Какие скандалы, разборки и напасти преследовали фильм «Жестокий романс»

Взявшись за экранизацию классики в 1984 году, Эльдар Рязанов попытался выйти за рамки комедии. «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», мгновенно снискал славу и популярность у зрителей. Журнал «Советский экран» признал его «лучшим фильмом года». Картина получила множество наград, звучавшие в ней романсы были выпущены на виниловых дисках и аудиокассетах.

Однако всё это не уберегло создателей фильма от шквала скандальной критики. Впрочем, что греха таить, и на самой съёмочной площадке хватало провокаций и бесстыдств. О них в народе ходили настоящие легенды!

Взявшись за экранизацию классики в 1984 году, Эльдар Рязанов попытался выйти за рамки комедии.

Гневные отповеди критиков

По слухам, Рязанов отправил Андрею Мягкову и Никите Михалкову персональные приглашения, только в этих актёрах он видел Карандышева и Паратова. Говорят, режиссёр даже пригрозил, что не будет снимать кино без них. Мягков сразу согласился, а вот с Михалковым переговоры затянулись. Актёр планировал сниматься в советско-итальянской драме «Очи чёрные».

В качестве второго претендента на роль стали рассматривать Сергея Шакурова. Александр Панкратов-Чёрный, мечтавший сыграть обаятельного франта и барина, уговорил пробовать его самого. Но Рязанов понимал, что типаж не тот, на удачу съёмки Михалкова перенеслись, поэтому он согласился участвовать в проекте Рязанова. Главная женская роль досталась неизвестной молодой актрисе Ларисе Гузеевой. Девушка только окончила ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и впервые попала на съёмочную площадку.

Неопытная Гузеева и стала объектом для нападок критиков. Они писали, что начинающая актриса теряется на фоне более искусных коллег и даже не пытается преодолеть свою беспомощность. «Нам так и остаётся неясным, чем именно она вызывает всеобщий восторг окружающих её мужчин» – заключает советский литературовед Борис Осипович Костелянец.

По мнению многих рецензентов, «Бесприданница» превратилась в русскую историю «Мадам Бовари». Их возмущало, что островская Лариса на экране попела, поплясала, затем отдалась в каюте сентиментальному плейбою, а когда это выяснилось, истеричный соперник Паратова выстрелил ей в спину. Рязанова обвиняли в том, что он опошлил оригинал и поглумился над классикой, что он не обличил паратовскую пустоту, а эстетизировал её, сделав негодяя и апологета «сладкой жизни» очаровательным героем-любовником.

Скандальные выходки на площадке

Когда в Кострому приехала съёмочная группа из Москвы, жители города бросились встречать её. Ещё бы! Прибыл поистине золотой состав: Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Андрей Мягков, Александр Панкратов-Чёрный, Алексей Петренко, Виктор Проскурин… Люди просили автографы и ждали какого-то невероятного представления. В общем-то, их ожидания в какой-то степени оправдались.

Многим зевакам удалось полюбоваться обнажённым Георгием Бурковым, сыгравшим безработного актёра «Робинзона». По замыслу Рязанова картина должна была начаться со сцен, в которых этот чудак после пьяного загула оказывается голым на острове, а Паратов его спасает. Буркову пришлось на глазах досужей толпы бегать по острову в чём мать родила. Но вот его старания были напрасны: этот эпизод решили не включать в фильм.





Это не единственный инцидент, который прославил съёмочную группу. Михалков так вошёл в роль удалого русского барина, что начал закатывать в гостинице масштабные пирушки. Соседи жаловались на актёра и вызывали милицию, но сотрудники правопорядка присоединялись к застолью и пилили с знаменитыми москвичами на брудершафт. Однажды Михалков даже добыл лицензию на охоту, после чего накормил всю съёмочную бригаду медвежатиной. Единственным актёром, который держался в стороне от гулянок, был ответственный Андрей Мягков. Он либо погружался в сценарий, либо отлучался в Москву, не бросая театральные постановки.

Сейчас Лариса Гузеева признаётся, что не может досмотреть «Жестокий романс» до конца. Дебют с мэтрами советского кино стал для неё настоящим испытанием. Порой Рязанов срывался на крик и жаловался на «профессиональное невежество» дебютантки. Однако в последних эпизодах работать с ней ему стало значительно легче. За свою коллегу нередко заступался Никита Михалков, он считал её замечательной партнёршей. Ходили слухи, будто Гузеева была настолько околдована им, что называла его не только талантливым актёром, который завораживает, но и брутальным красавцем.

На волосок от гибели

Расположения юной Ларисы Гузеевой добивались очень многие члены съёмочной группы. Сергей Арцибашев, исполнивший в картине роль банкира Гуляева, признавался, что был влюблён в актрису. Однажды он вместе с Михалковым подрался с иностранными туристами, которые слишком нагло приставали к девушке. Разборки дошли даже до милиции, но всё обошлось.

Однако было два случая, когда дело едва не кончилось серьёзными разбирательствами. В одной сцене Карандышев плыл на лодке к пароходу Паратова. Мягков сидел на носу и грёб к «Ласточке», направление ему подсказывали через мегафон с берега. Из-за тумана видимость была плохой, и Рязанов не заметил, как Мягков взял неверный курс. Лодка попала в лопасти ведущего колеса парохода и встала на дыбы, Мягков упал под воду. Помощник оператора хотел прыгнуть с борта в реку, чтобы помочь ему, но его остановил коллега: «Снимай! Это последние минуты великого артиста!».

Когда на водной глади появился парик, кто-то перекрестился. Но Мягкову чудом удалось проскользнуть между двух лопастей и всплыть. Позже актёр вспоминал, что в этот страшный момент подумал о том, что всё это так нелепо, ему было неудобно перед Рязановым, ведь его гибель обернулась бы серьёзными разборками. В тот же вечер Мягков ехал в поезде на спектакль, и только в вагоне его настиг ужас от понимая, что для него всё могло закончиться. Актёр стоял в тамбуре, придавленный этим переживанием.

Чуть не погиб на съёмках и Никита Михалков. В одной сцене герой Панкратова-Чёрного стрелял из пистолета в стакан, стоявший на голове Паратова. В стакане находился небольшой заряд пороха, от которого тот и должен был разлететься. Но пиротехник забыл подложить под его дно защитную подкладку. После прогремевшего взрыва Михалков схватился за голову и упал на пол, съёмочная группа в ужасе оцепенела. Однако и тут удача оказалась благосклонной: актёр не пострадал, а вот безалаберного пиротехника сразу уволили.

Несмотря на все опасности, скандалы и разгромную критику фильм удался. Зрители искренне полюбили «Жестокий романс», картина вошла в сотню лучших советских картин и стала классикой современного кинематографа.