Ехать снимать за границу кино СССР было порой дорого, а порой нельзя. И выходов из ситуации было несколько. Как сказала советская актриса Маргарита Терехова, киностудия – «великое место, где из ничего могут сделать всё».
Так она выразилась непосредственно о Ленфильме, когда там создали ни много ни мало целый дворец для съемок «Собаки на сене».
Рассмотрим несколько самых интересных примеров.
Выход № 1. Создавали декорации
Это был самый частый прием. И чем глубже в историю кино СССР, тем больше тому примеров.
Так, в старом советском фильме «Серебристая пыль», поучительно развенчивающем милитаризм, Штаты показали буквально штрихами, изобразив на холстах углы домов и улицы.
Подобным образом, но более красочно поступили при съемках замечательной советской комедии «Труффальдино из Бергамо». Там «Венецию – город влюбленных» просто нарисовали. Рисунки «по мелочи» дополнили лестницами и прочими небольшими приспособлениями в павильоне, а также эпизодами, снятыми в Пушкине.
В галерее – кадры из советской комедии Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо»
В кино СССР «Мой нежно любимый детектив» действие происходило в Англии. По понятным причинам добраться туда, да еще большой съемочной группой, было нельзя.
Но создатели фильма из положения вышли довольно остроумно. Чтобы подчеркнуть, что дело происходит в Лондоне, в самом начале сюжета показали карту этого города. По карте скользила лупа, увеличивая названия улиц и площадей. Ну, а остальное было традиционно: павильоны с декоративными домиками, двориками и т. п.
Проще всего поступили, пожалуй, создатели советского кино «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы». Там в титрах писали, что дело происходит в Лондоне, а потом просто показывали рисунок Тауэра или других мест британской столицы.
Точно так же в этом фильме решили задачу с техасским городком, откуда к принцу Флоризелю по его вызову приехал местный ковбой.
При этом по ходу дела добавляли небольшие созданные на киностудии здания таверн и проч.
Интересно, что до сих пор на Мосфильме есть целая улица, имитирующая настоящий город. Правда, ее создали для съемок уже современного фильма – «Всадник по имени Смерть». Но если вы сходите на экскурсию на Мосфильм, то на примере этой улицы прекрасно поймете, как у нас для картин разных лет могли сотворить целые улицы и даже города «из миража, из ничего, из сумасбродства моего».
Есть подобные улицы из декораций и в Подмосковье – Середниково и Горках.
Кстати, только что процитированное «Обыкновенное чудо» также создали в павильоне. Исключение составили подмосковные Люберецкие карьеры, куда пришлось выехать для запечатления конных сцен.
Выход № 2. Имитировали заграницу на родной территории
Много «заграничных» сцен было снято в тогда родной Прибалтике.
В частности, в «Приключениях Электроника» картинную галерею, которую хотели обворовать гангстеры, снимали в Тракайском островном замке неподалеку от Вильнюса.
Странное сооружение на болоте, где прятался великий сыщик из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», конкретно в серии о собаке Баскервилей, отыскали возле эстонского поселка Ристи. Это была ветхая мельница голландского типа XIX в.
«Истинно британские» улицы изображали дома старой части Таллина, в английскую же трясину «воплотилось» болото Куйстлемма в уезде Лязнемаа.
В галерее – кадры из советского фильма Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
Южные государства чаще всего снимали в Крыму, моря-океаны всей Земли – на родном Черном море, реже – на Каспийском или Азовском.
Так, локации для советской комедии «Человек с бульвара Капуцинов» во многом создали под Феодосией. В Тихой бухте возвели почти целый городок с улицами, домами, даже церковкой. Камера показывала всё это с одного ракурса, разумеется, не вводя в кадр балки, подпиравшие фасады.
И сегодня эта деревянно-фанерная Санта-Каролина ничуть не смущает. Да, особо внимательные зрители порой отлавливают то один ляп кино, то другой. Но в целом для своего времени съемочной группе удалось сотворить весьма неплохую имитацию.
Крымской Англией назвали СМИ локации «Десяти негритят». Остров, описанный в детективе Агаты Кристи, находится у побережья британского графства Девоншир. Но «легким движением руки» режиссера он перенесся в замок Ласточкино гнездо, в Воронцовский дворец, на скалу Дива в Симеизе и т. п.
В галерее – кадры из детектива Станислава Говорухина «Десять негритят»
Одним из лидеров появления в кадре и любимцем наших киношников стал Ливадийский дворец на Черном море. В частности, здесь снимали сцены таких советских фильмов:
- «Отелло». Ревнивый мавр был генералом Венецианской республики, вот как раз эту часть Италии вместе с Средиземным морем и воспроизвели;
- «Овод». Римскую резиденцию священника Лоренцо Монтанелли снимали конкретно в Итальянском дворике, что, согласитесь, было логично;
- «Двенадцатая ночь». В этой классической комедии действие происходило в балканской Иллирии. И в кадр попали тот же великолепный дворик, а также парк и колокольня местной церкви;
- «Собака на сене». По лестницам именно этого дворца как по собственной резиденции гуляла величественная Диана;
- «Сокровища пылающих скал». В данном сюжете наш дворец вообще стал пристанищем губернатора африканской страны;
- и др.
Всевозможные дворцы для фильмов из жизни царей-императоров, дворян и иже с ними снимали в Ленинграде и его великолепных пригородах (Петергоф, Царское Село и проч.), а также в Москве (Коломенское и др.), ближнем и дальнем Подмосковье (Переславль-Залесский и т. п.).
Восточные же виды нередко запечатлевали в Баку, допустим для отдельных сцен путешествия Семен Семеныча и Лелика в советской комедии «Бриллиантовая рука».
Выход № 3. Использовали монтаж
Часто героев снимали в павильоне или на лоне родной природы, а фоном пускали видео-картинку с видами, снятыми за границей, а то и просто фотографию.
Это было, как бы сказал герой только что упомянутой комедии Леонида Гайдая, «дешево, надежно и практично».
Использовался этот прием, к примеру, и в уже названном «Человеке с бульвара Капуцинов». Там его даже иронично обыграли, когда героиня просила друга: «Джонни, сделай монтаж!»
Выход № 4. Снимали за границей тайно
Один из участников съемок «Гардемаринов-3», смеясь, в интервью делился, что сцену в Венеции снимали тайно. Дескать, местные власти запросили большую оплату, но наши умудрились по-быстрому всё сделать ночью и с первыми лучами солнца убрать весь реквизит и аппаратуру.
Впрочем, эта версия другими участниками не подтверждена (пока что?). Легальная же история указывает совсем иные локации – исключительно в пределах России…
Выход № 5. И все же хоть немного, но снимали за границей вполне официально
«За бугром» фильмы снимали не целиком, а лишь отдельными сценами. И ездили туда также исключительно имевшие самое непосредственное отношение к тем сценам.
Чаще всего это были совместные проекты, когда фильм создавали киностудии двух или более стран, включая нашу. Обычно в качестве других сторон выступали государства соц. лагеря – ГДР, Чехословакия и др., но не только.
Например, натурой для «Щита и меча» послужили территории не только в Калининградской области и Латвии, но и в ГДР и Польше, в частности в Кракове.
Над эпопеей «Семнадцать мгновений весны» работали как в Москве, городах Подмосковья, Грузии и Латвии, так и в Берлине, на территории Саксонии, в чешских Карловых Варах…
А «Отпуск за свой счет» был советско-венгерским, и в нем показывали настоящий Будапешт.
В галерее – кадры из советской комедии Виктора Титова и Яноша Буйташа «Отпуск за свой счет»
Или вот часть сцен фильма «Возвращение резидента» снимали в Румынии. Территории Швейцарии изображали Австрийские Альпы, куда удалось-таки попасть съемочной группе. Остальное же всё было, так сказать, по классике: Крым, игравший роль южных стран, вплоть до африканской саваны.
А вот над советско-франко-швейцарским «Тегераном-43» работали не только в нашей стране, но и в самых настоящих Франции, Испании, Швейцарии.
Правда вот, собственно город, давший название фильму, посетить не удалось. Дело в том, что в нем в то время как раз шли бoeвые дeйcтвия.
Поэтому Тегеран вместе с его колоритными жилыми кварталами и улочками воссоздали в павильоне Мосфильма.
Частично повезло и создателям картины «Бег». Помимо классических для подобных съемок Крыма, Подмосковья, а также Астраханской области, им посчастливилось добраться до болгарского Пловдива (сымитировав там неповторимые дворики Константинополя/Стамбула) и даже до Франции.
Впрочем, сам Париж сняли довольно отрывочно. Везти туда всех актеров и съемочную группу с громоздкой аппаратурой было слишком дорого.
В итоге там ограничились съемками набережной Сены да пары-тройки улиц, в остальном же… ну, вы уже поняли – прибегли к старым добрым павильонам, а также к классическому приему «Джонни, сделай монтаж!»… и еще к формуле героя самого «Бега»: «Россия не вмещается в шляпу, господа!»
В галерее – кадры из экранизации книги Михаила Булгакова Александром Аловым и Владимиром Наумовым «Бег»
_________
Советские фильмы были сильны многим: отточенными сценариями и прекрасной режиссурой, шикарной игрой актеров и утонченным юмором, прелестными песнями и др.
Просто это была начальная стадия развития кино, и не всё еще успело выйти на продвинутый технический уровень, к которому мы привыкли сегодня, спустя несколько десятков лет и множество проб и ошибок в съемочном деле.