Почему мы с вами так любим этот замечательный боевик? Я думаю, в первую очередь из-за лихо закрученного сюжета. А еще из-за прекрасной актерской игры. А вдобавок из-за великолепной музыки. Сегодня мы отправимся на съемочную площадку кинофильма под названием «Классик» — одной из лучших картин российских 90-х.
1. Фильм Георгия Шенгелии снимали в Суздале, в одноименном гостинично-туристском комплексе, выстроенном в 1977 году. Если кто не знает — это огромный отель на 450 мест. Еще 300 человек могут разместиться в мотелях с гаражами, выстроенных неподалеку. На территории имеется бассейн (в котором плавал и автор статьи), сауна, тренажерный зал, солярий, боулинг, и конечно же… бильярдные столы. Тем не менее, ГТК расположен не очень удобно — на северо-западной окраине города. Пешком до Суздальского кремля идти 35 минут. В этой же самой гостинице за полтора десятка лет до «Классика» уже снимали один культовый отечественный фильм — музыкальную комедию «Чародеи» (режиссер Константин Бромберг, 1982).
Вот кадр из «Чародеев».
А это из «Классика». Узнаете крышу?
Она самая.
С Яндекс-панорам.
2. И тем не менее сначала авторы «Классика» планировали снимать не в гостиничном центре, а в трапезной архиерейских палат Суздальского кремля. А местный предприниматель только что арендовал помещение и сделал там дорогостоящий ремонт. Поэтому ему удалось договориться с оператором о том, чтобы съемки перенесли в гостинично-туристский комплекс. Дескать, в трапезной камеры могли быть засвечены из-за белых стен. Но по-моему, в итоге сцены в ГТК получились весьма неплохими, согласны? Кстати говоря, многие эпизоды снимали по ночам, поскольку отель был перегружен постояльцами, и днем съемочная группа могла помешать отдыхающим. Зато в массовку взяли многих местных жителей.
3. Зал, в котором снималась главная партия «Классика», до сих пор используют, как бильярдную. Правда, стол там уже другой. В кадре хорошо узнаваемы и уличные локации Суздаля.
Спасо-Евфимиев монастырь.
Крестовоздвиженский храм, что на Спасской улице.
Торговая лавка на Кремлевской улице.
Благовещенская церковь в кремле.
4. Режиссер Георгий Шенгелия постарался собрать в «Классике» как можно больше известных актеров. Это и «старая гвардия» (Сергей Никоненко, Владимир Этуш, Юозас Будрайтис, Валентина Теличкина, Александр Панкратов-Черный, Владимир Зельдин), и новые восходящие российские звезды, главными из которых стали Алексей Гуськов и Лидия Вележева. Между прочем, к моменту выхода фильма (1998 год) Гуськов и Вележева уже 10 лет состояли в браке и воспитывали двоих сыновей — Владимира и Дмитрия. У Сергея Никоненко до «Классика» была не только «Каменская», а и множество ролей в советском кино — от главреда Реутова в олдскульном «Журналисте» Алексея Герасимова до Петра Зыкина в «Инспекторе ГАИ». Юозас Будрайтис много играл в малоизвестных прибалтийских фильмах, но прославился, конечно же, благодаря участию в классических советских картинах. Таких, как «Щит и меч» Владимира Басова. В момент съемок «Классика» Будрайтис работал атташе по культуре при посольстве Литвы в России. Любопытно, что Савицкий говорит не голосом Будрайтиса. Если в «Щите и мече» (майор абвера Дитрих) роль Будрайтиса озвучивал Александр Граве, то в «Классике» — Всеволод Абдулов.
Одна из главных причин успеха «Классика» — яркий, незабываемый образ «абсолютного злодея» — бизнесмена и бандита Савицкого. А получился он таким во многом благодаря великолепной озвучке непревзойденного мастера дубляжа — Всеволода Осиповича Абдулова. К сожалению, через четыре года после работы в «Классике» прекрасный актер и друг Высоцкого Абдулов ушел из жизни.
5. Еще одного молодого на тот момент актера Анатолия Журавлева озвучил Дмитрий Матвеев. Интересно, почему? В «Четвертой планете», «Брате» и «Жмурках» Журавлев произносит реплики самостоятельно.
6. Владимир Этуш сыграл криминального авторитета Монарха, которого многие восприняли, как «товарища Саахова на пенсии». Такое вполне возможно — ведь у персонажа Этуша нет ни имени, ни фамилии. Владимир Абрамович уже имел опыт изображения на экране представителей преступного мира. К примеру, в криминальной комедии «Не будите спящую собаку» Анатолия Бобровского. Так что Этушу и вживаться-то в роль особо не требовалось. Образ «опытного и уважаемого уголовника» был актеру хорошо знаком.
А вот Алексею Гуськову пришлось значительно труднее. До началка съемок Гуськов понятия не имел об игре на бильярде и никогда не держал в руках кий. Три месяца Алексей Геннадьевич тренировался под руководством профессионалов, и научился правильно держать руки и ноги во время игры, а еще сносно пулять по шарам.
Что же касается его «партнера» Сергея Никоненко — вот у того как раз был неплохой опыт в бильярде, который и пригодился во время работы над картиной.
7. Кульминационный момент «Классика» — знаменитый «удар Лемана». А кто такой, собственно, Леман? Анатолий Иванович Леман (1859 — 1913) — реальная историческая личность. Леман учился в московской военной гимназии, Павловском и Николаевском военных училищах в Санкт-Петербурге. Профессиональный военный Леман некоторое время служил, но затем вышел в отставку и жил в свое удовольствие: редактировал журнал, лечил пациентам зубы, мастерил скрипки и занимался участием в революционных кружках по свержению государственного строя Российской империи. А еще бильярд. Анатолий Иванович выпустил книгу «Теория бильярдной игры», да вот беда — о «легендарном ударе Лемана» там нет ни слова. По непроверенным данным, похожий трюк удался только Юрию Пашинскому на Кубке Европы по бильярду 2002 года, да и то игрок стоял не по центру стола, как Гуськов, а у края.
8. «Классик» снят очень добротно и достоверно, но некоторые шероховатости всё-таки присутствуют. К примеру, когда в начале фильма машина с бандюганами скрывается с места преступления, в бампере отражаются члены съемочной группы.
Еще один «фокус» с отражением — человек на скриншоте не очень похож на актера Алексея Гуськова, который по сценарию и исполнял удар Лемана.
9. Сергей Петрович Никоненко после участия в «Классике» получил самую престижную награду в российском кинематографе — премию «Ника» за лучшую мужскую роль. А Алексей Гуськов — приз за «лучшую мужскую роль второго плана» на кинофестивале «Созвездие». Ничего себе второй план!
Как сложились судьбы актеров «Классика»?
Сергей Никоненко (Горский) — 83 года.
Алексей Гуськов (Юра) — 66 лет.
Лидия Вележева (Лиля) — 57 лет.
Юозас Будрайтис (Савицкий) — 83 года.
Валентина Теличкина (Ирина) — 79 лет.
Александр Панкратов-Черный (Витек) — 74 года.
Евгений Серов (Финиш) — 61 год.
Михаил Шашков (Крючок) — 64 года.
Анатолий Журавлев (Инкассатор) — 60 лет.
Валерий Баринов («солидный человек») — 78 лет.
Владимир Литвинов (Ермолаев) — 73 года.
Владимир Этуш (Монарх) — умер в 2019 году в 96 лет.
Владимир Зельдин (Вася Резаный) — умер в 2016 году в 101 год.