда, не нашлось места в фильме.
Сам же режиссер видел в этой роли Валентину Теличкину. И на самом деле это была не первая попытка взять актрису в свой фильм. Ранее он предлагал ей сыграть роль царицы Марфы Васильевны в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но она отказалась. Но когда позже Гайдай предложил ей роль в одной из новелл своего будущего фильма, актриса без особых раздумий согласилась.
11. Родителей невесты из третьей новеллы сыграла Людмила Шагалова. Именно она придумала сделать своей героине яркие золотые зубы. Для этого на ее настоящие зубы пришлось нацепить кусочек фольги золотого цвета.
Ну а когда актриса узнала, что ее экранным супругом будет Георгий Вицин, то она очень обрадовалась, ведь они уже не первый раз играли вместе, причем родственников. Так, например, в фильме «Женитьба Бальзаминова» Людмила Шагалова сыграла мать Вицина, а в ленте «А вы любили когда-нибудь» она была уже дочерью Георгия Вицина, причем сам актер сыграл не отца, а мать героини.
«Женитьба Бальзаминова»
К слову, изначально роль отца невесты предлагалась Юрию Никулину, но тот отказался, как и отказался до этого играть роли Бунши и царя в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
12. Наталья Крачковская сыграла хоть и небольшую роль в фильме, но довольно запоминающуюся. Сама же актриса запомнила эти съемки на всю жизнь, Так как сцену с ее падением приходилось переснимать много раз. Так еще и Игорь Ясулович, сыгравший ее мужа, то и дело на нее падал. Сама актриса признавалось, что ей было безумно больно, но пришлось потерпеть ради искусства.
13. Съемки первой новеллы проходили в Астрахани. Гайдай решил, что это будет просто идеальное место для съемок, так как в сентябре там было все еще очень тепло, а также этом городе сохранилась булыжная мостовая и огромное количество старинных построек, которые мы и увидели в фильме.
14. Многим актерам Гайдай поручил придумать для их персонажей характерный жест. Так, например, Вячеслав Невинный придумал проводить пальцами возле губ, Светлана Крючкова — сдувать локон волос, а Евгений Жариков — постоянно сморкаться.
15. А помните небольшие заставки со временем и местом действия? Ничего не напоминает? Да-да, эту идею Гайдай позаимствовал у фильма «Семнадцать мгновений весны».
16. Цензорам очень не понравилась песня «Губит людей не пиво…» в исполнении персонажа Вячеслава Невинного. Но Леониду Гайдаю удалось ее отстоять, хоть и с некоторыми потерями. Ему пришлось убрать из песни строчку «Невероятный ливень всё затопил тогда. Губит людей не пиво, губит людей вода».
17. Найти альтернативу пиву, которое хорошо бы смотрелось в кадре, не смогли, поэтому в фильме мы видим самый настоящий пенный алкогольный напиток. Специально для этой сцены на съемочную площадку подогнали бочку с пивом. Ну а когда сцена была снята, а рабочий день подошел к концу, члены съемочной группы с удовольствием опустошили бочку.
18. Актер Виктор Уральский был этаким «талисманом» Леонида Гайдая. Режиссер брал его практически в каждый свой фильм, пусть и на эпизодические роли. В итоге, именно Виктор Уральский стал тем актером, который снялся в наибольшем количестве фильмов Леонида Гайдая, а именно в 11 лентах. Здесь же он сыграл мужика, который охотился за свиньей.
Кстати, рекомендую вам почитать мою отдельную статью про советских актеров, которых режиссеры чаще всего снимали в своих фильмах.
19. Местной ребятне было очень интересно наблюдать за съемками фильма. Увидев мальчишек, Гайдая подошел к одному из них и спросил у него, умеет ли он бегать, на что парнишка ответил положительно. Так местный мальчуган Толя Тимофеев получил небольшую роль в фильме.
20. Еда в третьей новелле была самой настоящей. Лишь черная икра была подделкой. Вместо нее мы видим мелкую дробь, политую маслом.
Леонид Гайдай очень боялся, что актеры и другие члены съемочной группы будут притрагиваться к еде, поэтому он велел полить яства керосином. Также, это было сделано для того, чтобы еда меньше пострадала из-за светового оборудования.
Лишь тарелка Савелия Крамарова не подверглась этому воздействию, так как ему нужно было есть в кадре.
21. В каждой новелле звучит какая-то определенная песня. Но если в первой и второй новелле Вячеслав Невинный и Олег Даль исполняли свои партии сами, то за Сергея Филиппова в третьей новелле пел солист ВИА «Веселые ребята» Роберт Мушкамбарян.
22. Съемки первых двух новелл проходили в Астрахани, тогда как третью новеллу снимали уже в Москве.
Ну а на сегодня у меня всё. Я надеюсь, что статья вам понравилась. Буду рад, если вы поставите лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых статей о старых добрых фильмах. Спасибо за просмотр.
Также, рекомендую вам почитать и другие интересные статьи о съемках культовых комедий Леонида Гайдая. Уверен, вам будет интересно.