Нетипичная роль для добряка : Киану Ривз в роли серийного убийцы. Недооцененный критиками триллер «Наблюдатель»

«Вся жизнь этого человека состоит из убийств. Он их изучает. Он знает криминалистов, знает, как работает полиция. Он тщательно готовится, чтобы не оставить на месте преступления улик»

(«Наблюдатель», 2000 г.)

Наименование фильма: «Наблюдатель» (The Watcher)
Режиссер: Джо Чарбэник (Joe Charbanic)
Композитор: Марко Белтрами (Marco Beltrami)
В главных ролях: Джеймс Спэйдер (James Spader), Киану Ривз (Keanu Reeves), Мариса Томей (Marisa Tomei), Эрни Хадсон (Ernie Hudson), Крис Эллис (Chris Ellis), Роберт Чиккини (Robert Cicchini) и др.
Слоган фильма: «Кто-то хочет поиграть» (Someone wants to play)
Награды:
Золотая малина (2001 г.)
Номинация на худшую мужскую роль второго плана (Киану Ривз)

Наверное, любой уважающий себя киноактер мечтает сыграть роль, выходящую за рамки его привычного амплуа. А тем более, если такое предложение поступает, то отказываться – попросту глупо. Именно на такой отчаянный шаг и решился канадский киноактер #киануривз #keanureeves , которому посчастливилось сыграть единственную в своей кинокарьере роль серийного маньяка, убивающего одиноких женщин струной от пианино.
Не обошлось здесь, конечно же, и без юридических распрей, из-за подделанной бывшим другом Киану Ривза (режиссером кинокартины Джо Чарбэником (Joe Charbanic)) подписи в контракте, для участия в съемках. Впрочем, на профессиональном поприще Ривза это никак не отразилось, благодаря накопленной актерской фильмографии и колоссальному успеху ныне культовой киберфантастики «Матрица» (The Matrix), премьера которой состоялась «24» марта 1999 г. в США, то бишь за полтора года до выхода триллера «Наблюдатель».

Мнения кинокритиков сделали свое дело, в результате чего единственное полноценное кинопроизведение Джо Чарбэника (Joe Charbanic) провалилось в мировом прокате, а Ривза номинировали на антинаградную премию «Золотая малина» (Golden Raspberry Awards or BAFTA). Но это ничуть не сделало сей кинопродукт незаметным, а даже наоборот, – увеличило число почитателей таланта Киану Ривза в России и странах СНГ.
Премьера фильма #наблюдатель #thewatcher состоялась «07» сентября 2000 г. в Малайзии, а уже потом, «08» сентября 2000 г. – в США. До России же «Наблюдатель» добрался лишь спустя восемь месяцев, «12» апреля 2001 г. – в «День космонавтики»

Безусловно, триллеру «Наблюдатель» навязаны штампованные киноклише, где расчетливого серийного убийцу не могут поймать даже агенты ФБР (FBI), а полицейские автомобили, гоняющиеся за преступником, – лишь игрушечные машинки, которые периодически появляются в кадре и перемещаются сами по себе, тем самым акцентируя все пристальное внимание зрителя на двух одушевленных ведущих персонажах фильма.

По сюжету, специальный агент ФБР Джоэл Кэмпбелл переезжает в город Чикаго (City of Chicago), дабы забыть личную трагедию, частично произошедшую по его вине – обнаружив свою любовницу Лизу Энтон связанной среди множества зажженных ритуальных свечей, Кэмпбелл оставляет ее одну, пытаясь не упустить убегающего от него серийного маньяка Дэвида Гриффина. Осознав, что любимый человек все-таки дороже, чем очередной изысканный душегуб, Кэмпбелл возвращается обратно к своей возлюбленной, которую полностью поглощает жгучее пламя огня.

Спустя некоторое время, череда ритуально-убийственных похождений Дэвида Гриффина уходит в забытье, а отставной специальный агент ФБР Джоэл Кэмпбелл, сменив место жительства, начинает посещать сеансы терапии у симпатичного доктора Полли Бейлман, пытаясь избавиться от мучающих его приступов мигрени. «Наградив» себя множеством иммунных болячек, включая сахарный диабет первого типа, Кэмпбелл ведет тихую неразмеренную жизнь, питаясь в дешевом вьетнамском ресторанчике. Но вскоре всеми забытый Дэвид Гриффин вновь заявляет о своем присутствии, затеяв с Кэмпбеллом опасную игру; он начинает присылать ему фотографии своих будущих жертв – одиноких девушек, которых не так-то просто найти посреди густонаселенного города Чикаго (City of Chicago).

После нескольких провалившихся попыток по спасению женских жизней и поимке проворного маньяка, Кэмпбэлл все-таки самолично выходит на Гриффина, в заложниках которого находится доктор Полли Бейлман. И вот, столкнувшись со своим главным врагом лицом к лицу, Кэмпбеллу удается сохранить жизнь Бейлман, включая свою, чем, собственно и заканчивается остросюжетный триллер от Джо Чарбэника (Joe Charbanic).

Стоит отметить талантливую операторскую работу Майкла Чэпмена (Michael Chapman), где периодически МЫ видим окружающую действительность глазами серийного убийцы, тем самым примеряя на СЕБЯ психологический портрет Дэвида Гриффина. Данная манера съемки удачно вписалась в сюжетную составляющую и даже прибавила ей некоего мистического антуража, – чего только стоят вступительные титры , где черное переливается с едко-зеленым светом, а кинокадры, будто бы зрительные воспоминания, – обрывками всплывающие в мучительных снах главного героя.

Оригинально-подобранный саундтрек (soundtrack) и, особенно, завораживающее музыкальное сопровождение от достаточно известного в мире голливудского кино композитора #маркобелтрами #marcobeltrami , – добавляют в актерскую игру #джеймсспэйдер #jamesspader и Киану Ривза (Keanu Reeves) ступеньки нарастающего драматизма, «детективизма» и «экшн-фильма».

Ну и конечно же САМАЯ запоминающаяся сцена ритуального танца Киану Ривза (Keanu Reeves) среди множества зажженных свечей под индастриал-метал-композиции от американского рок-музыканта #робзомби #robzombie делает фильм «Наблюдатель» поистине – атмосферным, интригующим и выделяющимся на фоне однотипных триллеров про маньяков-убийц.

Возможно у многих из ВАС после просмотра фильма «Наблюдатель» возникнет ощущение недосказанности, или скорее, ожидания совсем иной концовки – более трагичной и нестандартной. Ведь совершив самопожертвование ради спасения того человека, который Кэмпбеллу действительно дорог, ему бы удалось искупить свою вину перед когда-то оставленной в беде возлюбленной Лизой Энтон и обрести тот самый философский смысл, который пытался донести до него Дэвид Гриффин, – чтобы победить зло, нужно пожертвовать добром.